История одного путешествия

                Где-то к концу августа года своего восемнадцатилетия - той зимой и  начавшегося - я обнаружил пропажу удостоверения шофёра-профессионала ро-851573, полученного мной в последние дни  месяца апреля в результате малозаметных, на фоне всех прочих, последних игрищ счастливой поры удалого студенчества. Кто-то из бичей нашего отряда вытащил эту корочку из моих вещей, пока я трудом своим на буровой закреплял теоретические основы своей будущей профессии. Вот гад! – мимолётно подумал я тогда; но бурные события разгульной преддипломной суматохи тут же растопили возникшую было озабоченность. С той поры минуло больше полувека и где-то к концу этого периода моей жизни я вспомнил о былом крушении моей карьеры автомобилиста.
                Ездить же туда-сюда и поныне продолжаю пассажиром, да только уж по случаю острой необходимости. Ну и пусть лучше профессионал баранки заработает на мне трудовую копейку, чем потрачусь я много больше на внедрение себя в алчную сферу автоиндустрии.
                Но  все чаще вспоминаю я -  с неким даже благодарением человека- этаким, своеобычным в нашем народе, способом избавившего меня от самой возможности пребывать в мейнстриме одичалой всеобщей автомобилизации страны, в которой дураки и дороги уж слились в экстазе возбуждённо реализуемого желания быть круче всех.

                Так все годы я, не в пример кёнигсбергскому философу по фамилии Кант, не сидел сидьмя на месте, а перемещался в пределах собственной ойкумены, свободно, в качестве уж этакого над извозчиком барина.
                Случайно ли Иммануил Кант обнаружился в моих разглагольствованиях?  С годами я всё чаще отвечаю на этот вопрос с бОльшим даже благоговением, чем к тому же ворюге бичу, открывшему мне возможность для праздных размышлений даже и тогда, когда тело моё с нечеловеческой скоростью перемещается в пространствах Земли, возникшей в Солнечной системе из огромного плотного пылевого облака рассеянного вещества.

                Тут в наши с Иммануилом отношения этаким гадёнышем чуть было не вполз придурковатый с Балтики моряк в чине адмирала, разъясняющий матросам продажную сущность этого учёного, труды которого ни сам адмирал, ни уж тем более матросы не читали, да и читать не будут. Знать сильны в командире традиции балтийской кокаиновой революционной матросни!
                Но этого флотоводца я тотчас же оставил за бортом. Да и продолжил своё путешествие во времени.

                К моменту, когда крючкотворы из ГАИ ещё только заполняли документы для предоставления мне права профессионально управлять автомобилем, я уже знал много больше того, о чём говорила сама объединённая космогеническая гипотеза Канта-Лапласа. А уж теперь-то и подавно – много больше той мимоходом схваченной на лету теории, и следствий, вытекающих из самого процесса перехода космического вещества из одного своего состояния в другое.
                Что даёт мне это знание? И самый вопрос на эту тему по сути своей нелеп.  Не д а ё т,  а  п о з в о л я е т  мне объяснить многое из того, что тревожит меня во дни как бы перехода неизбывного невежества многих своих соплеменников на всё более возвышающуюся спираль туда, где природа поджидает всех нас элементарной своей приверженностью к изменениям.
             И вот, таким образом упакованного в капсулу раздумий, когда я

-Пытаюсь видеть мир бесстрастно, отрешенно.
Поскольку сердце не вмещает этот звон
Пустопорожней болтовни и лжи вокруг распространенной.

Не признавая вечности причин,
Чем издревле нам задан жизни круг,
Вы скажете:- Как трудно жить! И в череде новин
Все ищете успех, который – может? - грянет вдруг.

В ажиотаже гонки до конца
Уходят силы без успеха в деле.
И разбиваются усталые сердца,
К обочине пути валя бессмысленное тело.

Как в омутах вселенских и крутых,
Вас кружит жизнь в безумстве вами выбранного плена,
Сбивая в стаи неудачников. Вот их
Ждет только муть да грязь прибрежной пены.

Мы все живем на мыльном пузыре
Подсунутых химер...

