Новосиль к 80-летию освобождения

 «Десятки лет легли меж нами,
 Ушла в историю война.
 Мы в сердце вечными словами
 Погибших пишем имена…»
     Память  о тех нелёгких годах, о тех, кто отдал свои жизни во имя жизни грядущей, свято хранит Новосильский краеведческий музей, создаваемый в середине 60-х именно как музей боевой славы. На протяжении нескольких  десятков лет А. В. Казначеев, директор музея, вёл переписку с ветеранами, освобождавшими наш город и район, собирал воспоминания и фотографии. Откроем только одну папку: 6-й Гвардейской стрелковой дивизии, что с 10 до 15 декабря 1941 года   мощным маршем прошла от Ефремова до  Новосиля. Командиром дивизии был генерал-майор Петров Константин Иванович, именем которого названа теперь одна из улиц нашего города. Этот марш-бросок был одним  из первых контрнаступлений Красной Армии в ходе битвы за Москву.
       13 декабря 1941 года г. Ефремов был освобождён (командный пункт полка находился в деревне Пушкари). Преследуя отступающие войска гитлеровцев, дивизия освобождала одно село за другим…

Дальнейший рассказ собран из сборных писем и воспоминаний ветеранов 474-го стрелкового полка.

                Ночёвки в снегу

«…На всём своём пути немцы сжигали деревни, и поэтому бойцы были вынуждены ночевать в чистом поле. Почти каждый поздний вечер мы видели впереди себя зарево, это значило – немцы жгут сёла. Так что часто, поскольку деревни были сожжены, мы ночевали в снегу или в подвалах.
  Вспоминается случай, когда наша часть вошла в одну деревню, где осталась только одна хата, и туда набилось так много народа, что когда кому-то надо было выйти, то он шёл буквально по головам. Так мы простояли всю ночь, хотя некоторые умудрились пробраться в погреб…»

     « Зима стояла лютая, из-за снега машины и лошади вставали, бойцам приходилось на себе тащить боеприпасы, провиант и даже пушки. На привалах доставали из вещмешков заиндевелые буханки хлеба, рубили их топором на пайки и ели на снегу, спали на снегу и шли вперёд, утопая по колено в снегу. Коченели руки и ноги, от мороза почернели лица. Путь этот, как пунктиром, отмечен могилами. Одинокими и братскими…»
  «Из-за метели подвоза продуктов не было. Хлеб из неприкосновенного запаса изъяли. А он замёрз.  На завтрак и обед варим «орловский рис» - овёс. Но ничего, воюем».
 –Дело  понятное – лошадь от овса сильнее, а боец – злее. Чем больше злости, тем крепче немца бьём, - говорили  солдаты.

                Рождество 1941 года

      « Когда шли от Ефремова, шли через д. Кукуй (Ефремовский р-н Тульской обл.) пока не вышли на уровень боев в дер. Кулеши (23-24.12.1941) Мороз, холод, пурга. Мы несколько раз бросались в атаку, но безрезультатно. Много наших бойцов полегло в том бою… В следующих по пути деревнях  Кресты, Крутиловка, Соколье  рождественские праздники готовились встретить солдаты немецкого 462 пехотного полка, всего около 1000 человек. Взятие этих пунктов означало крах немецкой обороны Новосиля. Артиллерийский залп был сигналом к общей атаке.
Были захвачены трофеи, пленные;  когда мы вошли в дома в Крутиловку, то увидели накрытые столы для Рождества. Вошедшие красноармейцы шутили: «Поспели на Рождество Христово». Фашисты ещё не успели  сжечь деревню,  и местные приносили нам картошки, а один сердобольный дедусь даже мёда».

                Замёрзшая девочка

« Когда  командир  10-го гвардейского стрелкового полка  Николай Иванович Смирнов выехал  из Крестов на Соколье,  он в заснеженном поле обнаружил   маленькую  девочку  6-7 лет, с синяками на лбу, совершенно замёрзшую. У остановившихся бойцов  потянулись руки к  шапкам-ушанкам,  а на глаза навернулись слёзы…».
  В другом письме есть упоминание этого же случая:
«…в снегу около дороги лежала девочка, лет пяти, совершенно мёрзлая, как изваяние из гипса, Одета была в крестьянскую шубу, на голове повязан платок домашнего производства, из-под которого выбивалась прядь волос, ножки были в валенках.
  Мы сделали холмик из снега и поставили её на этот холмик, чтобы все наши солдаты и офицеры могли видеть зверства фашистов».
 
