Охота на ведьм. Охота на слова

Ведьма – это прежде всего та, кто много знает и ведает. Само слово об этом свидетельствует. Но после фальсификации прошлого в  XVII веке и позднее ведьму  сделали  чуть ли не врагом человечества.

По тому же рецепту сегодня делят российское общество на вакцинированных и невакцинированных. Оптимизированная медицина по рецептам ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения – здравозахоронения по оценке депутата Госдумы Михаила Делягина) не видит иных методов лечения короновируса, кроме вакцинации. Ни профилактики, ни лекарств, ни добрых советов. Только вакцинация, дистанцирование и маски. На заседании Госдумы 16 декабря 2021 года Жириновский отличился: и Советский Союз виноват, и большевики, и советская медицина, и каждый, кто окуяркод не признаёт, виноват. И QR-code надо использовать в качестве пропуска или запрета на нормальную жизнь.

 А где насилие, там, согласитесь,  противостояние.

Из словаря Владимира Даля из большого гнезда глагола ВЕДАТЬ (До реформы 1918 года слово писалось через ять) выберем несколько понятий.

Ведатель м. ведающий что, знающий; || заведываюший чем. Ведство ср. стар. знание, сведение, опытность, бывалость; || иногда то же, что ведунство.
Ведун м. ведунья ж. колдун, волшебник, знахарь, ворожея. Ведунство, ведовство ср. стар. волшебство, колдовство, волхвованье, знахарство, ворожба и пр. Ведовский стар. к колдовству, ведству относящийся.
Ведьма ж. южн. или ведёма новг. ниж. и др. колдунья, чародейка, спознавшаяся, по суеверью народа, с нечистою силою, злодейка, у которой бывает хвостик. Умеючи и ведьму бьют, наотмашь от себя. Ученая ведьма хуже прирожденной; по поверью, есть ученые, и прирожденные. Ну его на Лысую гору, к ведьмам! На Силу (30 июля) ведьмы обмирают, опившись молока, выдаивая чужих коров. Ведьмы месяц скрали, затменье [от затмевать будет затмеванье, а от затмить, затменье]: поверье Украины и севера. Ведьмин, ведьмовский, ведьме свойственный, принадлежащий. Ведьмовать, колдовать на зло другим, злыдарить, вредить.
Ведьмак м. южн. зап. кур. вор. колдун; || вовкулака, оборотень; упырь, кровосос, ходит после смерти своей и морит людей, поверье, общее всем славянским народам. Толковый словарь живого великорусского языка


У Даля ведьма – злая колдунья, чародейка, злодейка. А ведь когда-то именно ведьмы помогали людям преодолевать недуги, помогали при родах, к ним обращались за советами и за лечебными травами и снадобьями. Ведьма и снадобья – слова одного смыслового ряда.

Помню, в нашей улице жила старая престарая Ляпиха. Её имени я не знаю. Её дочь Евдокия была Сериковой, построила себе домик в том же дворе. А прежде Ляпиха жила одна в небольшой избушке, у неё была корова, но не было электричества, она пользовалась керосиновой лампой. Некоторые соседки пугали ею своих детей и внуков. Многие в улице её боялись и считали ведьмой.

У наших соседей в задней комнате жила семья военного в отставке Николая Ивановича Скоробогатова. У нас они покупали молоко. А потом перед отелом за месяц или два корове дали отдохнуть. И я ходил с Марией Ивановной к Ляпихе договариваться, чтобы она продала молоко. Ляпиха была очень разумной старушкой. Однажды в лесу она меня отчитала. Говорила резко, вроде бы зло, чтобы я немедленно снял с головы венок из хмеля и не садился на камень. Я сидел на камне возле дороги, когда она с пучками разных трав возвращалась домой.  До дому мы шли вместе. И она объяснила, что сидеть на камне опасно: камень силу отнимает. Нужно подложить что-то плотное, куртку или пучок веток или травы. А хмель нельзя на голову вешать – голова болеть будет. Нельзя хмель в шалаше подстилать, вешать в комнате, где спишь.  А ещё рассказала о травах, которые она собрала для снадобья.

Снова смотрим словарь Даля.

