Леонардо Бруни Аретино. Введение в науку о морали

МИХАИЛ АБЛАЕВ. «ЛЕОНАРДО БРУНИ АРЕТИНО. ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О МОРАЛИ».


Леонардо Бруни Аретино, один из крупнейших итальянских гуманистов первой половины 15 века, гражданин и глашатай Флоренции, одним из первых поставил вопрос о высшей цели человеческой жизни и основании морали как достижении  счастья и ответил на него, исходя из философов-антиков. Общее для рассмотренных им антиков: счастье является квинтэссенцией добродетелей души и разума, что свойственно человеку правильному и разумному.
Аретино, казалось бы христианин, но, очевидно, уже не христианин, постоянно твердит в духе Возрождения  о богах и о Боге вспоминает лишь раз в сослагательном наклонении, говорит о природе человека как противостоящей добродетелям, что устанавливает опасный фундамент для гуманизма. Для христианина-гуманиста очевидно, что человек по природе благ и грех, приобретаемый  в жизни, становится  извращением ценностей подобия образа Божиего, которое следует преодолевать покаянием и духовным совершенствованием. А здесь получается по-другому: благая мораль, формируя добродетели, «взнуздывает» природные страсти человека. «Двигательную» часть души человека Аретино вообще устраняет из сферы разумного, греша механистичностью и примитивным разделением частей.
Счастье для нас – это соединение, а не разделение, мы склонны соединять и объединять, исправлять, а не подавлять, очищать, а не загромождать.
В этом – принципиальная граница между гуманизмом христианским, вернее – Божьим, и гуманизмом античным, который неизбежно, но -  к сожалению, лёг в основу великого преобразования и просвещения человека после мрака Средневековья. Христианская церковная традиция показала несостоятельность обретения полноценного человека, так ожидаемого (особенно теперь) в Царстве Божьем.
Несмотря на то, что Аретино ничего не говорит о высшей мотивации человеческих усилий как служении и спасении Богом, его работа несомненно ценна в следующем: он утверждает добродетель (то есть человеческое добро, доброту, благость) как высшую ценность человеческой жизни, ища её основание не во вне, не в обществе, институтах, в том числе религиозных, а в  самом человеке как живом разумном и нравственном существе. Это  удивительно соответствует принципу, по которому Рай обретают среди прочих добрейшие люди из всех народов Земли.
Воистину, надо было пройти страшную для Божьего человека ступень Возрождения, чтобы обрести необходимую личностную стабильность Божьего гуманизма. А положения этого учения просты и истинны: труд, творчество, любовь, Бог.

А. Михаил. 18 декабря 2021 года.


Рецензии