Начало работы в Новодвинской школе-интернате

На основании приказа Архангельского областного отдела народного образования (облоно) от 9 июля 1984 года со второго июля 1984 года я начал исполнять обязанности директора, а с 1 сентября 1984 года был уже назначен директором Новодвинской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На момент приемки школы-интерната обязанности директора исполняла завуч Макарова Нина Алексеевна.

Школа-интернат располагалась в городе Новодвинске по адресу ул. 3-ей Пятилетки, дом 17.

На территории учебного заведения находились: двухэтажное здание учебного корпуса, постройки 1968 года; двухэтажные жилые корпуса для старших воспитанников, 1960 года постройки и для младших воспитанников, 1957 года постройки; одноэтажные здания прачечной и свинарника с конюшней; два гаража.

Большую часть территории занимала спортивная зона с бетонной беговой дорожкой, футбольным полем и спортивными снарядами. За зданием жилого корпуса для старшеклассников был расположен учебно-опытный участок площадью 0.7 гектара.

В учебном корпусе, на первом этаже изолированную часть здания занимала секция для начальных классов из четырёх кабинетов, рекреации для отдыха, раздевалки и туалетов.

На первом же этаже также в отдельной секции были размещены библиотека, кабинет физики с лаборантской комнатой, учебные мастерские для мальчиков.

Учебные мастерские были оснащены следующим оборудованием: токарные станки по металлу – 3 штуки, токарные станки по дереву - 3 штуки, сверлильные станки – 3 штуки, фрезерные станки – 2 штуки, фуговальные станки – 1 штука. Фонд школьной библиотеки состоял из 21 000 книг, в том числе 7 500 учебников.

На первом же этаже располагались канцелярия и кабинет директора, спортивный и актовый залы.

Актовый зал в учебное время использовался для проведения массовых мероприятий. Здесь, в отдельных помещениях зала, был установлен необходимый набор кухонного оборудования (электроплита, электрокипятильник, холодильная камера). Это позволяло использовать актовый зал для проведения полдников во время учебных занятий, а во время летних ремонтов основных пищеблоков, как кухню для детей, находящихся по различным причинам летом в школе - интернате.

На втором этаже располагались учебные кабинеты для учащихся 5- 8(9) классов. Здесь были оборудованы кабинеты химии с лаборантской комнатой, истории, географии, русского языка и литературы, иностранных  языков, математики и музыки. Кабинеты были оснащены  техническими средствами обучения. Киноаппараты – 9 штук, магнитофоны – 5 штук,  телевизоры – 25 штук и многое другое.

Кроме учебных кабинетов на втором этаже находились: кабинет завуча, учительская, кабинет домоводства для девочек с 17 швейными машинами, пионерская комната, стоматологический кабинет, туалеты.

Уроки в учебном здании проходили в одну смену, с 9 часов. Здесь же, в классах с 17 часов проводились занятий по самоподготовке с детьми под руководством воспитателей.

Жилой корпус для учащихся 5-9 классов состоял из четырех  отдельных секций, две на первом этаже и две на втором. Входа в эти секции были с вестибюля здания. На второй этаж с вестибюля уходили слева и справа лестницы. В каждой секции с одной стороны была большая рекреация для отдыха и коридоры, а с другой стороны спальные помещения. Здесь же располагались вспомогательные помещения: кладовая одежды и обуви, кастелянская, сапожная мастерская.

На первом этаже, с отдельными входами, с противоположной стороны здания, были расположены основной пищеблок и медицинский пункт (изолятор).

Через вход в пищеблок завозился необходимый набор продуктов, который после приемки хранился на продуктовом складе пищеблока. Пищеблок работал на сырой продукции и был оснащен всем необходимым оборудованием для хранения продуктов и приготовления блюд.

В медицинском пункте были кабинет врача, процедурная комната, палаты для больных детей, физиокабинет. Отдельный вход в медицинский пункт обеспечивал при необходимости изоляцию больных от основной группы детей.

На втором этаже, над пищеблоком, находился обеденный зал на 200 посадочных мест. Вход детей в него осуществлялся с жилых секций внутри здания.

Для подъема готовой продукции с пищеблока в обеденный зал был установлен грузовой лифт. В обеденном зале завтракали, обедали и ужинали дети 5–8 (9) классов, полдник они получали в учебном здании.

Детодень дошкольника в то время составлял 1 руб. 18 коп., а школьника – 1 руб. 41 коп. В выходные и праздничные дни он увеличивался и составлял соответственно 1 руб. 38 коп. и 1 руб. 67 коп.

