Актер Николай Пастухов

Этот актер мне запомнился по двум советским фильмам – «Станционный смотритель» и «Профессия – следователь».  Невысокий, уже пожилой, с каким-то мягким негромким голосом, он очень органично исполнил свои роли.

Народный артист России Николай Исаакович Пастухов был одним из последних представителей классической русской театральной школы.

Отец Коли был участником гражданской войны, партизаном, членом партии с 1919 года. В начале 30-х годов он переехал с семейством в Подмосковье. Жили в Филях очень бедно: сначала в подвале, а потом в коммуналке. В Москве мальчик первый раз увидел кинофильм «Поэт и царь» о Пушкине. Немного позднее он попал в театр на постановку «Отелло» с великим Остужевым в главной роли. С этого времени парень «заболел» театром.

В подростковом возрасте Коля занимался в театральной студии при дворце пионеров. 0 на сцене театра В 16 летнем возрасте Пастухова приняли во второй состав театра Красной Армии, где он познакомился с главным наставником в своей жизни – Алексеем Поповым. Одновременно Николай пытался поступать в Щепкинское училище. По возрасту и отсутствию полного среднего образования его скорее всего бы не приняли. Помогла сообразительность: в ожидании экзамена он заметил, что вызывают очередного абитуриента, а никто не откликается, решил проскочить. Так он прошел первый тур с героическим отрывком из «Тараса Бульбы». Успешен оказался и второй, там пришлось «расколоться». За талантливого абитуриента у руководства ходатайствовал сам великий актер Малого театра Царев. Только доучиться не удалось…

Когда началась война, Коле Пастухову исполнилось 18 лет. Призвали его через год после ее начала. Слава Богу, сразу он на фронт не попал. Его направили в Чебоксарское военное училище. После окончания он попал в десант, хотя за плечами был один прыжок с парашютом. Крепкого молодого парня определили в десантную часть на 1-й Прибалтийский фронт. Командир части был ярым коммунистом. Он презирал любую религию, кроме марксизма и строго следил за тем, чтобы среди солдат не было ни каких признаков религиозности. Хотя в роте вместе с Пастуховым служили и мусульмане, и католики, и православные ребята. Многие верили в Бога, но вынуждены были это скрывать. Именно из-за этой веры с Пастуховым произошел случай, который, по сути, спас ему жизнь. Вот как актёр позже вспоминал об этом сам:
«Когда освободили Ригу, в разгромленной библиотеке увидел Библию, взял грех на душу - подобрал. Так до конца войны с ней в вещевом мешке и прошагал. И еще крестик деревянный вырезал, всегда носил на груди под гимнастеркой.
Когда пошли в баню, снял и положил его в кошелек. Кто-то из сослуживцев заметил и донес командиру. Тот меня вызывает и спрашивает: «Веришь?» Отвечаю: «Да». Стал отчитывать: «Как же ты, советский солдат, можешь...» Решил, что расстреляют или в дисбат, но наказание заменили переводом в другую часть.
И как только меня перевели, мои бывшие однополчане, среди которых должен был быть и я, на следующий день полетели на задание. Прыгнули с парашютами, попали в засаду и все погибли. Так меня крест спас».
За полгода до конца войны в одном из боев Николай был ранен. Рана долго не заживала и поэтому дослуживал младший сержант не в строевых войсках, а в музыкальном взводе. Вера в сердце осталась навсегда.

За боевые заслуги актёр получил две награды: «За боевые заслуги» и «Орден Красной звезды». Сам же Николай до конца войны носил в сумке библию. Он считал, что спасли его от верной гибели тот самый деревянный крест, найденная книга, да письмо от любимого наставника, режиссера Алексея Попова, велевшего домой живым возвращаться.
После войны Николай Пастухов вернулся в Москву и завершил обучение в Щепкинском училище, где в те годы преподавали ученики самого Станиславского. Именно эти великие принципы актёрского мастерства впитал в себя и Николай Исаакович Пастухов.

