Василий Глушков
Родился 25 января 1928 года в д. Глушково Кировской области. После окончания Кировского механического техникума работал в тресте «Уралэлектромонтаж» г. Свердловска, откуда в 1951 был командирован в МСУ-73 г. Красноярск – 26. Главный механик, начальник ОТиЗ, потом инженер планово-сметного отдела. Участник городских поэтических конкурсов, публиковался в городских и краевых СМИ.
*
Любимый город механика Глушкова
Главный механик Монтажно – строительного управления № 73, первопроходец Железногорска и Ветеран атомной стройки. Родному предприятию он отдал 49 лет жизни. Город же запомнил Василия Глушкова общественником, спортсменом, поэтом и летописцем электромонтажного дела. Это из-под его пера вышли бессмертные строчки гимна МСУ-73, под которыми и сегодня подпишется вся электромонтажная гвардия:
Без нас не закрутятся жизни моторы,
Движенью энергия всюду нужна!
Мы путь проложить ей, как прежде, готовы,
Чтоб с ним сильней становилась страна!
Это он, Василий Глушков в 1942 году, В Великую Отечественную окончил семилетку и пошёл учиться в ремесленное училище в Кирове. Год по ускоренной программе, и весь выпуск слесарей-инструментальщиков отправляли в Челябинск – на эвакуированный из Ленинграда Кировский тракторный завод. 15-летний Вася работал расточником на станке, нередко стоял по две смены, вытачивая детали для тяжёлых танков ИС и самоходно-артиллерийских орудий, которые с завода отправлялись прямиком на фронт.
В 1946 году юноша поступил в Кировский техникум – учиться на механика. В 1950-м по распределению попал в Свердловск, в трест «Уралэлектромонтаж», где набирался опыта в механических мастерских. Опыт пригодился ему очень скоро: «15 апреля 1951 года 23-летний Василий Глушков по направлению треста прибыл в Красноярск, на производственно-монтажный участок РайТЭЦ. Здесь готовили конструкции и оборудование для монтажной бригады, тянувшей электрику по всей территории закрытой стройки «почтовый ящик № 9».
«Какими-то сверхчеловеческими усилиями нам удавалось преодолевать тяготы первых лет, - вспоминал Василий Устинович».
Много чего было потом… В 1966-м Василия Устиновича назначили руководителем отдела труда и заработной платы МСУ-73, затем избрали парторгом предприятия. Но привычка отвечать за всё и за всех, вникая в производственный процесс до самой сути, осталась у него и на новом месте.
Василий Глушков был настоящей душой коллектива, его мотором и заводилой. Лёгкий на подъём, на предприятии Василий Устинович много лет отвечал за организацию праздников, вылазки на природу, спортивные состязания. И делал это не подолгу службы, а от широты души – ему было интересно строить жизнь по собственному сценарию…
Материал подготовила учёный секретарь Музейно-выставочного центра Железногорска, Светлана Коршунова.
***
ЖЕЛЕЗНОГОРСКУ
Есть город в Саянских отрогах –
На карте его не найти,
Но нам бесконечно он дорог,
Здесь наши скрестились пути.
Здесь всё начиналось впервые
В нетронутой раньше тайге:
Проспекты, кварталы жилые,
Заводы в скалистой горе.
Какие здесь были морозы,
Какие метели мели!
И конные – с лесом – обозы
Тонули в сугробах. Но шли.
А летом гналась и кусала
Безжалостно нас мошкара,
Ни шагу ступить не давала,
Свои не сдавала права.
Но сильные стойкие люди
Всё вынесли – гнус и мороз.
Решили, что город здесь будет,
И это решенье сбылось!
И вот он лежит перед нами,
Зелёной тайгой окаймлён.
Его не охватишь глазами –
Таким нынче видится он.
В нём атом и космос сроднились
И стали опорой страны,
Здесь мудрые люди трудились,
В науке и в деле сильны.
А рядом великий, могучий
Несётся, бурлит Енисей.
И нету реки этой лучше
В России любимой моей
В. Глушков
Книга памяти – «Мы из «девятки»
*
Книга – «Моим друзьям и товарищам».
Стихи, поздравления, тосты, частушки.
Город Железногорск 1998 г. 183 стр.
Предисловие книги
«Об авторе»
Василий Устинович Глушков живёт в нашем городе и работает в МСУ-73 с 1951 года. Этот город стал родиной уже трёх поколений семейства Глушковых. Василий Устинович не считает себя поэтом, но с удовольствием пишет стихотворные поздравления своим друзьям, родным и товарищам по работе. Василий Устинович непременный участник праздничных вечеров, проводимых на нашем предприятии: его поздравления, стихи, частушки всегда находят доброжелательный приём в коллективе. Предлагаемый сборник стихов - первый, и мы надеемся, что его встретят с интересом как труженики нашего предприятия, так и жители города.