                Освобождённый Новосиль

  «Итак, к 27-му декабря 1941 года вместе с 25-й Гв. СД мы подошли к Новосилю. Первыми ворвались в город бойцы батальона Жайвороновского, они с ходу перешли реку Зуша, при этом авиация  бомбила солдат, рядом стояли наши зенитчики на машинах и вели бой с авиацией (Фокке-Вульф" Fw 186- й).  Нами была перехвачена колонна из 12-ти машин с боеприпасами….
Среди прочих трофеев были захвачены три фашистских знамени».

  «Ночью, под ясным, морозным небом, когда наш путь освещала холодная луна, первые наши люди вошли в город, самыми первыми был взвод разведки лейтенанта Измайлова. Было много снега, город в дыму и в развалинах, с покосившимися столбами, на которых висели обрывки проводов. Новосиль горел и взрывался на фугасах. Когда мы вошли, было очень трудно найти дом, где поселиться…»
   Один из бойцов рассказывает: «Когда утром 27-го декабря, солнечным и морозным, я увидел культурное немецкое кладбище, с аккуратными рядами и берёзовыми крестами, а крестов было около 200, я понял, что мы их бьём! Мы бьём немцев! Наша дивизия встречала новый 1942 год в освобождённом Новосиле. 
  После освобождения мы, рядовые бойцы, ездили по окрестным деревням и искали сена, соломы для лошадей – кто  сколько даст …».
 
                Чужой солдат вошел в ваш дом,
                Где свой не мог войти,
                Вам не случалось быть при том,
                И Бог не приведи ….
                (А.Твардовский)

    В воинских подразделениях, освобождавших город, были и новосильцы. Рассказать о том, что пришлось пережить в эти тяжелые полтора месяца 1941 года, как выглядел Новосиль после освобождения, могут только очевидцы, а их не так уж и много живет теперь в Новосиле, и тем ценнее их рассказы. Зубов Василий, командир сапёрного взвода 474-го стрелкового полка, уроженец села Ямская Слобода, одним из первых ворвался в город, однако ему было не суждено выйти живым из боя. На центральной улице от осколков взорвавшегося вблизи снаряда погиб Соколов Сергей…
    Из письма новосильца  Юрия Дагаева отцу от 24.03.43г.:
    «… Я вторично проходил мимо того места, где был наш дом. Столб с адресатом все еще стоит. На этот раз я забежал в подвал, дверей нет, на полу накиданы какие-то бумаги старые, осколки от бутыли… Дом, по-видимому, разобран, т.к. печи не закопчены и на проталинах около печей валяются остатки обоев, шпаклевка и разное тряпье. Там, где мы работали со Стариковым Славкой, завалено снегом. Березочка стоит. От  колодца нет никакого признака. [Речь идет об ул .Октябрьской – А.Б.].
    Как особо ценную реликвию наш музей бережёт письмо из освобождённого Новосиля. Написала его своему мужу Александру именно 27 декабря 1941 года,  а после войны  переслала в Новосильский Дом пионеров Кормилицына Антонина Петровна:
       «… С 13 ноября по сегодняшний день мы находились в плену у немцев,
что мы пережили, рассказать трудно…
Сегодня в наш город вступили части Красной Армии. Мы все чуть ни  в
объятья к ним бросились и, конечно, прослезились.
     Город наш немцы сожгли. Зажигали положительно все дома. Мы выехать не могли. Домочка, лежит больна и с ней 2-й месяц больна Надя. Наде стало лучше, а у Домочки болезнь развивается. Стащили их в подвал и вещи тоже и там два дня сидели. На нашей улице [ул.Ленина – А.Б.]  уцелел наш дом, мы с Диной не дали ему гореть, хотя это и не позволено было. Дом «Писарихи» мы гасили уже утром, - сгорела кухня, и дом Новосильцевых отстояли. В нашем доме  полно, все соседи собрались к нам.
    Теперь ты не беспокойся за нас, родной наш, мы будем жить под защитой нашей родной Красной армии. Только вот Домочку  как выходишь: ни врачей, ни лекарств, больная была вынуждена сидеть с детьми по пояс в снегу….» [Домна Акимовна- мать Н.В.Шабановой выжила и прожила 65 лет.]
    Горит, не затихая ни на миг, яркий огонь воспоминаний… Обращаюсь к молодому поколению новосильцев: не дайте ему угаснуть, запишите рассказы о войне, о пережитом своих бабушек и дедушек! Пересмотрите вместе с ними старые семейные альбомы, запишите, кто изображен на снимках. И уже ваши дети и внуки когда-нибудь, изучая родословную, найдут здесь необходимую информацию.
Папки с письмами, документами, воспоминаниями откроют перед вами всю правду о  героических днях Великой Отечественной….


Рецензии