Возвращение в 1945 году в театр Красной Армии состоялось опять же благодаря Попову. Параллельно Пастухов доучивался в «Щепке». В спектаклях на военные темы чувствовался его жизненный опыт. Вот только роли были маленькими, а хотелось творческого роста. В 1950 году актер женился, а куда привести молодую супругу? В родительскую коммуналку. В это время поступило приглашение в Тамбовскую драму с обеспечением жильем и перспективой главных ролей. На 3 года молодые уехали в провинцию. Однако, быстро вернулись, а Николаю Пастухову в родном ЦТКА дали центральную роль Маресьева в «Повести о настоящем человеке». Николаю Пастухову особенно удавались роли, требующие полного погружения в образ с обнаженной душой, как учил этому Станиславский.

Ветер «оттепельных» перемен на год сманил артиста в новый модный «Современник», но и там все оказалось чужим. Николай опять вернулся и с 1958 года больше работу не менял, хотя настоящее признание пришло поздно. Телегин (Вафля) в «Дяде Ване» 1969 года в исполнении Пастухова был настолько хорош, что Михалков-Кончаловский утвердил его в свою картину на тот же образ без проб. Знакомство с этим семейством в дальнейшем оказалось мощным толчком в карьере: «Станционный смотритель»; «Свой среди чужих…»; «Раба любви»; «Неоконченная пьеса для механического пианино»; «Несколько дней из жизни Обломова».

Снимался Николай Исакович и у других режиссеров: «С тобой и без тебя»; «На край света»; «В день праздника»; «Профессия – следователь»; «Христиане»; «Авария – дочь мента»; «Стрелец неприкаянный»; «Петербургские тайны»; «Кризис среднего возраста»; «Праздник»; «На углу у Патриарших-3». 0 1. "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1977) 2 ."Игроки" (1978)

В родном театре он сыграл много постановок в главных и второстепенных ролях: «Фабричная девчонка»; «Свадьба Кречинского»; «Старик»; «Игрок»; «Много шума из ничего»; «На дне»; «Поздняя любовь»; «Бесы». "День свадьбы придется уточнить" "Несколько дней из жизни И.И. Обломова"

В последние 10 лет жизни у артиста резко упало зрение. Он почти ничего не видел, но зрители этого не замечали. Роли он знал наизусть, а в пространстве ориентировался в результате долгих репетиций. Последняя роль в кино – старик в картине 2006 года «Вы не оставите меня» Аллы Суриковой. 0 1. "Профессия — следователь" (1982) 2. "Гори, гори ясно..." (1983)

Актёр любил классику и особенно произведения Тургенева, Островского и Чехова. Его Телегин из «Дяди Вани» до сих пор считается эталоном театрального воплощения этого чеховского персонажа. Но верхом актёрского мастерства является роль станционного смотрителя Самсона Вырина в фильме режиссера Соловьева «Станционный смотритель» . По мнению большинства кинокритиков, Пастухову удалось сыграть этого персонажа именно так, как его описывал Пушкин.

Были еще прекрасные роли в фильмах: «Леди Макбет Мценского уезда», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» и очень трогательный князь Чечевинский в «Петербургских тайнах».

Личная жизнь
Николай Пастухов оказался однолюбом. С женой Аллой Гавриловной он прожил 64 года. Супруга к миру искусства отношения не имеет.

Дочь Людмила Член Российского Союза Писателей с 2015 г. Была номинирована: Поэт года 2015, Наследие 2016, Русь моя 2016, Наследие 2017.

В актере удивительных образом уживались православное вероисповедание и профессиональные занятия йогой, помогавшие ему входить в образы, в том числе и сбрасывать вес на несколько килограммов за неделю. Николай Исаакович Пастухов до последних дней играл на театральной сцене.
Режиссер Сергей Соловьев называл Николая Пастухова одним из самых целомудренных артистов. Искренность, правдивое попадание в образ заставляли зрителя обращать на него внимание даже в небольших эпизодах

Умер Николай Пастухов в возрасте 91 года 23 мая 2014 года. Он похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.


Рецензии
А мне ещё нравится его роль в сериале "Следствие ведут ЗНАТОКИ", - серия "Любой ценой"...

Олег Каминский   17.12.2021 19:49     Заявить о нарушении