…везёт меня реальный водитель, реальной же маршрутки и по реальной дороге к Озеру. Дорога эта, надо сказать, постоянно теперь улучшается, позволяя уж за какие-то там час, полтора преодолеть сотню километров пространства, уж растворившего в себе навсегда и самые следы самогО неистового протопопа Аввакума, всю неделю своего пути с благоговением лицезревшего здесь
  "- горы высокие, утесы каменные и зело высоки, - двадцеть тысящ верст и больши волочился, а не видал таких нигде. Наверху врата и столпы, ограда каменная и дворы, — все богоделанно. Лук на них ростет и чеснок, — больши романовскаго луковицы, и сладок зело. Там же ростут и конопли богорасленныя, а во дворах травы красныя и цветны и благовонны гораздо. Птиц зело много, гусей и лебедей по морю, яко снег, плавают. Рыба в нем — осетры, и таймени, стерледи, и омули, и сиги, и прочих родов много. Вода пресная, а нерпы великия в нем: во окиане море большом, живучи на Мезени, таких не видал. А рыбы зело густо в нем: осетры и таймени жирни гораздо. А все то у Христа тово-света наделано для человеков, чтоб, успокояся, хвалу богу воздавал. А человек, суете которой уподобится, дние его, яко сень, преходят; скачет, яко козел; раздувается, яко пузырь; гневается, яко рысь; съесть хощет, яко змия; ржет зря на чюжую красоту, яко жребя; лукавует, яко бес; насыщаяся довольно; без правила спит; бога не молит; отлагает покаяние на старость и потом исчезает и не вем, камо отходит: или во свет ли, или во тьму, — день судный коегождо  явит.  Простите мя, аз согрешил паче всех человек."

                Четырнадцать лет просидел такой описатель  на хлебе и воде в земляной тюрьме Пустозерска, и там продолжая свою пастырскую миссию. Наконец, одно его резкое письмо к царю Фёдору ;;; Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и патриарха Иоакима решило участь и его, и его товарищей: все они были заживо сожжены в земляной яме. (Этим ли эпизодом удивить нас хотя бы после блестяще проведённой операции по спасению детей в одной из школ первого сентября 2004 года?)
                Таким - нехитрым для моих соотечественником способом -  разрешился вопрос, заданный верной спутницей его Анастасией Марковной, в  своём четырнадцатилетнем возрасте повенчанной с семнадцатилетним ещё Аввакумом:
"-на меня, бедная, пеняет, говоря: - Долго ли муки сея, протопоп, будут? И я говорю: Марковна, до самыя смерти! До самыя смерти! Она же, вздохня, отвещала: - Добро, Петровичь, ино ещё побредем!"

                А вот я же никакой не протопоп – и вера-то моя весьма отягощена знанием многого того, что в реальной жизни мало для чего пригодно. Не от того ли и бываю неистов, правда, только лишь на краткое время, когда - весьма метафорически выражаясь –

В единый миг вскипает бешенство, и вдруг
Свирепо упряжь рвём, и злобно землю роем,
И брызжет прочь  слюна безумная порою…

                А чего, спрашивается, и неистовствовать-то? Когда вот же она, дорога, ведёт тебя в мир куда как более драматических коллизий, длящихся именно здесь многие уж миллионы лет.
               
                Тут, к северу от истока реки Ангары, байкальские берега обрамляют  горы и долины Приморского хребта, состоящие из древних пород. Они чередуются с породами более молодыми, преобразованными из морских отложений, которые накопились на этой территории за более чем семи сотен миллионов лет, когда она представала окраиной обширного морского бассейна.
                Этот горный район входит в систему - всё никак не желающую пребывать в покое -  и охватывающую обширную зону сочленения окраинно-континентального вулкано-плутонического пояса с отложениями древнейшего платформенного чехла.
                Проводимыми в настоящее время - с помощью спутниковых высокоточных геодезических  инструментов -  измерениями горизонтальных и вертикальных движений поверхности Земли  отмечены новейшего времени смещения литосферных масс относительно стабильной Сибирской платформы. Это -  сближение  в широтном направлении Индостанской и Евразийской плит при смещении на юго-восток Амурской плиты, происходящего со скоростью до шести миллиметров в год.
                Байкальская рифтовая зона – в пределах которой я стремительно, со скоростью до ста километров в час, передвигаюсь в маршрутке - относится к внутриконтинентальным зонам растяжения земной коры и расположена на сочленении двух литосферных мегаблоков: Сибирской платформы и Центрально-Азиатского подвижного пояса. Рифтовая эта система составлена из сложной последовательности впадин, разделенных межвпадинными перемычками и ограниченных крупными тектоническими разломами, параллельными рифту, секущих рифт и свидетельствующих о сложнейшей истории растяжения рифта, которая характеризуется концентрированной сейсмичностью, тяготеющей к байкальским впадинам.
                Однако же я, рассеянным взглядом наблюдающий смену ландшафтных декораций - и слева и справа от дороги – никоим образом не рассчитываю, что вот, допустим, где-то на шестьдесят седьмом километре произойдёт в природе нечто такое, от чего шестьдесят восьмого километра не суждено будет увидеть просто потому, что его элементарно не будет. И на месте земной тверди разверзнется пучина новорожденного океана планеты.