Директор МСУ-73 Б.Г. Беллер
(Эту книгу мне подарил, с дарственной подписью, лично сам автор – 22. 04. 2001 г.
Книга пожелтела от времени, читанная и перечитанная много раз. От стихотворных строчек веет покоем, добротой, человечностью, уравновешенностью. Слова как шелест берёзовой листвы на закате дня… Книгу легко взять в руки, но она не скоро отпустит читателя. В ней голос души автора. А. Боднарук )
*
Всего трёх поэтов стихотворения вошли в книгу «Железногорск», по истории города. Среди них четверостишья Василия Устиновича Глушкова:
В глухой и дремучей Саянской тайге
Мы город построили новый.
И я благодарен сегодня судьбе
Что он мне, как Родина, дорог…
*
Стоит мой город близ Саянских гор,
Он окаймлён зелёною тайгою.
В нём дышится легко, кругом такой простор –
В закрытом городе с открытою душою!
*
То, что память сохранила
22.08 2010г.
«Василий Глушков уже старенький – 84 года. В прошлом году жену свою, (парализованную уже много лет, за которой сам ухаживал), похоронил. Слепой, но память феноменальная. Все свои стихи длиннющие помнит наизусть…»
Выписка из дневника А. Боднарук
***
С Василием Устиновичем я (А. Боднарук) познакомилась на занятиях литературного Объединения «Слово». Поскольку мы, как школьники, соблюдали дисциплину, то и садились за длинным столом каждый не своё место. Так вышло, что по левую сторону от меня за столом сидела И.В. Волошина, потом – Я, Саша (ученик 3 класса), а рядом с Сашей сидел Василий Устинович. Задания, которые нам давала Н. Алтунина, мы старательно выполняли. И, конечно же, как школьники, подглядывали друг другу в тетрадки. Ида Васильевна сочиняла стихи так быстро, что писала своим каллиграфическим почерком, не прерываясь на раздумья. Мне, чтоб хоть что-то написать, надо было уединиться. Саша, своим детским почерком писал свои умозаключения - как придётся, а чаще – что-то рисовал, а потом по своим рисункам чётко и внятно отвечал. До сих пор не пойму, как у него это получалось…
У Василия Устиновича стихи лились, как их Рога Изобилия. Одна беда, у него было очень плохое зрение. Он так низко голову наклонял над бумагой, что со стороны казалось, что он не ручкой пишет, а кончиком носа. Тем более ему некогда было писать полностью слова. Он только писал начало слов, полагаясь на свою память. А память у него была феноменальная. Он всё, что им когда-то было написанное, помнил наизусть. Мало того, что его стихи были нескончаемо длинные, так он ещё писал стихи в нескольких вариантах, нигде не повторяясь. Но до чего же они были лирические, заслушаешься.
Был такой случай. В 2002 году у меня «вышла в люди» первая моя книжечка для маленьких читателей «Сказки бабушки Ани». В детской библиотеке им. А. Гайдара состоялась её презентация. Конечно же, я пригласила на праздник всех пишущих людей города. Пришли по приглашению и воспитанники Людмилы Андреевны Прозоровой, ученики третьего класса школы № 94. По моим сказкам детский театр кукол ставил спектакль, дети пели, читали стихи. Это был праздник детей. А когда утренник закончился, и дети опять вернулись в школу-интернат, все взрослые перешли в другой зал, где были накрыты столы для чаепития взрослых. И, как обычно, у людей творческих, фуршеты проходят – как сложится. Один за другим поэты поздравляли меня и читали не только поздравления «по случаю», но и что-то своё. Когда взял слово Василий Устинович, все, кто стоял – сели и приготовились слушать. Это были стихи о женщине, о берёзе, о Родине, о матери и о жене…
И был на этом, уже вечере, гость не из нашего круга. Это был капитан милиции, Воробьёв Василий Гаврилович, участковый следователь посёлка Первомайский. По воле случая я была знакома с этим человеком. А в тот день В. Воробьёв пришёл в детскую библиотеку со своим внуком. А тут такая оказия. Конечно же, он был приглашён на фуршет и заодно и на творческий вечер. Он долго слушал выступающих поэтов, а потом и сам пожелал сказать несколько слов. Василий Гаврилович был одет в обычный костюм и никто бы даже не догадался кто он по профессии. Но, поскольку он много лет работал в милиции, то поневоле повидал за эти годы самых разных