Ч. 293 Пережитый ужас

Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/12/16/1111

Но перед тем как страшный вал влился в бухту, ещё не видя его, Путятин приказал Лесовскому послать шлюпку с офицером, чтобы исследовать удивительное явление, почему джонки понесло вверх по течению быстрой реки, впадавшей в бухту.

Степан Степанович без энтузиазма отправил шлюпку. Но её при поднятии уровня воды в бухте выбросило на берег. Моряки выскочили из шлюпки, вытащили её подальше от воды и по примеру жителей бросились к ближайшей возвышенности, что их и спасло.

С этого момента начало разыгрываться страшное и грандиозное действие. В бухту Симода влился громадный вал, который докатился до берега, отхлынул, но навстречу ему с моря накатился другой вал, ещё громаднее.
 
Они столкнулись, и вода стала вращаться, хлынув на берега бухты, докатившись до тех холмов, на которых спасались люди. Этот второй  гигантский вал накрыл весь город Симода и смыл его. Потом в бухту влился новый вал, и ещё, и ещё.
 
Водоворот в бухте продолжался со всё возрастающей силой, перемалывая и круша дома и постройки, которые смывались с берегов. Потом подсчитали, что из тысячи домов осталось шестнадцать, и погибло около ста человек, которые не смогли или не успели убежать на холмы.
 
Весь залив покрылся обломками домов, джонок, трупами людей, животных и бесчисленным множеством разнообразнейших предметов: жилищ, утвари и прочим. Всё это прибило к одному из берегов в такой плотной массе, что образовало как бы продолжение берега.
 
А что происходило в это время с фрегатом? По рассказам моряков, их больше всего поразило попеременное возвышение и понижение берега. То он был вровень с фрегатом, то вдруг возвышался саженей на шесть вверх. Стоя на палубе, нельзя было понять, поднимается ли вода или фрегат опускается на самое дно моря?

Вращением воды фрегат бросало из стороны в сторону, прижимая на расстояние сажени к скалистой стене острова, около которого он стоял, грозя раздробить его, как орех, и затем отбрасывая на середину бухты.
 
Потом его стало вращать с такою скоростью, что за тридцать минут корабль сделал сорок два оборота! У многих от скорости вращения закружилась голова.

Уровень воды в бухте то поднимался, то опускался до такой степени, что фрегат било о дно, о собственные якоря, клало то на один борт, то на другой.

Все уцепились кто за что мог, оцепенели в молчании. Не потеряли хладнокровия только два человека, Путятин и Лесовский, которые держались на мостике, вцепившись в поручни.

Раздался громкий голос адмирала: «Ребята, не робейте!»

Фрегат несло на скалу, и люди чувствовали полное бессилие: ничто не могло остановить корабль. Молились кто вслух, кто мысленно, даже атеист Мусин-Пушкин потом признался, что тоже молился, точно как по пословице: «Кто в море не бывал, тот досыта Богу не молился».
 
Вода, отбившаяся от скалы, оттолкнула фрегат. Джонки носило по бухте, как щепки. Одна из джонок зацепилась за якорные цепи, и её стало бить о фрегат с такой силой, что она нанесла повреждение носовой части корабля, а сама джонка стала разваливаться.

В ней находились два японца. «Спасти людей!» - скомандовал Лесовский. Матросы сбросили канаты в джонку, за которые схватились японцы, и вытащили их на палубу, а джонка тут же погрузилась в воду.

«Отдать третий якорь!» - послышалась новая команда с мостика. Уверенный голос командира фрегата, казалось, сразу пробудил всех из оцепенения, вернув к исполнению своих обязанностей.
 
Во время отдачи якоря ещё одну джонку швырнуло на фрегат, нанеся новые повреждения в носовой части корабля, но её после столкновения сразу отнесло от «Дианы».

При отливе в мутном потоке с неимоверной скоростью мимо фрегата неслись части разрушенных домов, домашняя утварь, крыши домов, люди, спасавшиеся на деревянных обломках.

Лесовский распорядился свесить с бортов фрегата канаты, чтобы несчастные могли за них схватиться, но таким образом удалось спасти только одну старуху, которую вода прибила к борту.

Над городской долиной появился дым, и вскоре моряки ощутили сильный серный запах. Приливы и отливы менялись так быстро, что лотовые матросы, измерявшие глубину, едва успевали выкрикивать число футов.

Разность уровней воды доходила до пяти с половиной сажень (примерно 11 метров). В 12-м часу фрегат вращался уже медленнее, но его с каждым приливом воды тащило к северному, более пологому берегу.

Якоря были опутаны якорными цепями и не удерживали «Диану» на месте. Во время одного из оборотов фрегата его бушприт едва не сломало об отвесный берег острова. Лесовский приказал Мусину-Пушкину закрепить орудия по-штормовому.

Команда поступила очень вовремя, потому что, едва закончили эту работу, как фрегат стало так опасно кренить на левый борт, что Лесовский отдал новый приказ: «Свистать всех наверх!»

Выполняя команду, все бросились по трапам на верхнюю палубу. Командир фрегата опасался, что корабль опрокидывается. Люди повисли на коечных сетках правого борта. Все напряжённо молчали.

Раздался голос командира фрегата: ««Люки закрыть!» Скользя по палубе, цепляясь за всё, за что можно было ухватиться,  матросы и офицеры выполнили его команду. Снова на палубе наступила тишина.

Фрегат лежал на боку и скрипел всеми частями, казалось, что он сейчас развалится на части. Из воды торчал шток якоря. Это длилось около минуты. Послышался громкий голос адмирала: «Да будет воля Божия. Ребята не робейте!»

Начался очередной прилив, и фрегат стал выпрямляться. В этот момент с орудийной палубы раздались крики боли и стоны. Туда побежал врач с помощниками и старший офицер.

Оказалось, что орудие, его отодвинули, чтобы освободить место бухтам канатов, которые до цунами собирались передавать на берег, опрокинулось. Матрос Соболев был задавлен насмерть, матросу Викторову оторвало ногу ниже колена, а у унтер-офицера Терентьева была сломана нога.

Когда фрегат принял нормальное положение, командиру доложили, что вода в трюме быстро прибывает. Лесовский приказал откачивать её помпами. Почти в то же время с мостика увидели, что на небольшом расстоянии от борта всплыла часть киля.

Колебания воды в бухте продолжались до  половины четвёртого. Когда они прекратились, фрегат окончательно остановился на глубине 22 футов, в десяти саженях от подводных скал.
 
Вода в трюме прибывала со скоростью около двух футов в час. При внешнем осмотре обнаружили, что оторван руль и большая часть старнпоста (основы кормы).

Бухта представляла собой грустную картину. По всему берегу до высоты трёх саженей над уровнем моря были разбросаны обломки судов и домов.
 
Продолжение http://proza.ru/2021/12/18/1152


Рецензии
Кашмар! Такое пережить! Хорошо в живых остались...

Юля Рудакова   22.12.2021 21:15     Заявить о нарушении
Это было большое везенье!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   22.12.2021 22:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.