Феномен народного христианства в Средневековье

Я считаю, что христианство в Средние века было не просто религией, но и господствующей идеологической, политической доктриной, а также являлось морально-этическим регулятором общественной жизни. Церковь стала не просто мощной и влиятельной организацией, но и фактически второй после светской власти, порой даже соперничая с ней. В задачи духовенства входило сохранение статус-кво феодального общества, как бы идеологические оправдание власти королей и феодалов. Простой народ церковь учила смирению, послушанию властям и сеньорам. При этом простому люду священные писания были недоступны, а духовенство на свое усмотрение могло трактовать и интерпретировать отдельные фрагменты из Библии, лишь бы сохранить установившийся феодальный общественный порядок.  Любые попытки критики и сомнения в привилегиях власть имущих жестоко пресекались как еретические, которые могли закончиться призывом к покаянию, отлучением и даже судом инквизиции со всеми вытекающими последствиями для вольнодумца.  Но с другой стороны, в задачи Церкви входило не только защита и освящение привилегий господ, но и урегулирование взаимоотношений между разными сословиями. Ведь народ понимал, что христианское учение учит не только покорности, но и состраданию, жертвенности, милосердию. Церковь осуждала жестокое и негуманное обращение господ со своими слугами и крепостными крестьянами. При этом священники подчеркивали, что перед Богом все равны и спастись может каждый не в силу своих материальных богатств, а следованию христианским заповедям, призывая вести благопристойный образ жизни и трудиться в поте лица, так как все это зачтется на небесах. Также приветствовалось покаяние в своих грехах, исповедь считалась обязательной для прихожан.  Подача милостыни не являлась обязательной для состоятельных граждан, но всячески приветствовалась и считалась благородным поступком в глазах Господа. Низшие слои духовенства являлись как бы пасторами и духовными наставниками среди простого народа, активно участвовали в решении насущных проблем и просвещении масс. Именно Церковь давала какое-то утешение всем обездоленным и угнетенным, милосердно опекая свою паству и обещая справедливый суд на небесах, где каждому воздастся по делам его. Хотя и не всегда удавалось держать под контролем феодальный общественный порядок, чему свидетельство периодические восстания крестьян или средних сословий. Как правило, все эти социальные бунтарские движения основывались на еретических учениях, где подвергались критике привилегии духовенства и сеньоров. Самые радикальные ереси призывали к полному социальному равенству или же к отмене определенных привилегий, ставя в пример жизнь первых христиан и проповеди Христа о всеобщем братстве всех вне зависимости от социального положения. Также стоит отметить возникновение монашеских орденов и духовного странничества, за которыми стояло желание отдельных представителей духовенства жить в добровольной бедности, следуя евангельскому учению и подавая пример всему народу своей благопристойностью. Это было своеобразной (но в рамках закона и тогдашнего порядка) реакцией на пороки высших слоев духовенства, их злоупотребление властью и практики симонии (продажи церковных должностей).

Итак, мы уже разобрались с Церковью и христианством. А в чем же заключался феномен «народного христианства»? Было ли отличие в мировоззрении между привилегированными сословиями и простым населением? Безусловно, различия были и весьма существенные. Простому народу была непонятна сложная богословская метафизика и догматические тонкости, которые часто приводили к ожесточенным спорам в среде духовенства. Мы знаем, что христианство отчасти впитало в себя античную метафизику, со временем это привело к возникновению Схоластики, возникшей в университетской среде самых образованных по тем временам профессоров-богословов. Народным низам, живущим в деревнях вдали от крупных городов и культурных центров, были чужды и непонятны сложные богословские разговоры. Зато им было понятно то, что кратко и доходчиво объясняли живущие рядом с ними священники, которые тоже были далеки от интеллектуально-теологической среды, считаясь с народными верованиями, суевериями, обычаями и традициями.  Архаические пережитки по-прежнему влияли на народное сознание. Простые люди в Средневековье по-прежнему зависели от природы, капризов погоды и боялись эпидемий, голода, неурожаев. В среде простого народа христианство столкнулось с по-прежнему не до конца отжившим язычеством и магическим мышлением. Народный фольклор и сказки, вера в духов и призраков, гаданию и в целительство –все это оставалось неотъемлемой частью картины мира средневековых крестьян. Христианству пришлось своеобразно трансформироваться среди низов, где все еще силен был страх перед мистическими и непонятными силами природы. Магическое мышление могло проявляться в том, что крестьянину могло привидеться видение Девы Марии, метающего молнии разгневанного Христа или святого, а также «чудесные исцеления» больных, разговор с чертом и прочее. Более того, в случае голода или эпидемий могли обратиться за помощью как к Богу, Христу, Богоматери, святым мученикам, так и к языческим божествам, совершая ритуалы и обряды, мало имеющие общего с христианским учением. Чтение молитв могло смениться чтением заклинаний, прошение богатого урожая у определенного святого могло также перейти в ритуальные действия для яко бы обуздания и умилостивления природной стихии. Культ Богоматери также имел существенное значение среди простого люда, так как она была в народном сознании своеобразной заступницей за всех обездоленных, покровительницей больных и нищих. Все это в корне отличалось от изначального христианского монотеизма. Поэтому, мы и имеем право говорить о так называемом «народном христианстве»  как о специфически средневековом явлении, присущем именно народным низам. Я считаю, что «народное христианство» по сути было как бы неким компромиссом в сознании простых людей в условиях двоеверия и огромного социального разрыва сословного общества. Влияние глубинных архаических верований и суеверий, а также отсутствие доступа у крестьян к образованию, чтению Библии и плодам античной культуры – все это приводит к возникновению некого синтеза язычества и христианства, где место бывших богов и демонов заняли Богоматерь, живой и вмешивающиеся в дела людей Христос, пророки, святые угодники и строящие козни в земном мире черти. Таким образом, в средневековой картине мира значительное место занимает «народное христианство», которое как бы стояло отдельно от официальной церковной доктрины.


Рецензии
В царской России, если не ошибаюсь, именно церковь занималась образованием и просвещением народа, ведь существовали так называемые церковно-приходские школы. И Библию там изучали в обязательном порядке. Возможно, в Европейских странах тоже присутствовала подобная система. А смешение язычества и христианства было и у нас) это точно, и объяснимо... Очень сложно вытеснить мировоззрение, которое было сложено веками... Задолго до появления и распространения в западной Европе христианства

Мария Гвоздева   20.12.2021 23:41     Заявить о нарушении