В подвальном помещении здания были размещены помещения для мытья детей в виде душевых секций и помещения для сушки одежды и обучи.

Жилой корпус для учащихся 1-4 классов и дошкольников. Это здание, по своей структуре, копия здания для старших школьников. Различие в том, что здесь не было пищеблока. На месте пищеблока, на первом этаже был обеденный зал, а на втором этаже были размещены две отдельные группы для дошкольников. Готовые блюда с пищеблока для старших школьников подвозились сюда на лошади или автомашине и затем раздавались детям в зале через окно раздачи.

В здании прачечной помещения были оборудованы котлами для кипячения белья, стиральными, сушильной и гладильными машинами.

В деревянной, одноэтажном здании свинарника были отделения с  клетками для свиней и помещение для лошади. На период приёмки в свинарнике содержалось до 50 поросят и лошадь по имени "Ласка".

Деньги от реализации свинины поступали на спецсчет по свинооткорму школы-интерната.

В двух гаражах, одно из которых было размещено возле прачечной, а другое возле учебного корпуса, размещался следующий автотранспорт:  автобус АВЗ-651 Б – 1973 года, автомашина Уаз-469БГ – 1977 года и две грузовые автомашины Газ-51 – 1955 года, Газ-63 – 1967 года.

Все здания кроме учебного корпуса и одного из гаражей требовали капитального ремонта. На жилые здания уже была начата подготовка документов на капитальный ремонт. В ходе подготовки учреждения к новому учебному году также требовалось выполнить ещё большой объем работ. На учебном корпусе необходимо было поменять шифер, а в актовом зале провести косметический ремонт и замену полового покрытия.

В июле 1984 года в школе–интернате списочно числилось 54 ребёнка дошкольного возраста и 375 – школьного возраста. Родители этих детей были лишены родительских прав или отсутствовали по другим различным причинам и не могли заниматься воспитанием своих детей.

Формировалась школа–интернат детьми в возрасте с трёх лет с городов и районов всей Архангельской области. Дети в школу–интернат прибывали не только перед началом учебного года, но и в течение всего года, по мере необходимости их дальнейшего устройства при изымании из семьи. После окончания 8(9) классов дети определялись на дальнейшую учебу в средние школы-интернаты и профессионально-технические училища.

Подавляющее большинство детей в летний период отсутствовали, так как они находились в летних лагерях или у родственников (бабушек, дедушек, опекунов). Значительная часть персонала была с детьми в лагерях труда и отдыха или находилась в трудовых отпусках.

Педагогический и обслуживающий персонал состоял из 120 человек. Сюда входили: администрация, учителя, логопед, библиотекарь, пионервожатая, воспитатели, врач и медицинские сестры, повара и другие кухонные работники, санитарки, уборщицы, кладовщики, кастелянша, сапожник, ночные няни, швея, прачки, свинарка, конюх, сторожа, водители автотранспорта и другие. Оклады технического персонала составляли от 70 до 80 рублей.

Школа-интернат представляла собой тот же детский дом с той разницей, что здесь же был учебный корпус, где дети получали восьмилетнее, позднее девятилетнее образование.

Включаться в работу пришлось, как говорится “с колёс”. Со временем считаться тоже было некогда. Рабочий день начинался рано утром и заканчивался поздно вечером. Поток обрушившейся на меня  информации в первые дни работы можно было сравнить с потоком воды в Ниагарском водопаде. Как мне удалось “устоять на ногах” под натиском этой стихии до сих пор не понимаю. Ведь для города и школы я был “человеком со стороны”, в нём не жил постоянно. И город и школа–интернат, их история и действительность открывались для меня в первые месяцы проживания и работы здесь.

С десятками, а порой и сотнями, людей, ранее мне не знакомых, приходилось знакомиться, как говорится “находу”. Это, прежде всего те, кто работали в школе-интернате, те, кто руководили городом, отделами образования и города и области, городскими предприятиями и организациями.

Выполнение постоянно поступающих директив и указаний, ежедневное решение обрушившихся десятками, а порой и сотнями текущих проблем по вопросам связанных с жизнью и здоровьем проживающих детей, с надлежащим исполнением своих обязанностей работающими сотрудниками, с подготовкой жилых зданий и учебного корпуса к новому 1984-85 учебному году, с укреплением учебно- материальной базы и т.д.


Рецензии