                Это оптимистическое обстоятельство настолько успокаивает меня, что я равнодушно воспринимаю вид селения не так давно уничтоженного обширным лесным пожаром. Когда стало ясно тогда, что дело принимает серьёзный оборот, на место были направлены автоцистерны пожарных частей, был создан штаб по ликвидации угроз. В тушении лесного пожара принимало  участие три десятка человек местного населения, два десятка специалистов лесной охраны  и восемнадцать человек личного состава государственной противопожарной службы. На пожаре работало пять тракторов, два грейдера, три единицы  техники пожарной службы. Еще пять машин подвозили к месту пожара воду. По периметру поселка были организованы наблюдательные посты. В самом поселке осуществлялось круглосуточное патрулирование. Сотрудники противопожарной службы наладили  и коротковолновую связь. Но вот уж поселение, мимолётно наблюдаемое мной, сгорело полностью. Пресс-служба же регионального управления МЧС уточняет, что при этом  ни материального ущерба, ни пострадавших нет.
                Но что ещё более приятно, это спустя годы, приметны на месте пепелищ новостройки дачного типа. Значит, жизнь продолжается.

                А я обнаруживаю себя уже в конце пути, на берегу Байкала.  Здесь вот уж который день сижу себе и гляжу на воду. Некоторое время взгляд мой фиксирует непрерывную смену состояний колеблющейся среды, намекающей о конечности бесконечного там, за пределами твоих ощущений.  И эти пределы так для тебя пространны, что нелепо всё время думать о предмете недоступном пониманию. Однажды ночью прогудел  над моим пристанищем свежий ветер, но когда я вышел к берегу, до застал только слабое колыхание волн, на всё протяжении береговой линии - ошую и одесную – протягивался невеликий нескончаемый валик из спирогиры, которая, чтоб вы знали, есть разновидность нитчатых харофитовых водорослей из семейства зигнемовых. Представляет собой неветвящуюся нить, состоящую из одного ряда цилиндрических клеток величиной до сотой миллиметра. Каждая клетка спирогиры находится в целлюлозной стенке, покрытой слизью. Водоросль легко распознать по спирально закрученным хлоропластам.
                Открытие этого вида нитчатки произошло почти два столетия назад. Спирогира является одной из самых распространенных водорослей и встречается в пресных (реже в солоноватых) водах по всему миру. Она образует большие ватообразные скопления, которые плавают на поверхности воды, стелются по дну или смешиваются с тиной водоёма.
                Еще в начале 2010-х годов ученые заявили о том, что ее стали всё чаще обнаруживать в водах Байкала, крупнейшего пресноводного водоема в мире, вода которого всегда славилась своей чистотой. В некоторых районах берега Байкала покрыты толстым слоем сгнившей спирогиры. Это существенно сказывается на качестве воды – она становится непригодной для употребления людьми и животными. Чтобы очистить пляж от водоросли, требуется немало усилий. Изучением байкальской спирогиры активно занимаются ученые. Но пока исследователи не пришли к единому мнению, представляет ли спирогира реальную угрозу для озера или же перечисленные последствия являются результатом совокупности многих факторов. (Видимо  на сей счёт ещё не даны кем надо чёткие ориентиры для правильных выводов). Но уже сейчас неблагоприятные последствия распространения водоросли очевидны.
                Я же со своим вредным характером взвесил тогда на руке один погонный метр валика из водоросли, да умножил на протяжённость береговой линии и получил ошеломляющую картину продуктивности всей акватории по этой нитчатке, вредоносной для экосистемы озера.
                И померкла тогда бодрящая картина снования туда-сюда прогулочных катеров с весёлыми туристами на борту. Их дизеля с системами охлаждения забортной водой предстали теперь всего-то лишь невинными шалостями человека, а не причиной предельного оскудения байкальской фауны, своим изобилием некогда впечатлившего сожженного заживо неистового Аввакума.

