Баба Володя

В детстве мне часто ставили в пример подвиги моей бабушки Володи, которую я никогда не видел (она умерла в 1975-м). Я долго не решался спросить, а почему, собственно, у бабушки такое имя? Однако лет в восемь поинтересовался у бабы Маши, которая мне сказки про бабу Володю и рассказывала. И тут баба Маша и поведала, что баба Володя в гражданскую сбежала в Красную армию, переодевшись в паренька. Хотела воевать с колчаковцами. И вот знакомый председатель волостного комитета Яков Двинянов выдал 13-летней Вере Кузницыной документ на имя Владимира Холкина, 1902 г.р. Так она и стала Володей. И до конца жизни ее так и называли. И ее мама старый большевик, заслуженный работник НКВД Прасковья Дмитриевна Кузницына звала свою дочь Володей. И боевые товарищи ее так звали. И ходила баба Володя в гимнастерке и короткой стрижке, и сама себя называла в мужском роде: я видел, я сделал итд.
   Хотя в 25-ом родила дочь, которую назвала Коммунера. От боевого товарища Демьяненко. Вышла за него замуж. Но это была скорее дружба. А любила баба Володя только один раз. Как познакомилась в 18-м будучи Володей Холкиным с Зиной Стасько, так и на всю жизнь. Какое-то время Зина и не догадывалась, что ее возлюбленный Володя на самом деле Вера. Но когда правда раскрылась, Зина все поняла и приняла. Конечно эти отношения в молве были женской дружбой, как бы живут вместе две боевые подруги. И баба Маша мне рассказывала про боевую подругу бабы Володи тетю Зину.  И приводила их дружбу в пример как образец верности и честности. 
  А еще баба Маша рассказывала, как баба Володя просвещала пионеров, как происходит процесс рубки в кавалерийской атаке. Сядет на палку побольше как на коня, возьмет в руки палку поменьше как саблю. И начнет размахивать. Четырнадцатилетняя баба Володя командовала отрядом и подобно Жанне Д’Арк предводительствовала в атаке. Так она и вписана в историю Гражданской как боец 3-го Екатеринбургского и Западного полка 29-й стрелковой дивизии Владимир Холкин.
  Был в ее истории и такой случай. Послали бабу Володю в разведку. И вот приспичило ей отклониться от задания и заглянуть в город Верхотурье. А там, несмотря на мужскую форму, ее признал одноклассник Колька из родного села Лобва, окликнул, а потом и сдал. В общем, белогвардейцы ее схватили и посадили в Верхотурский острог.
  И повели ее на рассвете на расстрел к Кликун-камню. Это скалы по обе стороны реки Туры. А называются они так, потому что издают звуки, подобно плачу. Это конечно поверье. Хотя есть свидетельства. Люди слышали, что когда белогвардейцы расстреливали коммунистов и бросали их в реку, Кликун плакал, стонал. И вот ведут бабу Володю на расстрел. И у обрыва она, не думая, прыгнула в реку с высоты метров пятьдесят, если не больше. Прыгнула камнем со связанными руками. И как-то ей удалось из-под веревок высвободиться. Беляки стреляли, но все мимо. Бабе Володе удалось спастись.
   К семидесяти баба Володя потеряла зрение, но будучи слепой лихо водружалась на коня в конном клубе при Верхотурском дворце спорта. Помнила клички всех коней дивизии времен гражданской. Был там конь Добряк, и конь Верный, и кобылица Щука. 
 В 1976-м в Средне-Уральском издательстве вышла книга Свердловского журналиста Семена Шмерлинга «Серебряные шпоры». Это документальная повесть о моей двоюродной прабабушке (сестре моего прадеда) – Вере Ивановне Кузницыной-Демьяненко, бабе Володе. Книга идеологизирована в духе времени. И язык кондовый. Но моя реликвия. Мой экземпляр был преподнесен бабе Маше дочерью бабы Володи Коммунерой Алексеевной Лялиной. О чем имеется дарственная надпись: «На память дорогой тете Марусе в память о моих милых, родных мамах». Милые родные мамы я так понимаю - это баба Володя и ее возлюбленная тетя Зина.
  Зинаида Петровна Стасько (тетя Зина) умерла в пятидесятые от последствий фронтового ранения (ушла на фронт добровольцем). А баба Володя на фронт не попала из-за проблем со зрением. Любовь, пронесенная сквозь революционные двадцатые, и тоталитарные тридцатые, и сквозь войну. Замечательная история для сериала. Может однажды и возьмусь за сценарий.

Иллюстрация Вари Наткиной


Рецензии