СНАДОБЛЯТЬ, снадобить что, пенз. сдоблять, гошить, готовить, припасать, запасать. || Снадоблять  кого чем, снабжать, запасать, оделять, снаряжать. Снадобление чего, припасание; кого, снабжение. снадобляться, быть припасаему или быть снабжаему. || Снадобляться, снадобиться безличн. занадобиться (понадобиться), быть нужным, годным, необходимым, надобным; пригодиться.
Прибереги вещь эту, когда-нибудь сподобится.
 Сына корми - себе пригодится; дочь корми — людям снадобится.
Снадоба ж. снадобье ср. приправа, прибавка к пище, или составная часть красильного, ремесленого припаса; || лекарство, зелье, врачебное средство, простое или составное, медикамент.
Снадобница ж. аптека. Снадобник аптекарь.
Снадобник готовальня, прибор, несессер. Снадобица аптечная склянка, пузырек. Толковый словарь живого великорусского языка

Хочу обратить внимание на то, как образовано это слово. К наречию НАДО добавлена приставка и глагольная часть, переходящая в существительные. СНАДОбье – это то, что может пригодиться, поНАДОбиться.

В раннем детстве я был свидетелем, как молодого мужа соседки привезли домой, а он пошевелиться не может из-за болей в спине. Ляпиха несла воду на коромысле, увидела это и пришла к дому соседей. Сказала, чтобы натопили жаркую баню и её позвали. В баню мужика чуть ли не несли на руках, а вечером он выходил на улицу на своих ногах. И хвалил Ляпиху.

В нашей округе было немало старух, которые помогали людям советом и делом. Некоторые внешне напоминали бабу-ягу. В словаре Даля два гнезда для этого понятия.
 
ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Стоит яга, во лбу рога (печной столб с воронцами)?
Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.
Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем.
Ягишною зовут злую, бранчивую бабу.

ЯГА ж. сиб. оренб. яргак, ергак (Акад. Сл. ошибочно ерчак), род охабня шерстью наружу, из жеребячьих шкур или из неблюя, а дорогие яги из гагарьих шеек (Columbus septentrionalis); шуба, тулуп, халатного покрою, в тоб. с откидным воротом, в Оренб. без; подбивают его тканью, либо легким мехом; ягу или яргак носят все, особенно в дороге и на охоте. Ягушка тоб. женская яга, с узким воротом; для дороги. || см. ягня. Толковый словарь живого великорусского языка

Яга как шуба или тулуп у нас была. Моя мать всю войну и несколько лет после работала сторожем у магазина, зимою она в яге с ружьём ходила на дежурство, пока караулку не построили.

А за бабу-ягу мне обидно. А ведь эту мудрую старую женщину в русских деревнях, помогавшую многим, сделали  злой и нелюдимой после захвата власти джинастией Романовых, приписали ей, что она детей жарит в печи и ест.  Это навет от незнания, мне мать рассказывала, что баба-яга  бралась вырастить и выходить недоношенных младенцев, она их помещала в тёплое тесто и  ставила в  теплую печь,   пока они не окрепнут, чтобы выживать в зыбках.

Моя мать была травницей. Каждый год мы заготавливали и сушили в сенях десятки лекарственных трав. К ней приходили, она их отдавала. Я ни разу не видел, чтобы она что-то брала взамен. Луком, овощами и зеленью с огорода, молоком она торговала, а травы отдавала так.  После хрущёвской реформы 1956 года у нас половину огорода отрезали, потому что налоги оказались неподъёмными.  Нашу часть разделили на трёх соседей. Осенью у двух соседей уродилась нормальная картошка, а на самой горе, где была у нас самая вкусная картошка, мелочь, с орех. И соседка сказала мне, что моя мать ведьма, заколдовала огород. Пришлось мне защищаться. И я сказал, что мы при посадке в каждую лунку добавляли ковш навоза и ковш воды, потому картошки было немного, но она была крупная и вкусная. Мы посадкой там занимались дня два или три, а они эту работу выполнили за 20 минут. Отсюда и результат. Пропололи свою делянку они плохо, многие кусты остались не окученными. Труд вознаграждается. На следующее лето этот участок на горе зарос бурьяном. Желающих садить там картошку не оказалось.

Взгляните на сегодняшний мир. Кто больше всего сеет вражды? Кто врёт и свою ложь выдаёт за правду? Кто стравливает народы между собою? Кто упрекает Россию в непредсказуемости? А вспомните, с какой агрессивностью журналисты западного мира обращаются к государю, к нашему министру иностранных дел, к другим руководителям, стоящим за интересы нашей страны.  Кстати, по тону ведущих интервью журналистов можно легко угадать участников «пятой колонны».

А режиссёр Александр Сокуров задал вопрос президенту и предложил распустить страну.  Он в своём уме?  Из его фильмов я в своё время приготовился смотреть только  «Фауста».  Он не для нашего читателя. Он не на русском языке. Мне хватило одного эпизода в анатомичке, когда у трупа что-то отрезали и поставили варить себе на обед. На большее меня не хватило. Ясно, что он выполнял волю  своих западных кураторов.