                Мне же захотелось-таки полакомиться рыбкой и, с некоторой надеждой в душе, направился я в сторону марины, где стояло у причала несколько лодок; из них некоторые были вполне себе впечатляющие яхты.
                - Где яхтсмены, там и браконьеры –предположил я. Но большинство из шкиперов даже и не пожелали вступить со мной в разговор о рыбе. И только на самой крутой яхте, в рубке сидящая женщина, своей грудью кормящая дитя, вразумила меня подойти к забору, на котором висел выцветший на солнце постер, изумивший меня ихтиологическим открытием экзотической рыбы вида  о м л я д ь. Очевидно для меня, что местом зарождения этого вида является иркутский центральный рынок, когда при абсолютном запрете властями ловли омуля, продажа его с прилавков не прекращалась ни на час. Знатоки утверждали, что - под видом омуля - покупателю впендюривали пелядь. Ну вот и доигрались до омляди. Гони природу в дверь –она влетит в окно.
                Изображение рыбы на прибрежном заборе представляло собой гипертрофированный рыбий скелет. Была указана также цена за штуку и номер телефона, по которому эту рыбу можно было разыскать. Телефон оказался абсолютно немым, а цена указывала на давно истёкшую актуальность предложения.   
                Не солоно нахлебавшись возвратился я на место и продолжил свои медитации под плеск одной волны за другой.

                Однажды утро выдалось необычайно благостным. Байкал был чист, спокоен; и вид его дальних берегов открывался во всём своём торжественном великолепии. Однако внимание моё привлекло у самого уреза воды движением сплошного потока мальков. Казалось что он не начинался ниоткуда и нигде не кончался, а совершался непрерывно минуту за минутой, час за часом. А я просто смотрел на это пиршество жизни, пока не подошло время обеда и для меня.
     А кто бы и сомневался, что жизнь не кончается и самым изуверским способом, но даже если и исчезая, казалось бы совершенно, она находит способ продолжить себя в вечном поиске всё более жизнестойких форм.

                У ней, жизни, своя парадигма, а вот какая она у отдельно взятого вида сапиенс – это вопрос для самых высоколобых его представителей.
                И вот что они говорят сами для себя:
цитата первая:
 - сегодня совершенно не требует доказательств тот факт, что человечество вступило в череду перманентных глобальных кризисов не только по экологическим, экономическим и финансовым основаниям, но и антропологическим, социокультурным, ценностным основаниям своего бытия –Необходимость перехода на новую парадигму развития обусловлена тем, что экономический рост истощает мировую базу природных ресурсов с пугающей скоростью, угрожая долгосрочными катастрофическими изменениями в климате. Конкуренция за скудные ресурсы обостряет конкуренцию между странами. Глобализация разрушает барьеры, изолирующие национальные экономики, делая государства все более уязвимыми для дестабилизирующего воздействия за пределами национальных границ. Распространение ядерного и другого оружия создает новые угрозы национальной и региональной безопасности. Человечеством, кажется, как пишут авторы статьи, движут взаимоисключающие, противоречивые цели, ведущие к явно неразрешимым проблемам;
цитата вторая:
 - а между тем с дальнейшим ходом истории, начиная с нашего дня, люди тратят все больше времени на бессмысленную интеллектуальную деятельность, а поэтому сам интеллект превращается в бессмыслицу. Не исключаем, что со временем человеческий интеллект опустится до животных рефлексов.
                Так говорят учёные. А я же - человек,  просто сидящий на берегу, и наблюдающий игру мальков, вдруг да почувствовал в себе зарождение мысли о том, что дальнейший прогресс общества, должен же привести к пониманию развития не как роста ввысь, но как бы вширь, распространяя в рамках естественной продуктивности биосферы все достижения цивилизации на каждого человека мира - вне зависимости от его нахождения в рейтинге разобщённого сообщества. Пусть случится так что мы потеряем от этого свой интеллект, пусть опустимся до животных рефлексов. Что из того? – ведь ни один вид носителя животных рефлексов не ставил же ещё мир так близко к грани вселенской катастрофы.
                И, быть может, это единственный шанс - уцелев, начать всё сначала.
                Пора бы повторить – но впредь не балуй сильно! – не об этом ли намекали мне некие силы, когда внедряли в моё сознание строки (я думал ещё тогда – стихотворения; а сейчас кажется – то был предельно ясный намёк).



