Западная Европа после ПМВ

«Вся проблема этого мира в том, что дураки и фанатики всегда уверены в себе, а умные люди полны сомнений»  Бертран Рассел

Первая мировая война радикально изменила политическую карту Западной Европы. Распад Австро-Венгрии привел к созданию независимых Венгрии, Чехословакии и собственно Австрии. Стали независимыми Польша, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва. Во всех этих странах была установлена республиканская форма правления.
Югославянские земли Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, Далмации, Сербии и Черногории объединились в государство, получившее название Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. В 1929 г., после государственного переворота, оно стало называться Королевство Югославия.
В Турции к власти пришли «младотурки» во главе с Ататюрком, страны Южной Европы полностью освободились от Турецкого влияния. В Италии сформировался фашистский режим Муссолини.
Возросла мощь и экономическое влияние в Европе Соединенных Штатов Америки. Была создана Лига Наций – международная организация, призванная предотвращать военные конфликты, способствовать разоружению и международной стабильности.
В своей речи перед Конгрессом 8 января 1918 г. Президент США Вудро Вильсон сформулировал свои тезисы о целях войны, получившие известность как «Четырнадцать пунктов»:

I. Исключение секретных соглашений, открытость дипломатии.
II. Свобода мореплавания за пределами территориальных вод.
III. Свобода торговли, устранение экономических барьеров.
IV. Разоружение, уменьшение вооружения стран до минимального уровня, необходимого для обеспечения национальной безопасности.
V. Свободное и беспристрастное рассмотрение всех колониальных вопросов с учётом как колониальных притязаний владельцев колоний, так и интересов населения колоний.
VI. Освобождение российских территорий, решение её вопросов исходя из её независимости и свободы выбора формы правления.
VII. Освобождение территории Бельгии, признание её суверенитета.
VIII. Освобождение французских территорий, восстановление справедливости в отношении Эльзас-Лотарингии, оккупированной в 1871 г.
IX. Установление границ Италии по национальному признаку.
X. Свободное развитие народов Австро-Венгрии.
XI. Освобождение территорий Румынии, Сербии и Черногории, предоставление Сербии надёжного выхода к Адриатическому морю, гарантии независимости балканских государств.
XII. Независимость турецких частей Оттоманской империи (современная Турция) одновременно с суверенитетом и автономным развитием народов, находящихся под властью Турции, открытость Дарданелл для свободного прохода судов.
XIII. Создание независимого польского государства, объединяющего все польские территории и с выходом к морю.
XIV. Создание всеобщего международного объединения наций в целях гарантии целостности и независимости больших и малых государств.

Речь Вильсона вызвала неоднозначную реакцию как в самих США, так и у их союзников. Франция хотела получить от Германии репарации, поскольку французская промышленность и сельское хозяйство были уничтожены войной, а Великобритания, как самая могущественная военно-морская держава, не хотела свободы мореплавания. Вильсон шёл на компромиссы с Клемансо, Ллойдом Джорджем и другими европейскими лидерами в ходе Парижских мирных переговоров, стараясь, чтобы четырнадцатый пункт всё-таки был выполнен, и Лига Наций была создана. В конце концов в Европе только 4 из 14 тезисов были воплощены в жизнь.
Ввиду непризнания Европейскими странами, Советская Россия активно развивала отношения с побежденными Германией, Турцией. Идея мировой революции не оставляла руководство СССР. Укреплялся коммунистический Интернационал (Коминтерн), способствовавший распространению влияния СССР в демократических странах.
В 1933 г. на выборах в Германии победила национал-социалистическая партия. Канцлером стал Адольф Гитлер, получивший свое назначение из рук уже знакомого нам, хотя и сильно постаревшего, Пауля Гинденбурга – Президента Веймарской республики. Первое вооружённое столкновение с фашизмом цивилизованный мир проиграл в Испании. Затем последовал «Мюнхенский сговор», Пакт Молотова-Риббентропа.
Мир неуклонно катился к установлению фашистской диктатуры в Германии и развязыванию Второй мировой воны.
В 1940 г. Гитлер продемонстрировал, как сработал бы план Шлиффена во время ПМВ. Не будь русского наступления, на оккупацию Франции немцам потребовалось бы чуть больше месяца.
События, связанные с Первой Мировой войной, дают бесценный материал для анализа причинно-следственных связей, приводящих человечество на грань гибели. Особенно актуален объективный анализ этого периода в настоящее время, когда всё большее количество стран обладает оружием массового поражения.
Несмотря на то, что вышеописанные события имели место целый век назад, до сих пор продолжаются споры, откровенные спекуляции и попытки искажения истории. В первую очередь это связано с оценкой роли большевиков во главе с Лениным и результатов внедрения в практику марксистско-ленинской теории.

История периода вокруг ПМВ даёт возможность исследовать:
1. Опыт военного решения политических и экономических проблем большого числа государств с развитой экономикой.
2. Влияние политических процессов и политиков на ход военных действий (военных иногда можно пускать в политику, но политиков в ход военных действий ; никогда).
3. Причины, вызывающие революционные движения.
4. Логику развития практически всех известных политических течений, от фашистских и радикальных до леволиберальных.
5. Природу и практику терроризма.
6. Природу возникновения и процесс становления тоталитарных государств.
7. Процесс перерастания демократии в охлократию и перерождение, на этой волне, демократии в диктатуру.
8. Последствия разрушения церкви и насильственного внедрения атеистического сознания.
9. Опыт военного коммунизма, национализации, планового хозяйства.
10. Опыт социал-демократического устройства общества.
11. Природу и процедуру становления культа личности.
12. Опыт создания и функционирования международных структур, призванных поддерживать мир и политическую стабильность.

Перечисленное – далеко не полный список направлений исследования прошлого с целью извлечения уроков из него и выработки конструктивных норм функционирования человеческого общества.
Наиболее конструктивными такими нормами, быть может, являются понятия об абсолютных добре и зле как краеугольных камнях человеческого бытия. В процессе Великой войны зародилось замечательное разнообразие взглядов на сей счет, приведшее к неисчислимым бедствиям в течение всего ХХ века. Эти взгляды отражали вновь созданные знания в области устройства человеческого общества, такие, как анархизм, марксизм-ленинизм, фашизм, а позднее – национал-социализм, радикальный исламизм, маоизм. Список может быть продолжен перечислением менее массовых теорий, породивших многочисленные изуверские секты и террористические образования националистического толка.
Приобретённый большой кровью опыт показал – с носителями этих идей нельзя жить на одной земле.
Век ХХI знаменуется вознесенным на пьедестал плюрализмом. Это плюрализм мнений, но не знаний. Создание или усвоение сколько-нибудь глубоких знаний для выражения мнений не требуется. Зато формирование общественного мнения – эффективное средство для достижения политических целей. Как зыбь на воде, искажает водную гладь и скрывает отражение окружающего мира, так и насаждаемый плюрализм мнений скрывает фундаментальные ценности и основы мироздания.
Абсолютные истины становятся «краеугольным камнем, который отвергли строители…» (Мф 21:33-46; Мк 12:1-12)


Рецензии