Сюжет советских фильмов и другие особенности

Отвечая на комментарии под постами на "Яндекс-дзене", я заметил две особенности советских фильмов.

Ну, во-первых, советские фильмы все депрессивные. Это мне сказали дети, и я с удивлением обнаружил, что это правда.

От ощущения какой-то неустроенности, печали (Служебный роман, Афоня, Берегись автомобиля, заметьте, это комедии!) до совершенно душераздирающих трагедий (Белый Бим — Чёрное Ухо, Друг (с Шакуровым, 1987), Калина красная, Мой друг Иван Лапшин, Чучело, Астенический синдром, и это без военных фильмов, без Иди и смотри и подобных).

Мне в комментариях написали: а как же "Я шагаю по Москве"?

А мне не нравится и этот фильм. Он тоже печальный. Он начинается с череды довольно неприятных конфликтов (жуткая и опасная толкучка при входе в вагон метро с зажатой дверями рукой пассажира — мне недавно так же зажало — и участием милиции, неприятный конфликт в самом вагоне, где почти до драки дошло, тревожный разговор с Виктором ("А где ж она была? Она же к вам пошла?" - Аня), потом парня ни с того ни с сего собака покусала (но с мальчиком, который в церковь не пошёл, смешно, да), тут же странный мужик (собаку на живодёрку, а хозяйку под суд — это смешно?), тут же выясняется, что в СССР 1960-х гг вполне есть классовое неравенство, хозяева и прислуга, и это всё в первые же 10 минут фильма (а дальше сцена в военкомате и т.д.). Неприятный фильм.

Единственная картина, которая не производит впечатление депрессивной — это Бриллиантовая рука. Вот её я могу смотреть с любого места. Второй такой не смог найти. Недавно стали смотреть её со старшим сыном. Он говорит: а почему музыка такая печальная? А я и не замечал! И вообще, ощущение динамики потерялось, кажется всё затянутым, наигранным.

Но мне нравится советское кино. Тот же Иван Лапшин. И Астенический синдром. И Господин оформитель. Но это потому, что у меня был соответствующий жизненный опыт. А детям это не нравится, и я понимаю, почему.



Во-вторых, есть сюжет, повторяющийся во многих фильмах.

Тот же Служебный роман. Пожилой недотёпа женится на молодой перспективной руководительнице.

Это же русская сказка. Иван-дурак женится на царевне.

А вот ещё. Москва слезам не верит. Пожилой бомж женится на молодой перспективной руководительнице.

Вы думаете, это совпадение?

А Мастер и Маргарита?

А Покровские ворота?

А Окно в Париж?

И современное российское кино: Метод.

Да и в западном кинематографе всё это есть. Последнее танго в Париже. Где совсем уж явный пожилой бомж. Интим. День сурка. Земля будущего.

Это архетипные сюжеты, ничего общего не имеющие с тем, что происходит в реальности (да: в реальной жизни ничего подобного не наблюдается, престарелые бомжи не женятся на молодых руководительницах).

Это ожидания зрителей.


Ну или мечты создателей фильмов.


Рецензии
Почему Вы передергиваете, подобно шулеру. Москва слезам не верит. Гоша - совсем не бомж. Он высококвалифицированный слесарь. В то время такой работник получал зарплату, чуть меньше директора завода. Я работал на заводе и знаю об этом не понаслышке.

Юл Берт   15.02.2023 14:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.