Зов джунглей Из цикла Яблоко на дневнике
«Тигр, о тигр, светло горящий В глубине полночной чащи, кем задуман огневой Соразмерный образ твой? …
Неужели та же сила, Та же мощная ладонь И ягненка сотворила, И тебя, ночной огонь?
Перевод С. Маршака (В кн.: Вильям Блейк в переводах С.Маршака. М., 1965.)
…
В отличие от всех моих одноклассников я не очень-то люблю смотреть телевизор. Нет, все-таки люблю смотреть интересные мультики и фильмы, но мне и книжки нравится читать, и порисовать я никогда не откажусь, а петь я просто обожаю, а еще больше сочинять с моей подружкой Дашей разные истории про наш общий с ней сказочный город, находящийся высоко в Небесах. И о нем кроме меня и Даши никто не знает, даже Даня. Правда и с Даней у нас есть общий секрет, о котором не знает Даша, но это уже не город, а целый выдуманный мир.
Но сейчас я не об этом, а о том, что я не буду, как другие целыми днями: день и ночь напролет сутками торчать у телека. Зато, детскую передачу «Зов Джунглей» я стараюсь не пропускать, то есть вечером в среду, после обеда, я никому не отдам телевизор, так-как смотрю любимую программу.
Но когда я смотрела «Зов Джунглей» в последний раз, еще перед своим отъездом в лагерь, мама сильно испортила мне настроение.
«Лиза, у тебя уже третий класс за «плечами», пора бы уже повзрослеть и смотреть, что-то более серьезное и познавательное. Ну ответь мне пожалуйста, почему ты постоянно смотришь эту передачу? К спартакиадам, как я вижу, ты равнодушна, а вопросы там все совсем малышовые».
Я тогда промолчала и ничего толком не ответила маме. Но теперь точно знаю, что эта программа, как раз для младшеклассников, потому, что в лагере для нас будут проводиться конкурсы с таким же названием. Значит, я точно не переросла мою любимую передачу, а мама просто хочет сделать меня взрослее.
Хотя я теперь понимаю, что моя любовь к «…Джунглям», ни как не связана с моим возрастом или с спортивными конкурсами, тем более с какими-то глупыми вопросами викторины. Все дело в названии команд и только в них.
Я обязательно должна «болеть» за команду «Травоядных», чтобы сильные «Хищники» не уничтожили слабых зверей, чтобы Добро победило Зло.
Папа, видимо, смутно догадывается о причинах моего «боления» и сам просто так, для равновесия, болеет за хищников.
– Лизок, ну они ведь не виноваты, что питаются таким способом. Так создала их Природа или Бог.
Ты должна это понимать – уговаривал он меня быть более справедливой по отношению к хищникам и продолжал – Вот, например: слон – это же сильное животное и он бывает очень даже агрессивен.
– Может быть! – спорила я – Мы все иногда злимся, но он же никого не ест, а защищаться может.
– Ну хорошо – притворно соглашался папа –- Тогда возьмем твоих любимых ушастых зайцев, если судить по твоей логике, то они обижают еще более слабых – укоряющим голосом произнес отец.
От этих слов я даже поперхнулась печеньем. А когда запила его соком, тут же изумленно спросила
– Это кого же зайчики обижают?
Папа невозмутимо ответил
– Как кого? Да, на пример: деревья, особенно плодовые в садах, да и лесным тоже достается. Можешь спросить у бабушки, как зайцы обгладывают кору стволов, особенно, у груш и яблонь. А деревьям ведь тоже больно, они бедные страдают, засыхают и умирают, потому, что даже убежать не могут в отличии от твоих любимых зайцев. У травоядных есть шанс спастись бегством, ну или спрятаться наконец. Все чем-то питаются, таков уж Божий мир – осторожно и рассудительно втолковывал мне отец.
Я не знала, что ответить папе, но уже понимала: мы с ним говорим не о том, что я чувствую, когда болею за травоядных. Я знаю: все живое чем-то питается: люблю кошек, собак, а они как раз хищники, да и в семье у нас нет вегетарианцев – рассуждала я.
