За державу обидно ч. 4 По тебе ли ездят на тот све

           В этом цикле статей на примере важнейших отраслей я покажу читателям: всё, что нам рассказывают об огромнейших достижениях власти по строительству сильной, могучей России - это миф, создаваемый самой властью, её окружением, пропагандой.
            На самом деле наша страна значительно отстает, иногда - катастрофически, почти по всем направлениям современного развития.
            И вина в этом не 90-х, давно ушедших в историю, а непрофессиональной и бездарной сегодняшней власти.

......

         О российских дорогах сказано немало проникновенных слов. Обычно люди горько шутят или ругаются по поводу них. Мне, как автолюбителю со стажем, кажется, что вот эта песня из советского кинофильма точно отражает их состояние.

И у черта, и у Бога
На одном, видать, счету
Ты, российская дорога,
Семь загибов на версту!

Нет ухаба - значит, будет яма.
Рытвина правей, левей — кювет.
Ух, дорога, ты скажи нам прямо -
По тебе ли ездят на тот свет? (1)

            Причин плохого их состояния много. Основные думаю две.

            В большинстве стран строительство дорог — создание возможностей для быстрого перемещения людей, удешевления перевозок грузов. В нашей, в первую очередь - способ зарабатывания и распила денег, а всё остальное уже потом.
           Финансовые потоки зачастую проходят через людей, близких к властным структурам: исполнительным, законодательным. А они делают оттуда хорошие глоткИ через свои ненасытные глОтки.

            Результаты известны. Вот стоимость строительства 1 км четырехполосной магистрали, в млн. долл:

КНР - 3,5
        Канада - 6
              Россия -12

            Вторая причина вытекает из первой.

            В Китай я приехал впервые в командировку почти 30 лет назад. Машина мчалась из аэропорта по прекрасной автостраде со скоростью 150 км, и переводчик мне рассказал, что трасса регулярно осматривается работниками компании, построившей её. Если замечают какой то дефект, трещину, то сразу замазывают специальным составом. Фирма 25 лет отвечает за состояние трассы. Поэтому ей выгодно строить качественно, а затем своевременно «зализывать» появляющиеся дефекты.

             У нас в стране принимается куча законов по самым мелким вопросам, глава государства чуть ли не вопросы туалетов решает. Однако вопрос гарантий на строительство и ремонт дорог законодательно до сих пор не решён.

             А теперь судите сами: Допустим, что я - глава района (или города, депутат), а строит дороги  фирма моего родственника, либо дружественная мне.
             Конечно я закрою глаза на то, что сделали тяп-ляп. И не против, чтобы уже через год - два эта фирма снова «строила» дорогу, получив из местного бюджета деньги.

             Вот и заключают в регионах договора без гарантий, либо устанавливают гарантийные сроки на построенную дорогу начиная от года.

             Минтранс, замученный общественниками, два года назад издал приказ, что заказчики (бишь чиновники) должны устанавливать строителям гарантии. И не меньше, чем … два ! года. (2)

             Специалисты по безопасности движения, опытные автомобилисты знают, что от качества дорог в значительной степени зависит количество аварий, следовательно травматизм, смертность на дорогах. Она в России снижается, но ещё очень высока, в значительной степени из-за отвратительных дорог.

             В том, что в России плохие дороги — полностью вина власти. В основном центральной, поскольку все основополагающие решения принимаются из центра.

         Я не стал в этой статье разбираться, насколько 90-е годы повлияли на темпы строительства дорог сегодня, потому что дорожная отрасль — это не самолето- или станкостроение, где необходимы многолетняя отраслевая школа, развитые смежные отрасли, масса чего ещё другого.
             Многие страны, где строили очень мало дорог, теперь строят быстро, много, качественно.

              В советские времена говорили: Чтобы догнать Америку по протяженности дорог СССР потребуется сто лет.

              Ситуация за последние десятилетия ухудшилась. При нынешних темпах строительства дорог в России, нам потребуется не одна сотня лет, чтобы иметь столько же километров хороших дорог, как в США или Китае.
              Отставание колоссальное.

              Протяженность дорог с покрытием, млн. км (в 2018 году)

США        - 6,5
    Китай       - 4,9
        Россия      - 1,5

              Читатель скажет: да что сравнивать с Китаем, США, они везде впереди планеты всей.

              Приведу пример с другими странами. Речь пойдёт о международной трассе «Западная Европа – Западный Китай».

              В 2008 году  Казахстан и Россия пописали меморандум относительно строительства дорог по маршруту Санкт-Петербург - Алматы - граница КНР. В апреле следующего года Казахстан уже с Китаем оформил меморандум о взаимопонимании при создании трассы «Западная Европа – Западный Китай», включающую указанный выше маршрут. Затем в 2015 году Путин и Си Цзиньпин подписали договор о сотрудничестве.
            По подсчётам аналитиков реализация этого проекта принесет России множество выгод.

            Результаты на сегодняшний день.

             В Китае обустроили 3850 км дорог, в Казахстане – 2787 км, в Белоруссии – 611 км, закончив строительство своих участков.

             Как пишет российская пресса, реализация маршрута в России «также находится на завершающем этапе».
             И далее перечисляет:
- ведутся работы по строительству трассы Москва – Казань;
- проектируется дорога Казань – Екатеринбург с продлением ее до Тюмени и Челябинска.
- ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, что основные работы по строительству российского участка маршрута завершатся к 2024 году.

              Считай и «конь не валялся», а кормящиеся с ручки пропагандисты, пишут: «реализация маршрута в России также находится на завершающем этапе».

