3. Историческая справка

Земли Всеволожского района были заселены с древнейших времен. Стоянки первобытных охотников периода неолита были обнаружены в разное время в Токсове (у Комендантской горы и на Чайном озере), а также в Лемболове.

Наиболее ранние летописные упоминания о народах, населявших Приневский край, восходят к XI—XII вв. В то время здесь обитали племена финнно-прибалтийской подгруппы и славяне (т.н. словене).

При Иване III край был окончательно присоединен к русским владениям. Интенсивно развивается товарообмен между поселениями и городами Ореховец (Орешек), Корела(Кексгольм - Кякисалми - Приозерск), Выборг и Старая Ладога, находившимися по обе стороны русско-шведской границы.

Основную часть земель современного Всеволожского района занимала тогда северная часть Ореховецкого уезда (присуда), которая была поделена на четыре погоста: Кельтушский (Колтуши), Городненский (современный пос. им.Морозова), Корбосельский (Карабсельки) и Куйвашский (Куйвози).

Ядром будущего города Всеволожска стали три деревни Рябовы, которые, наряду с такими населенными пунктами, как Вартемяги, Матокса, Токсово, Осельки, Сярги, были упомянуты в "Переписной окладной книге по Новугороду Вотской пятины 1500 года".

В начале XVII столетия Приневский край был завоеван шведами, которые назвали его Ингерманландией (по коренному финскому названию края Инкеринмаа). Шведские власти стали высылать сюда крестьян из Финляндии.

Формирование Всеволожска началось с появлением здесь русских землевладельцев после победоносной для России Северной войны 1700-1721 годов. Петр Великий раздавал земли вокруг Петербурга своим сподвижникам, переселявшим на них крестьян из внутренних районов России. Так появились нынешние населенные пункты Мурино, Ириновка, Бугры и другие. При этом финское население сохранило свою самобытность, язык, религию, культуру.

В 1708 году Приневский край был включен в Ингерманландскую (Петербургскую) губернию. Шлиссельбург (Орешек - Нётэборг) стал центром одноименного уезда, север которого и составляет сейчас основу современного Всеволожского района. На месте Всеволожска возродилось несколько мыз, в том числе и мыза Рябово. В числе ее первых владельцев были: сподвижник Петра светлейший князь А.Меньшиков, вице-губернатор Петербургской губернии Е.Пашков, придворный банкир времен Екатерины Второй И.Фредерикс.

Дворянское семейство Всеволожских появилось в этих местах в 1818 году, когда мызу Рябово купил "русский Крез" камергер Всеволод Андреевич Всеволожский, владевший усадьбой до своей смерти в 1836 году. Его правнук В.П.Всеволожский, последний из династии, вынужден был покинуть имение в 1917 году.

В районе немало памятных и исторических мест. Далеко за пределами Ленинградской области известно Приютино - бывшая усадьба президента Академии художеств России А.Н.Оленина, у которого бывали выдающиеся представители российской культуры, в т.ч. А.С.Пушкин.

Станция Всеволожская появилась после завершения строительства Ириновской железной дороги в 1895 году. Вокруг неё вырос дачный поселок, ставший в период между мировыми войнами районным центром Ленинградской области.

В 1920 году по Тартускому договору Ингерманландия осталась в составе Советской России.

Как и для всей страны, тяжёлым испытанием для района стали годы Великой Отечественной войны. Всеволожский район не был оккупирован гитлеровцами. В 1941-1944 годах здесь проходила Дорога Жизни. Начиналась она у Ржевки, потом уходила все дальше от Ленинграда на Ковалево и Приютино, у Румболовской горы пересекала п. Всеволожский, а за Корневым поворачивала на Рахью, Борисову Гриву, Ваганово, пока, наконец, не упиралась в берег Ладожского озера. В период блокады Ленинграда автомобильный и железнодорожный пути через район были единственной связью осажденного города с Большой землей. Днем и ночью по ледовой дороге шли тысячи машин. В город направлялись продовольствие и боеприпасы. Как память о тех трагических днях в центре эмблемы Всеволожска изображен памятник "Разорванное кольцо", установленный на берегу Ладожского озера.

После войны большое место в жизни и труде всеволожцев стали занимать вопросы мирного строительства. Значительный вклад в дело восстановления Ленинграда и области внесли Правобережное объединение строительных материалов, т/п "Ириновское", завод им. Морозова; был восстановлен из руин Дубровский ЦБК в виде предприятия по комплексной переработке древесины. Возникли новые производства: Ленинградский завод ЖБИ, РМЗ, ЖБИ-4, ГИПХ, ЭЗТАБ и другие. Предприятия строили жильё, школы, детские сады, благоустраивали район. Серьезным вкладом в развитие транспортных связей районного центра явилось открытие в мае 1958 года электрифицированного железнодорожного маршрута от Ленинграда до Мельничного Ручья и разработка проекта дальнейшей электрификации Ириновской магистрали.

1 февраля 1963 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР п.Всеволожский получил городские права и стал городом Всеволожском.

http://proza.ru/avtor/vadim2021&book=2#2


Рецензии