Это я к тому, что идеологию в России формируют разрушители, а не созидатели. Но стоит только их одёрнуть, как в ответ слышится про охоту на ведьм.

Напомню, что была в прошлом на нашей планете Великая империя, которая распространяла влияние на все открытые к тому времени страны и континенты. Потом в центре империи – в Московии, наследнице Великого Новгорода,  произошла великая смута. Влияние единого центра ослабло, вместо единого языка стали создавать много новых (в библии – это Вавилонское столпотворение, смотрите Бытие, глава 11). Империя распалось. Образовалось много малых империй.

Вот вы только представьте, если, например, в школе к власти придут двоечники. Что они натворят? И вот такие двоечники из Европы тридцать лет делили имперское имущество: они грабили далёкие страны – колонии, вывозили оттуда ресурсы, порабощали местных жителей, уничтожали всех несогласных. Вы видели картину Василия Верещагина «Апофеоз войны»? А видели огромные горы из костей и черепов бизонов? Таким образом,  янки, армия завоевателей Северной Америки,  уничтожали кормовую базу многомиллионного населения Нового Света.

Сейчас происходит нечто подобное, но всё прикрывается риторикой о демократии.

Из Википедии узнаём, что ОХОТА НА ВЕДЬМ (калька с англ. witch-hunt) — уничтожение людей, подозреваемых в колдовстве. Уголовное преследование ведьм и колдунов известно с древности, но особого размаха достигло в Западной Европе конца XV — середины XVII веков.
В католических странах дела о колдовстве иногда рассматривались церковным судом — инквизицией (однако французское дело о ядах разбирал особый светский суд, «Огненная палата»).
В протестантских странах подобные приговоры выносил исключительно светский суд (как, например, в знаменитом Салемском деле).
Распространены были также случаи самосуда над подозреваемыми в ведовстве. При следствии по делам о колдовстве нередко применялись пытки (впрочем, как и при других уголовных делах того времени), а осуждённых зачастую приговаривали к смерти.
Как фразеологизм «охота на ведьм» означает доведённое до абсурда преследование инакомыслящих, неугодных, идеологических или политических противников и т. д.

Википедия хорошо оттопталась на этой теме, припомнив охоту на ведьм и в древнем и в средневековом мире. Не буду касаться. Скорее, это литературные произведения или ссылка на них, а не на реалии бытия.

А вот массовые процессы над ведьмами после развала великой мировой империи можно считать реальными. Считается, что  в период около 1630 года и в  1650—1660 годы произошло около 100 тысяч процессов, и погибло около 50 тысяч жертв. Больше всего жертв было в Германии,  Швейцарии, Франции и Шотландии, в меньшей степени охота на ведьм затронула Англию и практически не затронула Италию и Испанию. Это период, когда европейские страны, ставшие центрами молодых колониальных империй освобождались от носителей имперской идеологии.


Вплоть до середины XVIII века в Центральной Европе ещё судили и казнили ведьм.

Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией. В лютеранских и кальвинистских государствах появились собственные, даже более суровые, чем католические, законы о колдовстве (например, был отменён пересмотр судебных дел). Но и в католических государствах Германии охота на ведьм была в это время не менее жестокой, особенно в Трире, Бамберге, Майнце и Вюрцбурге. В Кёльне в 1627—1639 годах было казнено около тысячи человек. Преследование ведьм в Германии достигло высшей точки во время Тридцатилетней войны 1618—1648 годов, когда воюющие стороны обвиняли друг друга в колдовстве. Из Википедии

Для людей, обвиняемых в колдовстве, существовали отдельные тюрьмы (самой известной из них был Друденхаус (Drudenhaus – «дом ведьм»), построенный в 1627 году в немецком городе Бамберге). Частично я касался истории этого города в публикации «Пивная война» и высказал предположение, что название города связано со словосочетанием бабы + верх.   http://proza.ru/2021/10/20/1285.

