Буквы-берегини 16

                Мыслете
     Эта буква есть во всех Азбуках мира. Вот что говоря о ней словари:
1 Мыслете - старинное название 14-ой буквы в церковно-славянской, и старо-русской азбуке, её числовое значение — 40;
 2 о предметах такой формы:  вдоль длинных, древнеславянским мыслете расставленных столов - фраки и декольте. Что значат для русского все: а, бе, ве: совершенно никакого понятия с этим не сопрягается, кроме пустого звона слов; а читая славянскую Азбуку, научаемся многому: Аз ведый глагол; Добро Есть; Живете Земля Иже; Како Люди Мыслете; Наш Он Покой; Рцы Слово Твердо.
3 флаг Эм русской сигнальной азбуки означает сигнал «малый ход». Каждый флаг имеет значение буквы по алфавиту «Аз… Боги… Веди…» и в этом есть логика. Проще произносить просто: А… Б… В…, но практически хуже. В походе, когда свистит ветер, молотом грохочет в борт волна, дьявольским воем ревут форсунки топок, как отличить М от Н и Т от Д? Звуки будут спутаны слухом. А перевранный сигнал в современном бою, где все исчисляется долями минут, может причинить неисчислимые беды. Когда же вам кричат Мыслете - вы не спутаете его с Наш и отличите Добро от Твердо. Основа работы сигнальщика — быстрота и безошибочность приема и чтения сигнала;
4 с этой буквой сложено множество фразеологических оборотов: писать мыслете, выписывать мыслете, выделывать мыслете, писать ногами мыслете, выписывать ногами мыслете, выделывать ногами мыслете, метать петли, закидывать крюки - то же, что писать вензеля, неровную, извилистую, ломаную линию, сложные фигуры, кренделя, петли, зигзаги (о пьяном).
Все люди, как люди, а мы как мыслете - эта пословицы родилась из-за формы написания буквы размашистой скорописью.
                Мне тяжелы обеды эти,
                И если я пишу мыслете,
                И коль глаза огня полны,
                Вы удивляться не должны…
         Буквица-заставка Мыслете изображается в виде двух звероптиц, которые символизируют мироздание. Симметричным образом избражается восход и заход солнца. Клювы зверей направлены внутрь, в глубоком размышлении. В центре амфора - символ сосуда мудрости, который покоится на трилистнике – символе Троицы. Она всё наполняет, всех животворит и желающих умудряет. Амфора премудрости переполнена, из неё выливается мудрость на мир людей.
         Вторая библейская заставка Мыслете изображает двух рыбаков: первозванных апостолов Андрея и Пётра с мрежей - сетью. Слова Бога священны,  и содержат тайну, потому сокращены и пишутся под титло. Царство небесное - это невод. Ихту - рыба. От этого слова произошло название науки ихтиологии.
        В древности рыбу - символ Христа-Спасителя носили на шее вместо креста. Мы маленькие рыбки ведомые нашим ихту рождаемся в воде и спасаемся, пребывая в воде – символе крещения. Ихту - греческая  аббревиатура: Исус Христос Бога Сын-Спаситель. Это исповедание веры одним словом.  Надписи, сделанные на полотне вверху говорят о высоком чувстве юмора наших прародителей. Они гласят: «Потяни корвин (сукин) сын». «Сам есм таков».
      Людина живет во внешнем мире, а мыслит в своем внутреннем мире. В начертании Буквицы, как бы, соединились две направленности: внутреннего и внешнего существа людей: Л+Л=М.  Треугольник ушёл вверх, треугольник вниз, ещё треугольник, и взаимосвязь, то есть мысль, движение последовательны – из одного рождают другое.
     Образ Буквицы-заставки Мыслете - это процесс осмысления, генерация мысли, движение,  уплотнение хаоса пространства в мысль, последовательная форма, которая отображается и порождает другие формы; мыслить, сама мысль, думать, и как бы обращаться за поддержкой; когда человек мыслит, он соединяет то, что внутри него и то, что вне;  когда человек последовательно что-то делает, он говорит: «я мыслю» – значит существую; образность Буквицы Мыслете охватывает проявление всего, о чём мыслит человек, то есть обладает космическим мышлением. В «Глаголице» она изображается кругами в форме креста, словно распространяет знания во все концы света. Не зря слова мир и мать начинаются с Мыслете. Мать - посредник между одним миром, вторым, третьим и четвёртым. Мать - не просто женщина, в ней сохранены последовательности взросления организма, подготовка к материнству, развитие тела в утробе, рождение, вселение Души, несущей Дух. Мать имеет глобальное значение. Поэтому мыслить значит: преобразовывать, изменять, улучшать.
        Начертание Мыслете, в виде волны МэмлЪ мы находим в древнеегипетском словаре. Близка по начертанию и древнефиникийская Мэм, изображающая воду. Корнем родственных по смыслу слов: мнить, мудрость, мыслить, думать, понимать является буква Мыслете и она говорит о мысли, чуде понимать мудрость, дарованном Богом
