Увлечение

          Моё детство пришлось на годы, когда страна ещё не оправилась от последствий войны. Мне было 4 года, когда моя семья поселилась в Воронеже. В городе ещё было много разрушенных домов, которые восстанавливали немцы. Больших магазинов не было. Помню маленький магазинчик, куда мама меня завела. Там продавались всевозможные товары: немудрёные игрушки, книжки, канцелярские товары, мороженое и прочее. И как же мне повезло. Радости не было предела. Матушка купила мне небольшую настоящую куклу. Кукол у меня не было. Вернее были, сшитые мамой из тряпок.

          Но больше, чем кукле, я радовалась журнальчикам-раскраскам. Правда, они были напечатаны на тонкой газетной бумаге. Карандашами ещё можно было красить, а вот акварельные краски расползались по бумаге, листы промокали насквозь.

          Как-то вернувшись из санатория, папа привёз мне большую коробку карандашей, 48 цветов. Я была просто счастлива. В моей старенькой коробке было только 6 цветов.

          Любимым предметом в школе было рисование. Рядом с моим классом был класс, где учила детей моя мама. Кроме преподавания в начальной школе, она ещё вела занятия по рисованию в старших классах. Никакого художественного образования у неё не было. По вечерам она посещала изостудию во дворце железнодорожников и прихватывала меня с собой. Рисовали натюрморты, различные слепки из гипса. У меня тоже что-то получалось. В шестом классе вместе с подругой ходили рисовать в изостудию дворца пионеров. Кое-что рисовали в помещении, а в тёплую погоду выходили во двор и с удовольствием рисовали деревья, дворовую утварь.

          Закончив геологический факультет университета, работала геологом на севере Амурской области. В маршрутах в полевой дневник зарисовывала красивые обнажения пород. На приёмке полевых материалов мои дневники нравились членам комиссии.

          Вернувшись в Воронеж, как-то сказала маме: «Жизнь проходит, а я так и не реализовала свою мечту, рисовать». И тут матушка сообщила мне: « В Воронеже открыли детскую художественную школу, и в ней есть вечерняя школа для взрослых. Директор школы всё та же Евгения Михайловна, которая заведовала изостудией, которую мы посещали. Сходи туда, может тебя примут».

          И вот после работы я приехала в художественную школу, нашла Евгению Михайловну и сказала, что хочу посещать вечерние занятия для взрослых. На что она мне ответила, что приёмные экзамены уже прошли и сказала: «Если есть у Вас какие-нибудь работы, зарисовки, приносите, посмотрим». Какие работы? Всё лето в тайге. Зарисовки были в полевых дневниках, но их забрали в архив. Осень, зима – это вода в колодце, дрова, помойка. Дом, в котором мы жили, был без удобств. Да сын, которого по осени мы привозили из Воронежа. Ну и, конечно,  работа. Когда было рисовать? Всё это я сказала директрисе. Немного подумав, она ответила: «Знаете что? Приходите на занятия, попробуйте. Сами поймёте, стоит ли вам заниматься, или нет. Предметы у нас пока следующие: рисунок, живопись, композиция и история искусств.

          И вот я пришла на первое занятие-живопись, прихватив с собой бумагу, карандаш, ластик и акварельные краски с кисточками. В просторном классе на столике был выставлен натюрморт. Синий кувшин, перед ним кружка и три яблока. Всё  просто. Глазомер у меня хороший, быстренько нарисовала.  Потом занялась живописью. Кувшин синий, покрытый глазурью, крашу синей краской, кружка жёлтая, крашу жёлтой, где тень, там темнее. Ну и яблоки разными цветами. Сижу, радуюсь, выполнила задание быстрее всех. Наконец, все ученики закончили свои работы и разложили их в классе на полу, в том числе и я.  Подошёл преподаватель посмотрел все наши произведения, сделал замечания. Потом указал на мою картинку и сказал, что так писать нельзя. «Работа однотонная, блёклая». Обернувшись ко мне, объяснил почему: «Кувшин блестящий, на его поверхности должны, в какой-то степени, отражаться все предметы, окружающие его. Свет, который падает от окна, кружка, яблоки. Так что на следующем уроке учтите мои замечания».

          Я всё поняла, и следующие занятия живописью проходили нормально. Рисунок удавался мне гораздо лучше, чем живопись. Менее прилично получались композиции на заданные темы. Историю искусств нам почти не преподавали. Я помню только одно занятие по архитектуре древней Греции. Акрополь, Парфенон, Эрехтейон и другие памятники архитектуры.

          Через 4 года я успешно окончила художественную школу. В свидетельстве об окончании - все пятёрки, кроме отметки по истории искусства.

          Свою мечту я выполнила, чему-то научилась. Купила себе этюдник. Временами что-то рисовала дома. Посещала изостудию. Летом писала пейзажи, когда ездила на турбазу, да в Святогорск к дяде. Там очень живописные места.  Река – Северный Донец,  Святогорский монастырь.

          Когда грянула перестройка,  мне стало не до моего увлечения. Просто выживала. Нужно было кормить семью.  Мои картины, этюды, которые сохранились, висят на стенах моей квартиры. Некоторые раздарила.

          Я часто думаю, почему в одной семье люди наделены каким-то даром. В другой нет. Мой дедушка по матери, крестьянин, имел каллиграфический почерк. Мама хорошо рисовала, преподавала рисование в школе. Её родной брат Андрей, живший в Святогорске, писал великолепные пейзажи. В перестройку привозил свои картины и копии картин знаменитых художников к нам для продажи. Кое-что я ему продала. Четыре довольно крупные работы он оставил у нас. Когда я сижу за ноутбуком, то любуюсь его копией «Заросший пруд» Поленова, которая висит передо мной на стене. Мой сын хорошо рисует одной линией. В письмах из армии, кроме текста, обязательно были карикатуры. Дочь хорошо рисовала в школе, но выбрала музыку. Окончила музыкальную школу по классу фортепьяно. Спустя годы выучилась игре на саксофоне. Вместе с другими музыкантами выступает на концертах. Внучка в этом учебном году успешно оканчивает художественную школу. Удивил меня и мой пятилетний внучок. Ко дню рождения подарил мне рисунок. Вполне приличная ваза и в ней три цветка.

          Талант – это, конечно, Дар Божий. Бог... Кто верит в него, кто не верит. Я не знаю, как и все, есть он или нет. Но я думаю, что обязательно есть творец, возможно Высший разум. В природе всё не просто так.


Рецензии
Нина, преклоняюсь перед людьми, которые хорошо рисуют! Мне так хотелось рисовать, но увы Бог обделил талантом. Учиться же не было времени.
Успехов Вам в творчестве!
С уважением, Сергей.


Сергей Горбатых   03.07.2023 04:05     Заявить о нарушении
Сергей. Спасибо за отзыв. В семье по маминой линии все рисуют. А я с детства собирала всякие открытки по искусству. В школе я экономила копейки, которые мне давал отец на пирожки (10 копеек) и покупала открытки с картинами. Сейчас у меня много книг по искусству. "Шедевры музеев мира". Подборка "Музеи мира". В своё время выписывала журналы "Искусство" и "Художник" и т.д. Может быть мои потомки будут их беречь. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   04.07.2023 18:54   Заявить о нарушении
Здорово!!!!! Прекрасно!!
С ув.

Сергей Горбатых   04.07.2023 23:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.