Последней казнённой в Европе за колдовство считается Анна Гёльди, казнённая в Швейцарии в 1782 году (под пытками созналась в колдовстве, однако официально она была приговорена к смерти за отравление).
Однако спорадические обвинения в колдовстве встречались в судебной практике германских государств и Великобритании до конца первой четверти XIX века, хотя колдовство уже не служило основанием для уголовной ответственности. В 1809 году за отравление была повешена гадалка Мэри Бейтмен, чьи жертвы обвиняли её в том, что она их околдовала.
В 1811 году в Рёсселе была осуждена Барбара Здунк, официально казнённая за поджог (в 1806 году Рёссель был опустошён пожаром). Однако случай Здунк не вписывается в обычную практику ведовских дел, поскольку она была казнена путём сожжения за колдовство в стране, в которой колдовство уже не являлось уголовным преступлением, и подобный вид казни также уже не использовался (есть предположения, что Здунк была повешена и потом публично кремирована). Неопределённость в отношении истиной причины осуждения Здунк вносит и то, что её приговор был оставлен в силе апелляционными инстанциями вплоть до самого короля. Историки склонны считать, что казнь Здунк была мерой снятия социального напряжения, уступкой общественному мнению, требовавшего мести польским солдатам, которые по мнению историков, являются наиболее вероятными поджигателями.
В 1836 году в Сопоте была утоплена во время испытания водой обвинённая в колдовстве вдова рыбака Кристина Сейнова. Её дело иллюстрирует тот факт, что вера в колдовство продолжала сохраняться среди общественности довольно долго после того, как суды перестали принимать такие обвинения, и как в исключительных случаях общественность брала закон в свои руки, когда возникали подозрения в колдовстве.
Последние наказания за колдовство в Испании (200 ударов розгами и 6-летнее изгнание) были назначены в 1820 году. Примеры из Википедии

В настоящее время выражение «охота на ведьм» используется как образное обобщённое название кампаний по дискредитации каких-либо социальных групп по политическим или иным мотивам без должных на то доказательств и оснований.

Об охоте на ведьм интересное мнение я встретил в работах писателя Геннадия Пантелеева, он же Комиссар Катар. Цитирую отрывок из работы «Нефтяники»:

«…Интересно посмотреть, что за ведьм сжигают на кострах. Вот гравюры. Некая женщина взвешивается на весах. А вот ее царапают какими-то иголками. Вот капают на нее жидкость из пробирки, а вот топят. Всего 16 видов проверки,  ведьма она или нет?

Давайте заглянем в документы инквизиции. Вот те раз! А ведьмы-то никакой там нет! Ведьма - это ведающая мать, но такого названия у инквизиторов не встречается. Там есть иное название – Малефик(а) — от maleficium (преступление, злодеяние) — «творящий зло», злодей (злодейка). В мистике это человек, предположительно обладающий сверхъестественными способностями от рождения, а также получивший их в результате мистических практик, и применяющий эти способности для совершения преступлений, во зло. В индуизме и ведических религиях существует известный прототип - асур, аналог беса, который способен к вселению в человека и действию через него во зло,  в том числе и с использованием собственных мощных сверхъестественных способностей.

Давайте отбросим мистику и просто поговорим со средневековыми криминалистами. Оказывается, есть такие труды и целые справочники. Например, справочник о том, как различать фальшивые монеты, как серебряные, так и золотые. И оказывается,  способов к этому всего 16 по тем временам. Вот царапают монету специальными иглами, вот проверяют капельным методом, вот взвешивают, а вот погружают в воду. И наконец, сжигают на костре – расплавляют монету, дабы с помощью оптики определить температуры содержащихся в ней металлов. Разные температуры плавления у них и,  если сплав это, то его температура плавления будет иной, чем у чистого металла.

 То есть 16 гравюр с истязаемыми женщинами, на которых построена теория охоты на ведьм, это просто пособие для криминалистов, разоблачающих фальшивомонетчиков, но написанное эзоповым языком, дабы посторонний не узнал про методы исследования. А истязаемая и голая женщина -  это МОНЕТА.

Само слово МАЛЕФИК, происходит от русского слова МАЛИК, то есть след, отпечаток на снегу. А монета и есть отпечаток на чем-то чистом. А если сплав, то это уже фальшивка».


Рецензии
Здравствуйте, Александр!

Скажу только о знахарстве.

Я всегда говорил, что русскому народу плюнули в душу, когда по царскому указу начались гонения против традиционного для русских язычества. Тысячелетнюю культуру народа, жившего в согласии с природой, пытались отменить и уничтожить! Вот тогда примерно и начало меняться отношение к знахарству, которое не поощрялось и в советское время. А когда своё знахарство уже практически стёрли с лица земли, в моду вошла восточная медицина. Вот вам пример выхолащивания русской сущности из русских людей.

Статья понравилась. Очень нужная и своевременная статья.

С уважением,

Владимир Щеблыкин   17.12.2021 09:12     Заявить о нарушении
Спасибо , Владимир, за понимание и поддержку.

Александр Ерошкин   17.12.2021 12:10   Заявить о нарушении