Рецепт современного интеллектуального богословия
Один прогрессивный православный священник как-то сказал: А Вы читали работы Джона Запутеноса? А что там такого? - спросил я. На его аргументы, сказал батюшка, в православном богословии нет ответа. Сделал над собой усилие. Прочел кое-что из этого богослова. И.. В очередной раз увидел рецепт современного интеллектуального богословия: Вы берете мелко нарубленного Хайдеггера, затем пропущенного через мясорубку Гуссерля, нагреваете все это на огне Кьеркегора, помешивая половником Деррида, и добавив щепотку Делеза и быстрорастворимого Лакана. После остывания все это поливается ницшеанским соусом и украшается звездочкой из Фрейда. Ах, да - можно еще чуть-чуть приправ от отцов Церкви, но это - по вкусу..
И вот это, насколько я понимаю, подается "образованным православным" как новое слово в богословии и т.д. Где тут граница между богословием и парабогословием - не совсем ясно. Мы же не говорим, что парапсихология - новое слово в психологии. Разумеется, никто не возражает против использования современной философии в богословии. Другое дело, насколько такое "творческое богословие" помогает лучше разъяснить догматы православной веры. Я понимаю, что тут предполагается миссионерский посыл: православные пытаются доказать миру, что и они умеют говорить на языке современной мысли и даже выражать на нем истины веры. Вот только.. православная традиция никогда не имела такого философского привкуса, как католическая или лютеранская. Наша "схоластика" всегда была в несколько раз "жиже". Поэтому и теперь возникает ощущение, что православные в сильно разбавленном виде повторяют то, что уже прошла католическая мысль. Только в 17-18вв православные разбавляли, допустим, Беллармино, Канизия, и т.п., а сегодня пришло другое время.. Но воз и ныне там..
Свидетельство о публикации №221121801106
Алевтина Ремаркина 21.02.2023 04:35 Заявить о нарушении