Цапля одинокая стояла

ЖАРКИМ, ДУШНЫМ ДНЁМ, чтоб хоть немного развеяться на природе, а не киснуть в доме, иду я на наш островок, полный волшебства. Так получилось, что всю весну и половину лета не было мне туда пути, хотя постоянно хотелось заглянуть, хоть мимолётно, чтоб посмотреть, не ждут ли там меня какие птицы да жучки с паучками, которых тоже надобно сфотографировать в «новом летнем сезоне».

Десять минут, и островок меня приветливо встречает прохладой и тишиной, которые вкупе сразу настраивают на приятную волну, полную интереса к тому, кто сейчас, здесь, с тобой. Не один же я – природа ведь полна чудес, я это знаю.

И тем чудес больше, чем сильнее тебе хочется таинство уловить в каком-нибудь простом высохшем сучке, в какой-нибудь коряге, будто бы выглядывающей из-за поворота на тропе. А пока иду я, чтоб потрогать чудо-корягу, ветки тополей пытаются меня столкнуть шутливо с тропы под берег, что пролегает рядом. Пусть и не высокий берег тот, а если упадёшь, всё равно намокнешь в старице, спящей мирно под листвою веток ивы и хмеля, их обвивающего.

Старица вся в водорослях; между ними мелькают мелкие рыбёшки, в лучах солнечных блестящих красиво, будто искорки светящиеся. Мелькнёт рыбёшка – и нету уже, скрылась в водорослях. Водоросли тихонько после этого покачиваются, задетые рыбками, будто нашёптывают, мол, не расскажем, где прячется мелкота, пусть растёт, живёт пусть, радуется лету, тёплой воде и покою.

Покой здесь сказочный! Небо отражается голубое, тучи белые, нарядные, яркие и большие. Они как лёгкое прозрачное покрывало не под водорослями, а над ними. Иногда рыбки спинками задевают поверхность старицы, и тогда разбегающиеся по воде мелкие круги будто колышут облака; как медузы, движутся игриво. Ни единого ниоткуда звука, ни малейшего дуновения ветерка, и самому не хочется двигаться; такое состояние, точно вот-вот что-то произойдёт такое, способное удивить не на одну минуту. Не решаясь тронуться по тропе, поворачиваю голову – и замираю-обмираю.

Несколько дней накануне охотился я с фотоаппаратом за цаплей, видел её на небольшом озерце в соседней Алексеевке. И цапля видела меня, у нас даже соревнование было: кто кого пересидит.

Я приезжал к водоёму, усаживался у забора и ждал появления цапли. Она прилетала, делала круг и тоже усаживалась, только не рядом, а на верхушке высокого тополя напротив. И ждала, когда, в одиночестве оставшись, приступит к трапезе лягушками, коих здесь в избытке. Но это отдельная история; есть у неё начало и есть конец.

А встретиться с цаплей здесь, белым днём!.. Тут уж кто кого перехитрит… Цапля стояла на одной ноге неподалёку, почти у самого берега – красивая, торжественная. Любуйся, мол, человек, пока не решила, куда лететь.

Цапли появились у нас не так давно, люди, и я в том числе, не привыкли к ним так, как к многочисленным сорокам, голубям и воробьям, и потому редкие встречи с ними одаривают радостью, душевным подъёмом.

Тёплая волна разливается по телу; восторг рвётся наружу, тесно ему в груди!

Тут главное не дать этому восторгу цаплю спугнуть, очень уж они недоверчивые к любому шороху, малейшему движению поблизости.

Поди объясни, как эта моя сегодняшняя цапля разрешила подивиться собой, не испугалась нежданного на берегу гостя… Задумалась, наверное, замечталась, а, может быть, захотелось ей похвалиться перед человеком красотой своей.

И всё – нет больше ничего и никого в этом уголке! Только небольшой, до близкого ко мне поворота, участок реки, кусты по берегам, небо, солнце, да мы с цаплей, не считая невидимых отсюда птиц, отчего-то присмиревших, не поющих. Тоже, наверное, очарованы королевской цаплей.

