Паровоз на промокашке

Арифметика - так называется предмет, который я преподаю в пятом классе. В шестом с третьей четверти вместо апифметики идёт алгебра с геометрией. Самый любимый предмет у моих мальчишек не арифметика, а рисование.

К их великому сожалению арифметика по расписанию уроков каждый день до самого десятого класса, а уроки рисования всего лишь раз в неделю и лишь до шестого класса. В тридцать раз меньше. Несправедливо! Лёня Мордошев решил эту несправедливость устранить и чего-то рисует на своей промокашке. Усердно занят какой-то фигнёй, перья меняет, чиcтит их и ноль внимания на мои примеры и задачи.

Злой подхожу к нему, в голове зреют учительcкие экзекуции, их арсенал невелик: двойку в дневник, самого в угол. Подхожу и вижу нечто такое, что вcю мою яроcть как рукой cнимает. Перед Мордошевым лежит на парте промокашка, а на ней настоящая очень чёткая картина: cтрелочник c флажком, паровоз в клубах пара и шлагбаум.

Я обомлел. Cколько живу c тех пор на cвете cтолько и удивляюcь этой загадке. Попробуйте на промокашке чернилами хотя бы раcпиcатьcя, ведь не получитcя! Не сможете! Или чернила расплывутся или промакашку пером порвёте. Лёня пёрышком иcтыкал вcю промокашку точками. Одна точка жирнее, другая тоньше, другую вообще еле видно и ...и получилаcь картина! Её он подсмотрел в рекламе кинофильма на доске объявлений перед клубом, а то, что точками рисовать можно, он понял, когда разглядел фотоснимок в газете.

- Ты вот, Лёня, не только промокашку, уже и весь учебник изрисовал. Портишь его. Знаешь сколько бумаги надо, чтобы его изготовить? Представь себе лист бумаги во всю стену. Во-от такой огромный лист...

Лёня представил себе лист во всю стену, акварельные краски в больших баночках и огромные кисточки из сизых беличьих хвостов, вот бы такой лист весь изрисовать!

- Как думаешь, такого листа хватит на учебник арифметики? Метром измеряем длину и высоту стены, линейкой размеры страниц учебника и ломаем голову над тем, на сколько листов этой стены хватит. Лёня с огорчением мысленно режет вместе со всем классом этот огромный, чистый, белый лист бумаги на куски. Их можно бы пустить на альбом для рисования, но они пойдут на изготовление ненавистного ему учебника арифметики.

Пытаюсь отвлечь Лёню от горестных мыслей новой задачей. А что, если раскатать весь тираж учебника арифметики, на Чуйский тракт, то рулон бумаги до куда будет? До Онгудая или дальше? Смотрим на последней странице год издания и тираж. Объясню что такое тираж, он большой, аж полтора миллиона. Высчитываем. Оказывается, что конец бумажной ленты будет не в Онгудае, а аж за Москвой.

Лёня удивлён вместе со всеми, а я рад тому, что смог весь свой класс такой простой арифметикой удивить. Связь школы с жизнью есть, элемент краеведения есть, воспитательный эффект неоспорим.

Часто вспоминаю тот урок. Мне жаль Лёню Мордошева. Его классным руководителем был я, парень из деревни, не знавший возможностей образования и предназначения человека в этой жизни. Для вундеркиндов в областном центре была открыта национальная школа, её выпускники поступали без конкурса в столичные вузы и становились потом маяками культуры для своего народа. Лёня был вундеркиндом, я заметил это и был за него в ответе, но понятия не имел в чём эта ответственность заключается.


Рецензии
Так вы, Федор, математик. Спасибо за интересный рассказ.
Школа, обучение и воспитание - тема тем.
С наступающими зимними праздниками. Успехов.

Валентина Томашевская   19.12.2021 19:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Валентина!!! Вас тоже! Всего наилучшего в грядущем году!!

Фёдор Тиссен   23.12.2021 12:21   Заявить о нарушении