ТЕ ДНИ И ЭТИ

ТЕ ДНИ И ЭТИ
(экспромт)

Памяти Сергея Соловьёва (25.08.1944 - 13.12.2021) посвящается

ПРИЧИНА
Меня уже несколько человек спросили: "Что это за "Дни человека"?", о которых я упомянул в своём скорбном посте о С.А. Соловьёве... И я решил отдельно ответить всем вам, друзья мои, здесь!
 
ПРЕАМБУЛА
"Дни человека" – это замечательный фильм неординарнейшего кинорежиссёра Евгения Пашкевича (ученика Романа Кармена), поставленный им в 1989 г., на Рижской к/с, по сценарию, написанному Сергеем Соловьёвым по книгам Андрея Битова. А меня пригласили сочинять музыку к этому фильму по совету заболевшего Альфреда Шнитке, с которым я познакомился летом 88-го, на Межд. муз. фесте в Ленинграде, куда приехали почти все гении мира: от Софии Губайдулиной и самого Шнитке до Кейджа и Ноно, с которыми мне также выпала тогда удача встречаться и беседовать…

СУПЕР-ГОД
1989-й стал для меня не просто супер-годом, но и шикарным кино-годом!
В начале янв. мне и моей группе "Арт-Джем" доверили сопровождать нашими импровизациями грандиозную выставку авангарда в Гавани (там, где сегодня - "ЛенЭкспо")…
В конце янв. М.С. Литвяков пригласил меня организ. культ. прогр. на открытии Первого междунар. к/ф "Послание к человеку" (г-ца "Ленинград")…
В феврале – выступил с концепт-концертом "LastJam (Благовест)" – в джаз-кафе "Восток"…
В нач. марта – выступил со спонтанным перформансом моего "Арт-Джема" и местной группы "Великая сеть" на возрождённом междунар. джаз-фесте в Ярославле (спасибо В.Б. Фейертагу)…
В конце марта - сочинил музыку к уникальному д/ф Э. Соколова "Реабилитация надежд" (ЛенДок)…
В апреле, 4-го, на XXV Междунар. фесте "Ленинградская музыкальная весна", состоялась мировая премьера (Спасибо Р.Э. Мартынову!) моего Ф-п Концерта №1 (с начальной каденцией и финальным хэппенингом). Солистка – великолепная Надежда Кибардина.
В мае - мы с группой "Арт-Джем" сопровождаем спонтанными импровизациями персональную выставку (в ДК им. Цюрупы) моего друга – изумительного художника и скульптора Юрия Гурова (1953 - 1992)…
В июне - мы с Гуровым выступаем в Москве: его выставка – с моими перформансами и…
В июле - меня приглашают участвовать в культ. прогр. XVI ММКФ, где мне удалось не только неплохо похулиганить, но и перезнакомиться с классными людьми: от Вайды и Кустурицы – до Юлия Гусмана и других…
За всё это время я несколько раз ездил в Ригу, где успел пожить, познакомиться и пообщаться со съёмочной группой и даже сняться в одном эпизоде фильма (в роли дирижёра я исполнял с оркестром Латвийской филармонии фрагмент своего Первого ф-п концерта)… и, конечно, удалось просмотреть весь отснятый материал, наимпровизировать и записать музыкальные фрагменты, выбрать что-то из моих ранних сочинений (из 2-й симфонии, Большого секстета и др.), сочинить лейтмотивную музыку к 17 эпизодам фильма (что впоследствии стало моей Третьей симфонией), а также поработать за пультом звукорежиссёра, показывая, как я бы хотел создать этот нереальный трёхслойный саундтрек, слушая который, восторгались  гости Рижской студии – кинематографисты из Швеции…
В августе была уже серьёзная работа в тон-ателье Ленфильма с симф. оркестром, составленным из оркестра "Эрмитаж", дополненного прекрасными музыкантами из Малегота. И всем этим роскошеством руководил блистательный Юрий Алиев. Это именно он, после записи пяти фрагментов из моей 2-й симфонии, вдруг обратился к музыкантам и сказал: "Господа, у меня есть предложение, т.к. у нас осталось неиспользованное время, записать 2-ю симфонию г-на Касьяника целиком, все три части. Оркестранты застучали смычками по пюпитрам, захлопали... А он обратился ко мне со словами: "А как наш маэстро? Не возражает?" Я ответил, что всей душою - "за"! И тут началось что-то невообразимое со мной (что уже один раз было – на записи моей Первой симфонии в 83-м: меня переполняло счастье, хотелось летать, смеяться и плакать, и дарить всего себя миру...) А здесь ещё общее невероятное вдохновение овладело оркестром! О-о-о! А дирижёр! – это надо видеть! А как играл солист - превосходный виолончелист-виртуоз Вадим Мессерман! О-о-о!..
В сентябре – концерты в Риге, а также "джем" с квартетом “ROVA” из Сан-Франциско).
В октябре – концерты и джемы в Варшаве, на фестивале "Джаз-Джембори". Знакомство с Уиллисом Коновером, Майклом Брекером, Бенни Голсоном, Артом Блейки и другими "богами джаза". Отдельно – знакомство с великим Витольдом Лютославским.
В ноябре – концерты в Ленинграде. Впервые – сольные как импровизатора-мультиинструменталиста: в Доме журналистов и в ДК им. Ленсовета, на Междунар. джазфесте "Осенние ритмы" – https://vk.com/music/playlist/-125251049_263 (там же, в ночь перед этим концертом, – выступление в составе "Поп-механики" Сергея Курёхина). Знакомство и начало дружбы с американскими джазменами, которые в 1990 г. организовали мои первые гастроли в США!
В декабре, при полном зале, прошёл мой сольный концерт в Доме актёра.

РЕЗЮМЕ
Если бы С.А. Соловьёв не написал тот сценарий, то и этот год был бы другим, и жизнь пошла бы по-другому!

БЛАГОДАРНОСТЬ
Спасибо, Серёжа! Спи спокойно! Мы, кто был тебе дорог, продолжаем твоё дело – распостранять в мире любовь!

Твой Юра Касьяник
17.12.2021  07-00
http://vk.com/club787103
https://www.facebook.com/vtorniki.kassyanika/
https://soundcloud.com/uri-kassyanik
https://vk.com/audios3751810


Рецензии