О памятнике Даширабдану Батожабаю

Современники уже никак не могут умалить роль и значение выдающихся личностей, скажем, Даширабдана Батожабая. Ставя памятники или обозначая каким-нибудь образом память о таких личностях, сегодняшние люди говорят более о себе, чем о тех, кто остался в истории. Своими решениями они либо показывают свою некомпетентность перед потомками, либо вызывают уважение, но в любом случае – ставят перед ними задачи. Такова жизнь.

Автор памятника Даширабдану Батожабаю, несомненно, талантливый скульптур, имеющий, по всей видимости, достойную школу, что говорит о его возможностях и переспективе, на которую должны обратить внимание заказчики. На данный момент - он один из лучших. Образ писателя получился максимально достоверным и завораживающим, отработана каждая деталь. Таким и был при жизни Даширабдан Батожабай.

Но организаторы и автор поставили перед потомками очень серьёзную задачу, ибо объёмно-пространственное решение скульптурного образа национального достояния бурятского народа – музейное. Такой достоверный образ писателя в таких габаритах и объёмах, с такой атрибутикой и даже гардеробом, должен находиться в музейном зале, в помещении, но никак на открытом пространстве. Тем более не во дворе разных строений и хозяйственных объектов, возле старых и новых домов со всеми не впечатляющими постройками в каких бы перспективах они не рассматривались архитекторами в будущем. Если сегодня памятник выглядит не очень убедительно среди таких объектов, то в будущем он может совсем затеряться.

Тем более, что скульптурно-художественное решение образа, несмотря на портретное сходство, - прямое, усугублённое пропорциями (стол, стул и пр. предметы), без никаких аллегорий, метафор и других художественных приёмов, раскрывающих духовное содержание, говорящее об историческом значении Даширабдана Батожабая. (На таком стуле и за таким столом может сидеть любой человек).
 
Говоря ещё точнее: профессиональное (мастерство, талант) решение есть, а художественного решения нет. Какой это жанр скульптуры: портретный, исторический, бытовой? Какой стиль: монументальный, станковый?
В общем, это «чисто бурятское» решение, присущее зачастую искусству окраин России, где большинство авторов ещё не вышли из рамок так называемого «что вижу, то и пою», оцениваемого одним словом «гоё даа!». Локальность не всегда полезна обществу.
Подобные вопросы и выводы непременно возникнут у сведущих людей и не только. Как на них отвечать?

Руководству республики, видимо, безразличны национальные достояния, иначе для увековечивания памяти не требовалось бы усилий частных лиц, а память выдающихся личностей была бы удостоена внимания на самом высоком уровне и увековечена при соответствующем финансировании. Конечно, и этот факт отметят в будущем потомки.

Вышеописанные проблемы обнажились перед зрителями 17 декабря 2021 года, и снова стало очевидным, что все памятники современности бурят-монгольского народа – это только зачатки будущих скульптурно-архитектурных ансамблей на площадях, улицах, в музеях, которые когда-нибудь будут носить имена выдающихся бурят-монголов, а не людей, способствовавших уничтожению или уничижению их.

Кто бы и как бы ни относился к решению организаторов и талантливого автора памятника, поставленного во дворе Национальной библиотеки, сам факт случившегося содействует и призывает к выполнению именно тех задач и проблем, обозначенных выше, которые, пусть и медленно, но решаются и будут решаться на всех последующих этапах развития бурят-монгольского народа.

На снимке: После завершения мероприятия 17 декабря 2021 года. Моя племянница, родная внучка Даширабдана Батожабая - Лидия, дочь Дарижаб Даширабдановны Батожабай, сфотографировалась с дедом. На сегодня у Батожабая родные правнук и правнучка: Андрей и Дарья, 19 и 14 лет. Похожи на легендарного предка. Как писал М.А. Булгаков: "Кровь - великая вещь!"


Рецензии