Калининградское ВАТУ. Майор Нейманец и ТАД

 ТАД – теория авиационных двигателей.

Второй семестр. Первый зимний отпуск далеко позади и терзают смутные сомнения – а был ли он вообще? Зато впереди отпуск летний. На целый месяц. Впрочем до него еще ой как далеко. К тому же пи…ц (виноват – беда) подкрался незаметно, с самой неожиданной стороны. Хотя отпуск – он всегда под угрозой…

Специальность: СД. Самолет и двигатель. Железо и мазута. Как и все "СДшники" испытываем пренебрежение к "радистам". РЭО (радиоэлектронное оборудование) – еще одна специализация Калининградского ВАТУ.

Теория авиационных двигателей, ТАД, один из основных предметов по специальности. Гораздо интереснее, чем абстрактные математика, теоретическая механика, сопромат. Тут железо, которое можно потрогать. При богатом воображении даже и увидеть процессы, происходящие в самолетном двигателе. Предмет ТАД ведет у нас майор Нейманец. Среднего роста, серьезный, неторопливый и добросовестный литовец. Предмет свой знает хорошо. Нам объясняет понятно.

Я в числе отличников. Железо и мазута мне очень даже близки. Да еще и оказалось, что в теории разницы между авиационным двигателем и тракторным двигателем А-41 (и даже СМД-14) разницы никакой нет. И тот и другой относятся к двигателям внутреннего сгорания. Цикл Карно одинаков и для того и для другого.

Не сказать, что вовсе уж легкий предмет. В термогазовой динамике такие формулы… На полстраницы. Все нужно помнить, знать и объяснить каждый символ и каждую буквы. Да еще и плюсы-минусы правильно расставить.

Был такой подкол со стороны радистов: выучить самую длинную и самую длинную и сложную формулу из термогазовой динамики, а потом ненавязчиво предложить чистокровному СД-шнику – "Сможешь написать и объяснить?" И тут же ему, "плавающему" в сложностях теории продемонстрировать правильное решение.

Нейманец – преподаватель требовательный. Поблажек не дает. В журнале не только положительные отметки. Добросовестно пишем конспекты, перечитываем, повторяем, зубрим. Про Нейманеца рассказывают, что двойки на экзамене ставит без жалости. Никого не тянет. Не знаешь – "два" и пересдача во время отпуска. Во время ОТПУСКА!!!
Надеюсь, что мне пересдача ТАД во время отпуска не грозит. Уж теорию двигателей то я сдам.

По окончанию очередной темы Нейманец устраивает контрольную работу минут на пятнадцать-двадцать. Письменно. Тетради с конспектами  -  на край стола. Что бы на виду были и не возникало желания списать. Или даже забирал конспекты к себе на учительский стол, просматривал выборочно. Как ведём и все ли записываем.
У меня как раз не за долго до этого одна тетрадь (96 листов мелким почерком в каждой клетке!) закончилась и завел новую. Тема записана уже в тетради новой. Старую по-честному сдал, а новая лежит в столе. Пишу контрольную и никак не могу вспомнить формулу и какую то формулировку. Посидеть бы, подумать – наверное вспомнил бы. Но разве голова будет напрягаться, думать и вспоминать сложную науку, если в непосредственной близости (только руку протянуть, даже не нагибаясь) лежит подсказка. Оба полушария мозга, мозжечек и что там еще в голове есть, заняты решением проблемы – как незаметно этой подсказкой воспользоваться. Все ресурсы организма брошены на решение проблемы.

В чем плюс всех шпаргалок и подсказок? Писать шпоры – очень большая польза для учения. Это вам любой грамотный преподаватель скажет и полковник Кофман подтвердит. Повторение всего материала по всему курсу предмета. Конспектирование на минимальной площади,самое основное. т.е.суперкомпактно. Тезисами. Тут и все виды памяти задействуются. И зрительная и моторная и еще какие там есть… Писать шпоры нужно обязательно. Но на экзамен эти шпаргалки не брать ни в коем случае. Оставить в казарме, а лучше в ближайшей мусорной урне. Иначе голова будет занята не экзаменационными вопросами и задачами, а тем, как шпорами воспользоваться.