             Уже и Казахстан построил более длинный участок, чем Россия, Белоруссия, подключившись позже, построила свой участок дороги, а наши власти не могут организовать строительство.

              Это один такой пример, а их десятки, когда российская власть подписывает соглашения о совместных проектах, а потом просто «не тянет», роняя имидж России в глазах других стран (ну а российским гражданам с экрана расскажут про величие и успехи власти).

            Возможно кто-то скажет: сегодня в России не до строительства дорог.
            Вот данные за три года, когда денег от дорогой нефти было немерено, а в стране особенно громко кричали о том, что Путин построил великую Россию и его рейтинг вырос до невиданных 86%.
 
            Ввод в эксплуатацию федеральных автомобильных дорог :
- 2014 год - 581,7 км
- 2015 год -  369,1 км
- 2016 год - 214 км

               То есть деградация. О каких достижениях трубила  и трубит власть?

              Дороги — кровеносные сосуды страны. Если они в ужасном состоянии и не строятся - о каком развитии страны можно говорить?
              Я понимаю, если в Германии за год строят столько дорог. Может земель уже не хватает, вся страна покрыта трассами. А у нас то! Ну что для нашей огромной страны 200-300 км дорог? 
               
      И уж совсем плохо в нашей стране со строительством современных автомагистралей. Их протяженность (данные 2019 года) в 4 раза меньше, чем, например, в Мексике - небольшой стране. Хотя вы наверное и не слышали, что у них есть «великий руководитель», который строит «великую Мексику». Потому что он строит дороги.

             Все скоростные трассы Китая длиной более 140 тыс. км. были построены за последние двадцать лет.
             Как раз в годы правления в России нынешней власти, построившей аж 2 тыс. км. Но журналюги продолжают славить достижения солнцеликого, выдавая строительство за 20 лет двух тысяч километров магистралей как достижение Путина.
             Сделать это просто - не надо при этом сообщать зрителям у телевизора сколько строят в других странах. (3)

            Основные достижения нынешней власти в развитии дорожной отрасли России - многочисленные стратегии развития, громадьё планов.

            В результате огромная, богатая страна, задыхаясь от бездорожья, строит ЗА ГОД столько дорог, сколько Китай ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ! (4)

 ______________

(1)    Те, кто живёт в Москве, Питере, вокруг них, наверное ещё на «югах», в Калиниградской области, даже не представляют дорог от Урала и далее на воток.
 Я показывал знакомым фотографии дорог города Новосибирска, третьего по численности в России, после Москвы и Питера. Они отказывались мне верить, что такие могут быть. Но это так: улиц с дорогами, как в той песне из кинофильма, не один десяток в Новосибирске, Омске, Кемерово … . Список можно продолжать.

(2)   Тем временем газета «Коммерсант» сообщает, что Минтранс готов  ПОТРАТИТЬ 800 млрд рублей из ФНБ на три крупных транспортных проекта. ПОТРАТИТЬ (распилить) - тут умельцев полно. 
           В правительстве обсуждается проект строительства дороги от Джубгы до Сочи, ценой около 1.5 трлн. руб.  Эти 120 км. - самые дорогие в мире.
           Ранее столько вложили в Сочи и инфраструктуру в связи с Олимпиадой, но теперь оказывается там к Сочи идёт дорога в 2 полосы, как в райцентр, и нормальной объездной нет.
           По словам собеседника «Ведомостей», есть желающий строить – Аркадий Ротенберг.

(3)   Вот что пишет «Военное обозрение»:
           «Хотя многие российские дороги до сих пор далеки от совершенства, ситуация постепенно меняется. Так, по состоянию на 2000 год существовали 365 км скоростных автомагистралей. Строительство новых дорог активизировалось после прихода к власти Владимира Путина. В течение 2000-2018 гг. протяженность скоростных автомагистралей в России увеличилось в 6 раз».
           В советские годы также сравнивали 1913 год, когда, например, трактора только начала выпускаться, с развитой промышленностью 70-х годов. И получалось, что производство возросло в 100 раз.
            «Военное обозрение» радует нас: увеличилось в 6 раз! Других данных не приводит. А согласно им, пока мы с божьей помощью, и с потугами Путина, построили за 20 лет менее 2 тыс. км, Китай — 140 тыс. км.

(4)   Возможно случится чудо и вскоре россияне будут ездить по нормальным дорогам. Нормальным в сегодняшнем понимании.

           Но в мире на дорогах действительно происходят чудеса:

- В 2015 г. китайцы за 43 часа разобрали старый и собрали новый автомобильный 6-полосный мост в Пекине. За это время они успели ещё и нанести разметку. Для новой поверхности моста понадобилась 1300-тонная конструкция, которую транспортировали уже в готовом виде. Как пояснил представитель подрядчика, использовалась новая технология «интегративной замены».
         Сколько бы разбирали и ставили новый мост наши дорожники? Возможно год. 

- в американском штате Индиана уложили первую в мире автомобильную дорогу из намагниченного бетона, которая позволит заряжать электрокары во время движения. Новый материал легко изготавливается в больших объемах и не превышает стандартные затраты на строительство автомобильной дороги.
         Системы беспроводной зарядки на дороге для электромобилей разрабатываются и тестируются также в Швеции, Италии.

-  Когда-то мир удивился подземному тоннелю под Ла-Маншем, который проходит под водой почти 40 км. Норвегия строит первую в мире подводную магистраль длиной 1120 км!

          При нашем технологическом отставании будет ли когда такое и у нас?





 


Рецензии