Краснодар, декабрь 1969-го

Краснодар, декабрь 1969-го.

Улица Красная.
Библиотека имени братьев Игнатовых

Библиотека…
В Свердловске библиотеки располагались практически рядом. На Белинского напротив Центральной гостиницы имени  Белинского, областная. А через площадь перед гостиницей Центральной уже и областная детская в которой я всё детство брал книжки.
Вообще случилось так, что книжки окружали меня всю жизнь. На флоте последний год службы я провёл библиотекарем-почтальоном. И в соседнем кабинете с моими, тремя библиотечными, организовал Шахматный клуб. Это был самый первый мой шахматный клуб в жизни!
Но на соединение шахмат и библиотеки меня натолкнула отнюдь не шахматная школа во Дворце пионеров в Свердловске.
Там и речи не было о союзе библиотеки и шахмат.
Нет!
На союз книг и шахмат меня навела именно вот эта библиотека в городе Краснодаре, на улице Красной.
В Краснодаре три крупных библиотеки на улице Красной.
Огромная научная, огромная городская и вот эта скромная детская.
Я забрёл в неё случайно, поскольку бегал ежедневно от улицы Зелёной, 4, где я жил у Геннадия Александровича и Риммы Марковны с их Тотошей и Матошей, через стадион «Кубань» и далее к центру, к кинотеатру «Аврора», и затем мимо Шуховской башни непременно возвращаясь от рынка на Красную к городскому парку, чёрные лебеди на пруду которого поразили меня в самое сердце тем незабвенным, самым первым вечером в Краснодаре в июне 1961 года.
И вот, стелясь своим маховым шагом по Красной я увидел странное объявление о турнире памяти Чигорина!
И вошёл!
Это уже потом понимаешь, что всё реально однократно, и что самые потрясающие события Господь дарует нам именно для коррекции нашего жизненного пути.
Я вошёл в библиотеку, а оказался в Шахматном королевстве!
Команды играли в читальных залах. Лидировали свердловчане, вторыми плотно шли горьковчане (Нижний Новгород!). Краснодарская сборная вела борьбу за третье место.
Состав сборной Свердловской области поразил меня.
Играли тренеры и ученица нашей шахматной школы!!
На первой доске, естественно, играл Георгий Иливицкий. Он сделал в турнире все ничьи кроме одной партии, в которой он именно нижегородцу просмотрел потерю пешки и после упорной обороны сдался. В момент, когда он увидел, что просмотрел пешку я как раз наблюдал за партией. Иливицкий сидел и сокрушенно покусывал губы и изредка едва заметно покачивал головой, как это делаем мы  в случае расстройства собственным действием – из стороны в сторону. На второй доске работал Орест Аверкин. Он жестко выносил одного партнёра за другим и обеспечивал сборной хороший задел. На третьей доске играл лично Георгий Бастриков! Выдающаяся личность! А на четвёртой подвизался мой любимый тренер Михаил Сергеевич Соловьёв! Не могу вспомнить кто играл у нас на женской доске, а вот на девичьей доске играла… Люся Саунина! Собственной персоной. Уже тогда она сияла звездой первой величины и в самой школе возникала крайне редко. Мне она представлялась абсолютно недоступной для общения. Впрочем в те годы я вообще всячески избегал общения с девушками, тем более со сверстницами. Не могу вспомнить и юношу.
Но меня интересовали конкретно партии Иливицкого, Аверкина, Бастрикова, Соловьёва и Сауниной. В конце концов за почти две недели турнира свердловчане стали чемпионами России!
И ведь устроил Бог так, что я пока нигде не работал, был не прописан, выполнял поручения Геннадия Александровича и усиленно тренировался пробегая от пятнадцати до тридцати километров по городу ежедневно! И потому посещение турнира стало главным содержанием моих активностей в то потрясающее время!
Я одним из первых зрителей проникал в залы и одним из последних покидал их. Партии длились по пять часов!
Всё это время в залах стояла напряжённая тишина!
Фотоаппарата у меня не было. Картины Сатониной я просто с любопытством рассматривал и мне сдуру казалось, что они будут вот так же точно доступны мне всегда!
Не знаю, играла ли там сама Сатонина. Тогда у меня и в мыслях не было пообщаться с автором картинок.
Через тридцать три года мы с Сашей Лапкиным специально заедем в Шахматную школу в Казани и нам директор выложит для фотографирования около двадцати этих чудо произведений искусства!
Уже потом я отрефлексирую, что именно в Краснодаре я увидел эти картины впервые. И именно поездка к ним в Казани была связана с появлением уже моей первой «краснодарской» дочурки.


Рецензии