людей. А, вот, в кругу писателей и поэтов оказался впервые. Он представился и сказал такие слова, которые слышавшие их вспоминали много раз. Не могу воспроизвести их дословно, но речь шла о том, что за годы службы в органах правопорядка, он так много насмотрелся некрасивых, бесчеловечных, негативных эпизодов из жизни граждан, самого разного возраста, что со временем стал думать, будто обычная жизнь людей и есть, вот такая: вороватая, склочная, агрессивная, запойная и со многими минусами в их поведении. «Но, оказывается есть и другой мир, в котором люди живут по-иному. Мечтают, слагают стихи, встречаются в творческой обстановке…» Далее он поблагодарил за приглашение и, я в том уверена, ушёл совсем уже другим человеком. Вот какое воздействие на души людей производят стихи… Я, привыкшая наблюдать за лицами и впечатлениями рядом сидящих слушателей, про себя удивлялась перемене его настроения, особенно в то время, когда читал свои стихи Василий Устинович. Это было само очарование. Мысли Василия Устиновича, изложенные в лирические строчки, любовь к людям и природе - врачевали души. Заряжали положительной энергией жизни…
На занятиях «кружка», именно Василий Устинович просил меня прочитать ту или иную сказочку или зарисовку из моих воспоминаний детства. Он живо воспринимал предложенный сюжет произведения и по-детски искренне смеялся, утирая слёзы аккуратно сложенным платочком. Всегда чистенький, в идеально выглаженной одежде…
Когда Алтунина, как мы тогда шутили, мол «Кошка бросила котят…» и мы, кружковцы, остались сами по себе, встречались в парке, на скамейке возле Чёртового колеса. Василий Устинович тоже приходил, читал свои стихи и, извинившись, торопился домой. Мы знали, что дома его ждёт больная жена. Я же, перед очередной встречей кружковцев, звонила и на телефон В. Глушкова. Иной раз слышала, как к нему обращалась с соседней комнаты жена: «Васенька…» Я в то время только развелась со своим непутёвым мужем, и это ласковое обращение друг к другу супругов, которые уже находились в возрасте моих родителей, трогало меня до слёз. Как же мне было обидно, что моя семейная жизнь не получилась…
Василий Устинович очень скромный по характеру человек. Видимо по этой причине о его смерти из нашей пишущей братии никто не узнал. По крайней мере, до меня такой печальный слух не доходил. В моей памяти и в памяти моего внука, Василий Устинович остался, как добрый и очень приятный во всех отношениях – дедушка. Стихи В. Глушкова будут радовать благодарных читателей ещё много-много поколений.
А. Боднарук
***
…
Победе нашей нет цены
И нет нагляднее урока.
Когда мы вместе, - мы сильны,
Мы пьём из этого истока.
Болит душа, и мы в ответе
За то, как дальше будем жить,
Сумеют ль нынче наши дети
Вот так же Родине служить?
Война – она всегда беда.
Пусть никогда её не будет!
Ведь кровь людская не вода,
Не забывайте это люди!
Мы все для жизни рождены.
Так будем радоваться жизни!
А войны больше не нужны
Моей израненной Отчизне!
Пусть этот славный юбилей
Прибавит нам сегодня силы, -
Идти вперёд, дерзать смелей
Для возрождения России!
Чтоб не забыть отцов и дедов,
Что было, - не перечеркнуть:
Их кровь, их подвиг и победу,
Ведь в этом юбилее суть!
«День Победы» Стихотворение сокращено.
***
Есть в осени изюминка своя,
Её назвали люди Бабьим Летом.
Поры прекраснее в году не видел я –
Другой такой в природе больше нету.
Когда мы ждём, что вот вернётся вновь,
Хоть на неделю в осень снова лето,
Как вспыхнувшая в женщине любовь,
Когда ей – женщине – уже за сорок где-то.
Как хочется ей ласки и тепла –
Ну, кто за это женщину осудит?
Люби, когда любовь к тебе пришла,
Другого «лета», может, и не будет.
Ну, вот и всё. Опять дожди идут.
Как быстро «бабье лето» пролетело!
И грязь вокруг, и лужи там и тут –
Чего же ты от осени хотела?
Она непостоянна, как и ты.
То солнышком одарит, то дождями.
И улетают, словно дым, мечты,
Что так недавно плыли перед нами.
Я каждый год у осени в плену!
И лучшего я времени не знаю.
Любуюсь ею и о ней мечтаю
Я шляпу перед ней свою сниму…
Василий Устинович Глушков
----------------
Свидетельство о публикации №221121800313