КУБ

КУБИК РУБИК

Эрнё Рубик – венгерский профессор архитектуры, скульптор, изобрёл кубик 3 * 3 * 3. С тех пор мир сошёл с ума. Помню карикатуру тех лет: Мужик, безуспешно пытаясь собрать кубик, закрашивает кистью и красками грани. Журнал «Наука и жизнь» тогда опубликовал статью посвящённую «кубику». В ней были методика сборки с алгоритмами. Я законспектировал алгоритмы в свою записную книжку. По молодости, собирал даже по памяти.
Недавно внук (4 года) подвигнул меня вспомнить старое. Принёс кубик и говорит: «Дед, собери мне синюю грань». У него была собрана красная. Пришлось долго вспоминать и отрабатывать методики, алгоритмы и некоторые хитрости.
В Интернете много роликов по сборке. Учат бесплатно и за деньги, быстро, просто и за несколько уроков. Но всегда чего-то не договаривают или не имеют достаточного педагогического таланта. Преимущество интернета в визуализации процесса, это упрощает обучение и понимание.
 Я не педагог, к тому же в школьном аттестате по русскому у меня была тройка (единственная, кстати). По моему глубокому убеждению, основа педагогики в том, чтобы уметь донести до любого знания, если они у него есть. Я поставил себе задачу создать вербальный курс по сборке КР – кубика рубика. В основе курса известные алгоритмы ещё из «записной книжки».
Интернет вам в помощь! Там немало казуистики. Нашёл два алгоритма под названием «Алгоритм Бога». Преамбула такая: учёные доказали, 20-ти ходов достаточно, чтобы из любого состояния собрать кубик.
«… И опыт – сын ошибок трудных …»  (А. С. Пушкин)
Крутил кубик по обоим алгоритмам – бесполезно! Проделал такой опыт: собранный кубик раскрутил обратно по «А-Б». Получил хаос какой-то. Из этого конкретного состояния, применив «А-Б», я смог собрать кубик. В этом и состояли фокусы демонстрации сборки по «А-Б» на видеороликах. Сами алгоритмы, т. н. «А-Б» приводить не буду. Это один из примеров лукавства, дьявольской подмены истин, коих в нынешней жизни много. Не гнушаются даже использовать имя Бог, в своих деяниях.
МЕТОДИКА СБОРКИ КУБИКА
Есть немалая польза от упражнений с кубиком. Это развивает память, внимательность, координацию движений, успокаивает, сосредотачивает, даёт положительные эмоции после успешной сборки. Для людей с неуравновешенной психикой это серьёзное испытание. Ходов может быть гораздо больше двадцати. Одна ошибка на любом этапе может привести к фатальному сбою и придётся начинать сначала.
Рассмотрим обозначения ходов. Они обозначаются прописными буквами, обозначающими грань, которую нужно повернуть по часовой стрелке и прописными буквами со штрихом, когда вращение производится против часовой стрелки.
Л\Л/ - Левая; П\П/ - Правая; В\В/ - Верх; Н\Н/  - Низ; Ф\Ф/ - Фронт;   Т\Т/ - Тыл; Сн\Сн/ - Середина, вектор оси вращения у которой снизу; Сп\Сп/ - Середина, вектор оси вращения у которой справа; Сп/ = Сл . Некоторые алгоритмы приходится повторять: (  )2 или (  )п .
1. Собираем «ромашку».
Кубик ставим жёлтым центральным квадратом вверх. Вокруг него выставляем в плоскости белые боковые квадраты, в любой последовательности, не обращая внимания на боковые цвета.
2. Собираем «белый крест».
Кубик ставим белым центром вверх. Снизу белые боковые квадраты поднимаем наверх, ориентируясь по цветам боковых граней. Красный, синий, оранжевый, зелёный. 
3. Ставим углы первого слоя.
Существуют два алгоритма: правый и левый.
«ПА» : Н/ П/ Н П ;  «ЛА» : Н Л Н/ Л/ .
«ПА» устанавливает правый верхний фронтальный куб. «ЛА» - соответственно левый. Искомый куб подводится в нижнюю проекцию. «ПА» поднимает куб с разворотом по часовой стрелке, «ЛА» - с разворотом против часовой стрелки. Из этих соображений, выбираем тот или иной алгоритм. Если цвета углового кубика не совпали, поворот его делается тем же алгоритмом.
4. Собираем второй слой.
Суть дела в том, чтобы установить в рёбра боковые кубики смежных цветов. Существуют два алгоритма: правый и левый. Исходное положение: кубик соответствующего цвета ставится в нижний слой грани. Получится буква «Т». Если внизу цвет правой грани, используем «ПА», если левой – «ЛА».
«ЛА» : Н Л Н/ Л/ Н/ Ф/ Н Ф .  «ПА» : Н/ П/ Н П Н Ф Н/ Ф/ .
5. Собираем третий слой.
Опрокидываем кубик жёлтой гранью вверх. Смотрим, что получилось. Боковые кубики с жёлтым верхом совмещаем с цветами боковых граней. Некоторые кубики могут быть перевёрнуты, но на своём месте. Кубики можно поменять местами с помощью алгоритма: В Ф П В П/ В/ Ф/ . При этом меняются местами бортовые кубики фронтальной и левой граней. Если потребуется, можно совершить несколько перестановок.
6. Делаем «жёлтый крест».
Когда борта на месте, некоторые кубики нужно перевернуть. Разворачивается кубик в правой грани. Алгоритм: (П Сн)4 . Сн – середина горизонтальная, по часовой стрелке, вид снизу.
«Хитрый Алгоритм» - Если нужно развернуть несколько кубиков, поворачивается только верхний слой, нижние остаются на месте.
7. Выставляем углы третьего слоя.
Повернём «КР» так, чтобы угол, который на своём месте, находился в позиции Лево\Тыл. Чтобы перемещать по кругу остальные три угла, существуют два алгоритма.
«Прямой процесс»: П/ Ф/ Л/ Ф П Ф/ Л Ф . 
«Обратный процесс»: Ф/ Л/ Ф П/ Ф/ Л Ф П .
8. Поворот углов третьего слоя.
Углы на своих местах, но некоторые необходимо повернуть. Поворачиваем угол, который в позиции фронт\право.
По часовой стрелке : (П Ф/ П/ Ф)2 *
Против часовой стрелки : (Ф/ П Ф П/)2 *
ВОТ И ВСЁ !
Если не получилось, читайте внимательно пункт №6, (ХА).
9. Алгоритмы некоторых «красивяшек» из собранного КР.
Исходное положение: фронт – красный, верх – синий.
П Л/ В Н/ Т Ф/ П Л/ – точки.
Сп2 Св2 Сф2  - шахматный куб.
(Ф Т Л П)2 Л П  - глобус.
Виталий Басалаев
21.11.2021 г.


Рецензии