Нейманец сидит спокойно за столом, пролистывает наши тетради и на аудиторию вроде бы не смотрит. Все делом заняты. Кто записывает, кто раздумывает. Потихонечку вытаскиваю тетрадку из стола, кладу ее на колени и начинаю перелистывать. Ищу нужную страницу. А майор только вид имеет расслабленный. Моментально засёк противоправные действия. Тетрадку изъял и двойку в журнал поставил:
- За попытку обмана!
Да еще и короткую лекцию прочитал о честности, порядочности и достойном поведении. Под конец пообещал:
- Теорию авиационных двигателей, Вы, товарищ курсант, не сдадите и в летний отпуск не поедете!

Вот попал я на неприятности… Нейманец – мужик серьезный. Слово свое держит. Пообещал – сделает. По опыту предыдущих его учеников известно, что злопамятный и зловредный. Если попасть к нему в неугодные – завалит на экзамене и действительно будешь если не весь отпуск, то половину летнего отпуска точно, пересдавать предмет. Принимает не раньше чем через три дня от предыдущего экзамена/пересдачи. Должен же подготовиться. Спрашивает уже по всему предмету на свое усмотрение от первой до последней темы.

Ну зачем я списывать то решил? Даже если бы не смог бы вспомнить нужные данные – поставил бы мне Нейманец четвёрку. Даже и тройку… Чего ради рисковать было? Ведь знаю же, что если начинаю хитрить – ничего не получится. Есть такие люди, которым проще "по честному". Даже не по причине высоких моральных и идейных качеств, а просто потому, что "не по-честному" - обязательно раскроется обман. Так и я – обязательно попадусь. И юлить не умею…

А в отпуск то как хочется. Как из создавшегося положения выйти? Время вспять не повернешь. С майором не помиришься… Выход только один: выучить теорию авиационных двигателей до такого уровня, что бы Нейманец при всем желании и умении своем не смог завалить меня на экзамене. Хотя не особо в это вериться.
Даже отъявленные троечники посматривают на меня с жалостью. Вроде бы как у них еще есть шанс сдать экзамен и уехать в отпуск, а у меня уже нет… Никаких шансов…

Разрешилась ситуация неожиданно благополучно. Услышал Бог курсантские молитвы… Перевели всех на специальность РЭО. Осталось на СД всего два взвода из всего третьего  батальона. Первый и (кажется) четвертый взвод восьмой роты. Решили в министерстве обороны, что ВВС больше нужны специалисты РЭО, чем СД. Народ полон возмущения от предстоящего переучивания и только я тихо радуюсь. Хоть в радисты, хоть в РЭБовцы, да хоть в подводники,  лишь бы подальше от ТАД и майора Нейманица.


Рецензии
Не было бы счастья, да несчастье помогло!))

Алекс Сидоров   24.12.2021 19:29     Заявить о нарушении
Спасибо Алекс! Сейчас то я понимаю, что это был просто воспитательный процесс в назидание остальным и с вероятностью 90% экзамен бы сдал. Но на тот момент это была трагедия... А переквалификация в радистов, как оказалось, было вовсе даже не несчастьем. Учиться, правда, посложнее, но зато в дальнейшей службе легче. Мудрость от архангельского таксиста: "Все что ни делается - к лучшему, но как то через ж.... (задницу)".

Николай Валентинов   25.12.2021 11:02   Заявить о нарушении
РЭО и АО - всегда называли интеллигенций, а СД - маслопупами (без обид ребятам СД)
была такая шутка:"Если с самолета слить керосин и масло, он насквозь электрический!"
С улыбкой,

Алекс Сидоров   25.12.2021 23:03   Заявить о нарушении