Она стояла по-прежнему гордо, не шевелясь, и отражение её в успокоившейся воде ещё более подчёркивало стать, серые краски туловища и белую длинную шею.

Живая сказка!

Где-то рядом некстати хрустнула ветка – неожиданно, гулко, наподобие выстрела; птица сорвалась с места, как мне подумалось, нехотя, тяжело. Казавшаяся только что миниатюрной, точёной, цапля теперь плыла над старицей, величаво взмахивая большими крылами. Держа путь по изгибу русла, она скрылась за кустами; я видел её, пожалуй, меньше минуты…

Вздох разочарования вырвался из моей груди – надо же было так неожиданно оборваться волшебству!

Из-за кустов на поляну вышел и направился к берегу телёнок, а следом за ним появилась коза, на ходу пощипывавшая листья с кустарников. Я знаю эту козу, она пасётся здесь не первый год, и каждое лето я встречаю её с телёнком. Коза будто сопровождает его.

Жаль, что цапля улетела, но держать обиду на животных незачем, пустое это занятие. Теперь можно и к коряге подойти; заждалась она меня за поворотом.

Иду я, иду! Уж ты не встрепенёшься испуганно при моём появлении, дождёшься, и посидим мы с тобой, тишину островка слушая.

Поблизости раздались частые щелчки; это дрозд заговорил. То ли спугнул его кто, то ли оттого, что цапля улетела и можно больше не молчать в удивлении, а пора пришла заняться, наконец, своими делами. Сорока прокаркала недовольно, точно передразнивая дрозда.

И снова всё стихло.

РЕДКИЕ ПАДАЮЩИЕ с деревьев листья не шуршат под ногами. Ещё не осень, пока ещё лето, и цапле не завтра собираться в далёкий путь. Значит, есть у меня надежда на новую встречу. Я обязательно вернусь ранним утром!

Мы ещё, надеюсь, пообщаемся…

Прилетай, цапля!

(Из моей книги «Лебедь белая плывёт»).

Зоя БУХАЛИНА прокомментировала, прочитав зарисовку на моей странице в «Одноклассниках»:

Иван Федорович! Вы постоянно «с лейкой и блокнотом».

А ещё у Вас замечательное сердце доброго человека.

Именно оно позволяет Вам сказать эти слова: «Природа ведь полна чудес, я это знаю». Наверное, только у Вас есть «островок, полный волшебства». Жучки, паучки, птицы ждут Вас на нём. А прохлада и тишина, в данном случае, настраивает Вас на приятную волну. В каждом сучке, в каждой коряге Вы видите чудо, а ещё обожаете свою СТАРИЦУ, где «покой… сказочный! Небо отражается голубое, тучи белые, нарядные, яркие и большие».

Но Вы пришли на свидание с цаплей.

А вот она, «красивая, торжественная»: «Любуйся, мол, человек…» И она разрешает Вам «подивиться собой»: Вы называете её живой сказкой.

Однако волшебство любования Вами «королевской цаплей» обрывает внезапно хрустнувшая ветка: «Вздох разочарования вырвался из моей груди…». Вы не отчаиваетесь. Просто будете ждать новой встречи: «Я обязательно вернусь ранним утром! Мы ещё, надеюсь, пообщаемся… Прилетай, цапля!»

Небольшая заметка, вместившая многое: умение видеть и слышать природу, разговаривать с ней и, конечно же, талант Ивана Скорлупина, который никак не хочет принять это слово: «ТАЛАНТ»…


Рецензии
Настоящее единение с природой. И написано великолепным слогом.

Муса Галимов   18.12.2021 18:04     Заявить о нарушении
Мне интересно писать о природе, о единении с ней, Муса. Наряду с рассказами, я издал шесть книг о природе. В них - рассказы, зарисовки, миниатюры, заметки. С наступающим Вас 2022 годом! Пусть он во всех отношениях станет для Вас и всех нас легче нынешнего!

Скорлупин Иван Федорович   19.12.2021 14:16   Заявить о нарушении