  Далее у автора простирались планы детализации наших чудачеств по жизни, из которых я выбрал было  армянина,  плачущего об горькой участи своего народа - создателя древнейшей государственности на территории нашей страны.. Это происходило лет сорок назад на скамейке  у аэропорта города Усть – Кут . Выслушивать же эти ламентации надлежало  мне, волею случая, проезжему  техническому ревизору механической службы, возвращавшегося в центральный офис после посещения по делам службы одной из нефтеразведочных экспедиций региона.
               Тогда я напомнил ему о неких  б а ш к у р д а х, родоначальниках аж самих шумеров, а совсем недавно – в исторических мерках -  принявших участие в выведении из славян такой  вредоносной общности, как москали.
               Зенницы армянина мгновенно просохли, заменившись жаром гневной отповеди о недопустимости подобных аналогий. Хорошо ещё что тогда объявили мне посадку и я полетел на юг нашего региона через аэропорт, расположенный строго на запад.
                Ещё узнал я, что именно на той земле обитания современных башкир - в годы приоткрывшейся гласности - совершил один русский мужик подвиг написания книги об исторических - вплоть до седьмого колена -  корнях каждого нынешнего жителя одной из деревень региона. За что подвергся жесточайшему остракизму со стороны односельчан, которым правдивая история на хер была бы нужна. Вот история духоподъёмно мифическая  - тут тебе пожалуйста. На общие темы истории происхождения этноса, даже со ссылками на безмолвных народов, на древних  греков и собственную игру аллюзиями и совпадениями – хоть с пеной у рта, да хоть бы и  до драки. А вот чтоб конкретно обо мне и моих предках – чтоб ни-ни. Мало ли кто как в своё время начудил?
Читатель, не бойся – об этом я вряд -ли когда-нибудь напишу – разве я совсем уж без понятия о такте? 

17.12.2021 21:13


Рецензии
Здравствуйте, Виктор!
Местами мудрёно вас читать, то есть сложно понимать смысл, продираясь сквозь дебри словесных ухищрений...
Но вопросы вы поднимаете важные, и по всему ощущается, что душа ваша человеческая болит за окружающий мир, за Природу, за человеческий разум, который всё чаще стал давать сбои, увы.
Вот и в данных размышлениях выделяю абзацы, посвящённые Байкалу:
"...в начале 2010-х годов ученые заявили о том, что водоросль спирогиру стали всё чаще обнаруживать в водах Байкала, крупнейшего пресноводного водоема в мире, вода которого всегда славилась своей чистотой. В некоторых районах берега Байкала покрыты толстым слоем сгнившей спирогиры. Это существенно сказывается на качестве воды – она становится непригодной для употребления людьми и животными".
разве это не катастрофа для Байкала?
Неужели до сих пор экологи не начали борьбу с этой водорослью?

Трагически звучит ваш вывод:
- "...человечество вступило в череду перманентных глобальных кризисов не только по экологическим, экономическим и финансовым основаниям, но и антропологическим, социокультурным, ценностным основаниям своего бытия".
Нет оснований не согласиться с ним! Именно это мы видим ИМЕННО СЕЙЧАС!

Горькая ирония - в словах технического ревизора механической службы, возвращавшегося после посещения одной из нефтеразведочных экспедиций:
- "...я напомнил ему о неких б а ш к у р д а х, родоначальниках аж самих шумеров, а совсем недавно – в исторических мерках - принявших участие в выведении из славян такой вредоносной общности, как москали".
Со вздохом,


Элла Лякишева   26.03.2022 15:38     Заявить о нарушении
Успокоить Ваши чувства я могу лишь одним. В реальности ситуация намного хуже, чем это возможно себе представить. Проблемы, которые мы ощущаем есть только вершина айсберга. У нас остаётся только одна возможность сохранить себя как частицу вида, это по природе мимикрировать сколь угодно, сохраняя в себе всё что дорого душе.
Носитель активной гражданской позиции либо будет нейтрализован, либо втянут в игры прохиндеев, понятие добра размывающих изобретениями высшей целесообразности.
Моя велеречивость, согласен, имеет место. Осознанно я пытаюсь читателя настроить на волну моих переживаний, без которых мысли мои бы представали некими нравоучениям придурка, претендующего на роль учителя.
На Байкале всё спокойно. Процесс идёт. Над ним кружат стайки учёных, заглядывающих в рот политикам, а политики выпускают в дело жуликов делать свой бизнес - он нескончаен, пока в традициях нашей идентичности пребывает беззащитным этот объект всемирного наследия.
Элла, тут одна компьютерная химера под названием Алиса, в ответ на моё оправданное ругательство, неожиданно дала мне совет: -Вы взволнованы. Дышите глубже. Успокойтесь.

Виктор Гранин   26.03.2022 16:26   Заявить о нарушении
А что? неплохой совет, Виктор!
И я им непременно воспользуюсь.
С улыбкой,

Элла Лякишева   26.03.2022 17:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.