Нохчийн маьхьсеш

                НОХЧИЙН МАЬХЬСЕШ


     У чеченцев исстари были разные виды обуви. В далёком прошлом не было особой разницы между обувью мужчин и женщин. Они отличались лишь какими-то элементами.
Как правило и в основном, раньше обувь изготавливалась из кожи домашней и кустарной обработки, из войлока и тканей, которые местные умельцы-мастера вязали и валяли из шерстяных ниток и шерсти.

     «Обувью жителей горных и равнинных регионов были тIаьрсакан кIархаш – кожаная обувь без верха, мачаш – чусты, пошмакхаш – туфли без задников (на каблуке и без каблука), кожаные мягкие чувяки без подошв – маьхьсеш, наьIармачаш – обувь из сыромятины, калуош - галоши, хулчи – сандалии из плетёной кожи, калбанаш – лаптиевидная рабочая обувь из сыромятины и др». [1]

     В данном повествовании я хочу коснуться обуви «маьхьсеш» (в ед. числе – «маьхьси»). Для начала напомним, «маьхьсеш» - это лёгкие мужские сапоги из тонкой кожи, поднимающиеся до колен. У них подошва тоже мягкая, выполнена из того же материала, что и весь верх с голенищами в т.ч.. И сделаем это для того, чтобы попытаться разобраться с этимологией названия данного вида обуви. Нам интересно, на основе каких понятий и как могло оно сформироваться?

     Для ответа стоит напомнить, что словообразовательный процесс  в чеченском языке имеет разные основы и формы. В основу может «ложиться» какое-то определённое качество вещи, сочетание материала и особенности его (её, их) предназначения и мн. др.. Название может быть образовано из одного-двух и более корней.

     Попробуем проанализировать предложенное в теме название. Для этого примем для анализа его форму в единственном числе «маьхьси». В этимологическом плане мы располагаем несколькими вариантами рассмотрения. К примеру: маьхьси - мах+си (цена+честь). Но «си; сий» можно понимать и как искажённое «са» - «душа».

     Таким образом, продолжив поиск, мы могли бы находить и другие варианты логических предположений.

     Для краткости текста предложу свою версию этимологии данного названия.

     Прежде всего, ещё раз напомним о качестве этого вида обуви - обувь лёгкая, с такой обувью и передвигаться одно удовольствие. Для путника-мусульманина есть ещё одно дополнительное удобство - возможность при омовении делать «масхьу», т.е. нет необходимости снимать эти сапоги для мытья ног (при условии, что они не запачкались между омовениями). Достаточно снять «наружную» обувь (специальные чувяки или калоши) и обтереть «маьхьсеш» мокрыми руками. В слове «маьхьси» первую часть «маьхь» я склонен понимать как немного видоизменённое «мохь», т.е. «груз» (поклажа, багаж...). А вторую часть не как «са», «сий» (душа, честь) и др., а в смысле «без» (чего-либо, вне чего-то и т.д.). Т.е. - без нагрузки. На чеченском языке: «Мохь» (хало, къинхьегам...) боцуш». Приведём примеры подобного рода: кхоамза - без жалости, без экономии; чаьмза - без какого-либо вкуса (безвкусица); халонза - без труда (нагрузки, переживания...) и т.д..

= = = = = = = = =

1. Л.М. Гарсаев, М.М. Гарсаева. ЧЕЧНЯ. Кожаная обувь вайнахов (типы, наименования, назначения). 3-02-2020 //


Рецензии