Реформы в образовании

Работая директором школы с 1976 по 1999 годы, я стал живым свидетелем всех реформ и преобразований, происходящих в те годы в образовании страны. Тому способствовали также курсы и совещания на разных уровнях, участником которых был в эти годы.

Министерство просвещения СССР появилось в 1966 году (до этого были только республиканские министерства). Министрами просвещения СССР были: в 1966—1984 годах - Михаил Алексеевич Прокофьев, а в 1984 – 1988 годах - Щербаков, Сергей Георгиевич.

Перечисленные темы в моих документах ниже показывают направления развития образования в разные годы. Мы, как руководители средних общеобразовательных школ, обязаны были  проводить в жизнь поставленные перед коллективами задачи.

Министерство просвещения РСФСР, с 1988 года стало Министерством образования РСФСР, с 1991 года Министерством образования Российской Федерации, с 1996 года Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Министры:  Веселов Георгий Петрович (1981 - 88 годы), Днепров Эдуард  Дмитриевич (1990 - 92 годы), Ткаченко Евгений Викторович (1992 - 96 годы), Кинелёв Владимир Георгиевич (1996 – 98 годы), Тихонов Александр Николаевич (1998 год) и Филиппов Владимир Михайлович (1998 - 99 годы).

12 апреля 1984 года вступило в силу Постановление «Об  основных  направлениях  реформы  общеобразовательной  школы». В  этом  документе  была  определена  основная  задача  советской  школы:  «…Давать  подрастающему  поколению  глубокие  и  прочные  знания  основ  наук,  вырабатывать  навыки  и  умение,  применять  их  на  практике,  формировать  материалистическое  мировоззрение…».

Министерством просвещения СССР был разработан и утвержден новый «Типовой учебный план общеобразовательной школы», согласно которому в средней школе вновь должен быть осуществлён переход на 11-летний срок обучения, и в нее стали принимать детей, достигших 6-летнего возраста. Завершить переход школы на этот учебный план планировалось за шесть лет, к 1990 году, а полная смена учебников ожидалась к 1989 году.

Ещё 5 января 1984 года Совет Министров СССР принял Постановление за №5 “Об общеобразовательных школах-интернатах, детских домах и  других интернатных учреждениях”.

В связи с начавшейся в стране общей перестройкой в 1985 году на первый план выдвигаются другие социально-экономические и политические вопросы. Перестройка внесла некоторые коррективы в школьную реформу, реализация которой началась в 1984 году. В духе лозунга на «ускорение» была выдвинута задача всеобщего компьютерного обучения школьников. На практике реформа свелась к введению одиннадцатилетнего срока обучения, частичному пересмотру учебных программ и повышению зарплаты учителям.

В ноябре 1986 года принят Закон СССР об индивидуальной трудовой деятельности.

В результате реформы обучение в начальной школе увеличили на год: с первого по четвертый классы. А детей стали принимать с шести лет, так что теперь у родителей был выбор, с какого возраста отдать детей в школу. Классы, в которых учились шестилетки, называли «нулевками». Их устраивали или при школах, или просто в помещениях детских садов. Чтобы ребята не уставали, уроки длились всего 35 минут, а не 45, а занятия часто проводили в игровой форме. В расписании дня обязательно отводили время прогулке, обеду и даже полуторачасовому дневному сну.

17-18 февраля 1988 года состоялся Пленум ЦК КПСС, рассмотревший вопрос  о ходе перестройки средней и высшей школы. Одним из ключевых, революционных решений Пленума стало решение о демократизации образовательных учреждений и создания в них советов, в которые должны были войти учащиеся. На Всесоюзном съезде работников народного образования 20-23 декабря 1988 года был взят новый курс в развитии школы: отказ от тотальной унификации и профессионализации общеобразовательной школы, всесторонняя демократизация и гуманизация образования. Суть новой реформы заключалась в смене статичной модели образования, ориентированной на воспроизведение существующей структуры, на динамичную, нацеленную на будущее. Предусматривалось введение обязательного образовательного минимума в объеме девятилетнего обучения. Среднее 11-летнее образование объявлялось не обязательным, как раньше, а всеобщим, т.е. государство гарантировало его доступность. Снижение обязательного образовательного минимума должно было улучшить качество обучения и избавить школы и ПТУ от «балласта».

В 1989 году завершён возврат к четырехлетней начальной школе, девятилетней неполной и одиннадцатилетней средней. Вновь появляется не прижившийся в 60 - е 11 - ый класс со сдвигом всех классов, начиная с четвёртого, на год вперёд. (4 - й стал пятым, 5 – й - шестым и т.д. до 10 - го, который стал одиннадцатым). 1989 год - начало образования негосударственных школьных учреждений со своей программой обучения - лицеев и гимназий. То, от чего старательно и кропотливо уходили большевики в далёких 30 - х годах.

В 90 - е годы происходил переход к новой схеме функционирования культуры: образование, наука должны были приспособиться к рыночным отношениям, искусство - искать меценатов для своего существования. Происходит глобальная коммерциализация культуры, полная ее зависимость от рекламодателей.

В начале девяностых годов школа получила возможность отказаться от обязательного государственного минимума предметов, появилось множество скоропалительно составленных учебников, что привело к нарушению преемственности средней и высшей школы, снизило общий уровень подготовки школьников. Обязательным и бесплатным осталось только девятилетнее образование, бесплатность полного среднего образования не гарантировалась.

Новая редакция закона «Об образовании» в январе 1996 г. закрепила полное среднее образование в качестве общедоступного и бесплатного.

События, происходящие в девяностых годах в стране в целом,  находили отражение в областях, районах, городах и населенных пунктах. Не могли они не отразиться и на работе любого учреждения в стране, в том  числе и такого, как наша школа-интернат.

Были переименованы областные, городские и районные отделы образования. Так Архангельский областной отдел народного образования вначале стал областным управлением образования, а  позднее департаментом образования и науки Архангельской области.

Новодвинский городской отдел народного образования также вначале стал ГОРОО (городским отделом образования), а на основании Постановления мэра №224 от 22 апреля 1997 года переименован в ГОРУО (городское управление образования). На основании Постановления мэра №17  от 19.01.1999 года был реорганизован в Управление по вопросам гуманитарной сферы.

Изменилось и название Новодвинской школы-интерана. На основании Постановление мэра муниципального образования “город Новодвинск” №322 от 29.05.1997 года “Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” была преобразована в Муниципальное общеобразовательное учреждение “для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”.


Рецензии