         Мыслящая государственными масштабами, творческая династия Морозовых оставила глубокий след в истории, экономике и культуре России. В их роду было много выдающихся личностей, которым богатство служило источником для благотворительности, поражающей своими масштабами. Почитали Морозовых за то, что жизнь большинства из них - это дорога к Богу, ибо они несли людям любовь. Они возводили как храмы церковные, так и храмы науки, культуры, просвещения. Наряду с промышленными делами, Морозовы живо интересовались искусством. Были страстными коллекционерами, театралами. Строили музеи, университеты, училища, больницы, богадельни, детские приюты, роддома, театры, библиотеки. В Москве более 70 морозовских зданий. Причем этот многочисленный род для себя использовал лишь треть из них, а остальные две трети - более 40 зданий использовались в культурных, просветительских и благотворительных целях. Фамилия Морозовых звучала в названиях 10 московских учреждений. Сегодня она звучит лишь в названии детской Морозовской больницы. На большинстве морозовских зданий нет даже памятных досок с упоминанием их имени и заслуг перед Отечеством.
        Морозовы — одна из самых знаменитых династий меценатов, предпринимателей и благотворителей Москвы. Историю Морозовых начинают с Саввы Васильевича (1770–1860 гг.), крепостного крестьянина с. Зуево, пастуха, извозчика, рыбака, ткача-кустаря, пешком ходившего в Москву продавать свой товар, затем владельца маленькой шелкоткацкой мастерской. Закрыть дорогу к купечеству могла рекрутская служба. Морозов решился на беспрецедентный поступок: просил Кононова дать ему в долг большую сумму денег, чтобы откупиться, и перешел на сдельную оплату труда. Невероятно, но вернуть средства он смог всего через два года — пришлось много работать, отказывая себе во всем. В 1797 г. он женился и начал работать самостоятельно, заложив основу огромного морозовского фабрично-торгового дела. В 1820 г. он выкупил на волю себя и свою семью у Николая Гавриловича Рюмина. Отец Саввы Василий был старовером-поморцем. Семьи были многодетными и за всю историю рода до 1917 года образовалось более 50 семей с фамилией Морозовы.
        К концу жизни Савва Морозов был купцом первой гильдии и владельцем множества фабрик. Его потомки стали богатейшими людьми страны, проявившими себя не только в области промышленности.
        У Саввы Васильевича и Ульяны Афанасьевны ( I поколение) было 5 сыновей, по старшинству – Елисей-Вакула (1798–1868), Захар (1802–1857), Абрам (1806–1856), Иван (1812–1864), Тимофей (1823–1889), и дочь Варвара (в замужестве Скороспелова).
        После разделения фабрик в 1872 г. каждой из ветвей второго поколения принадлежала своя фирма: Товарищество Викулы Морозова с сыновьями, Компания Богородско-Глуховской мануфактуры, Товарищество Тверской мануфактуры, Товарищество Никольской мануфактуры Саввы Морозова сын и К. Линия Ивана Саввича обрывается на его сыне Сергее (1861–1904).
        После Октябрьской революции 1917 года все предприятия Морозовых были национализированы. Их общий капитал составлял более 110 миллионов рублей.
         Викуловичи были старообрядцами-поморцами.
         Захаровичи и Тимофеевичи, отличались твердостью старой веры (поповцы белокриницкой иерархии)
         Абрамовичи стали чадами господствующей церкви.
         Недавно умер внук Саввы II , журналист и писатель, полный тезка своего деда Саввы Тимофеевича (1911 – 1995), полгода не доживший до 84 лет.
        В 1812 году, хозяева московских текстильных мануфактур опустили руки, глядя на сожженный город, а Савва Васильевич обратил печальные события себе во благо. Незадолго до войны, в Россию перестали поступать ткани из Англии, этому способствовал Наполеон. Морозов приобрёл земли в селе Никольском (сейчас — Орехово-Зуево), и создал знаменитую Никольскую мануфактуру, которая позволила семье больше никогда не беспокоиться о деньгах.
        Его вклад в экономику страны был настолько велик, что ему — первому в России — пожаловали титул «господин мануфактур-советник». В 1882 году ему вручили орден Святой Анны — «за особые труды по Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве». Он был соучредителем Московского купеческого и Волжско-Камского банков. Он платил стипендии студентам Московского технического училища, вкладывал деньги в строительство гинекологической клиники на Девичьем поле.
          Морозов Савва Тимофеевич – внук Саввы известен как меценат. Он щедро помогал Московскому художественному театру. На деньги Морозова было построено здание в Камергерском переулке. Его волновало положение рабочих, он следил за тем, чтобы они получали достойную зарплату и трудились в хороших условиях. Как и отец, помогал им повышать квалификацию. Не забывая специальность химика, которую  получил в Англии, Савва Тимофеевич основал на Урале анонимное общество соединенных химических заводов «С.Т. Морозов, Крель и Оттман», которые производили красители для ткани. Ранее их покупали за границей. Сын Викулы, Алексей Морозов, продолжил благотворительность и меценатство. В1900 году обстановка в Москве, не радовала: дети, страдающие от коклюша, дифтерита и других болезней, не получали должного лечения. Морозов построил собственную больницу, в которой детей лечили бесплатно. В строительство он вложил отцовское наследство — 400 тысяч рублей.  Вот только малая толика заслуг купцов-старообрядцев Морозовых… А каковы заслуги перед Отечеством у сегодняшних торгашей, имеющих сети магазинов во многих городах, но отрицающих Бога?    
Продолжение следует...
 
               


Рецензии