Выставка 10. 0. Савинков, Ларионов и Гончарова
"«Последней футуристической» выставка была названа из-за желания организаторов завершить футуристический период в русской живописи и обозначить переход к супрематизму.
«0,10» — это не одно число (одна десятая), а числа ноль и десять, перечисленные через запятую. Ноль означает отсутствие (нулевое количество) предметных форм в супрематизме. Десять означало количество художников, планировавших участвовать в выставке, но, когда участников стало четырнадцать, название не было измене
Инициатором выставки был Иван Пуни.
Список участников выставки 0,10
Казимир Малевич
Владимир Татлин
Иван Пуни
Любовь Попова
Иван Клюн
Ксения Богуславская
Ольга Розанова
Надежда Удальцова
Натан Альтман
Василий Каменский
Вера Пестель
Мария Васильева
Анна Кириллова
Михаил Меньков
Далее югославский пейзаж и классический «Натюрморт с битой дичью и фруктами» преломили ярким, смелым, жизнерадостным видением в стиле Ларионова и Машкова.
Идея Павла Филонова о том, что человек есть перекресток всех дорог, наложенная на портрет жены и дочери И. Крамского, формирование четвертого – лучисто-энергетического – измерения живописи Михаила Ларионова в картине Куинджи, развили абстрактное размышление о природе вещей.
Михаил Ларионов - это муж Натальи Гончаровой, которая участвовала вместе с Виктором Викторовичем Савинковым, братом писателя Бориса Викторовича Савинкова в выставке - по русскому авангарду "Бубновый валет". Ларионов сотрудничал с Дягилевым. "К 1912 году создал новую художественную концепцию — лучизм[7], один из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», где формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.
В 1914 году, после начала Первой мировой войны, был призван на военную службу. Комиссовавшись по ранению, Ларионов поселился в Париже, где в 1915—1929 годах вместе с Гончаровой работал для Дягилева, создавая костюмы и декорации к постановкам его «Русских балетов».
Еще более абстрактные формы кубофутуризма в духе Александры Экстер приданы «Завтраку» Класа Питера. Любимая всеми «Маруся» Елены Киселевой приобрела признаки иконы, взятые из крестьянского цикла Малевича.
И завершают выставку «Дачницы» Елены Киселевой в полностью абстрактном синэстетическом стиле Василия Кандинского". текст с сайта музея Крамского
Свидетельство о публикации №221121701249