Все это припомнилось мне уже на «тихом часе», как раз после нашей ссоры с Дашей, произошедшей сразу же после обеда. Теперь вот мы лежим с ней молча в своих кроватях и не разговариваем. Дашка притворно сопит, делая вид, что спит. Я тоже отвернулась от нее к стенке.
«Она сама виновата в случившемся – думалось мне – Слишком уж на меня "наседала". Я конечно понимаю, что она души не чает в своих тиграх и даже себя иногда тигром представляет, заставляя меня подражать ей. Но я то другая!»
Прямо перед обедом она прибежала ко мне вся запыхавшаяся и довольная и закричала на всю палату
– Лизка, представляешь я буду участвовать в «Джунглях» от нашего отряда на стороне хищников! И знаешь кем я буду? Тигром! – восторженно протянула она, а потом зарычав, оскалила зубы –Ты рада за меня? Будешь за нас болеть? – продолжая ликовать спрашивала меня Дашка.
Я конечно была рада за подругу, но вот болеть за хищников не хотелось, поэтому решила искать лазейку, зная, что от каждого отряда нужны два человека, я спросила
– А кого взяли от нашего отряда в травоядные?
Дашка тут же протараторила – Да Витьку – толстяка! Он будет у них – бегемотом!
Я расстроенно подумала, что плохо его знаю, и мне все-таки придется болеть за хищников. «Не предавать же подругу? А вот себя похоже придется» – с горечью решила я. И тут услышала продолжение Дашиного рассказа.
– А вот твою сестру Аньку ни в какую команду не взяли! Хоть она очень хотела играть, и это было по ней видно – злорадствовала моя подруга – Зато твоего неуклюжего Даньку взяли в команду травоядных: из-за мозгов или из-за интеллекта, как говорили вожатые. «Мы заготовили вопросы сложнее, чем по телеку» – объясняли они твоей ноющей Аньке.
– Он там будет носорогом - презрительно сказала она.
У меня сразу же отлегло от сердца, и я обрадованно ей провозгласила
– Значит, я буду болеть и за тебя и за Даньку!
– Что?! – рыкнула на меня подружка.
– Ну, точно тигр… – испугалась я – А с ним лучше не связываться.
Но все равно, где-то полчаса я пыталась объяснить Дашке, что и она и Данька – оба мне дороги! Но Даша лишь кричала на меня, что я ее предаю, а значит я ей вовсе не подруга.
– Иди и целуйся со своим Данечкой, раз такая влюбленная! – только и слышала я в ответ.
Я, конечно, догадывалась, что она ревнует меня к Даньке, поэтому так кричит. Но и Даша знала, за какую команду я всегда болела.
После обеда она подошла ко мне и сказала: «Запомни, я с тобою больше не дружу».
Хищники выиграли, и гордая Дашка опять подошла ко мне и язвительно произнесла
– Мы сделали твоих! Ты за меня рада?
Я с облегчением ответила - Нет!
На следующий день я уговорила родителей забрать меня из лагеря и уже вечером дома расплакалась навзрыд. Успокаивая меня, родители наконец-то добились моего связного рассказа о постигшем меня в лагере горе.
Папа сказал просто
– Лиза, что же ты так расстраиваешься, ну зачем тебе подруга, которая тебя подавляет. Наоборот, радоваться надо, что из-под гнета освободилась.
– Вот видишь, папа, даже ты меня не понимаешь, что здесь к чему! Она ведь такая властная стала, потому- что, тигром себя возомнила. Он как будто вселился в нее – всхлипывая проговорила я – И никто меня похоже здесь не понимает – рыдая повторяла я.
И тут,неожиданно для меня ко мне подошла мама, и обняв меня сказала
– Лизонька, моя любимая девочка, мне кажется, что я тебя понимаю. Ты, оказывается, мыслишь символами. Уж не знаю откуда у тебя это взялось так рано… Но, действительно, в религии и в литературе, да и в культуре в целом, образы хищников символизируют зло, а травоядные, наоборот добро и безгрешность.
– Символизируют? – переспросила я.
– Ну, да, то есть обозначают, смотри: ягненок – кротость, тигр – гордыня, лев – власть. Их там очень много.
Мама посмотрела на папу, который тут же продолжил
– Понимаешь, Лизок, – начал он с привычный для меня фразы
– Символ многозначен. У него много разных толкований, и в каждой культуре свое. На пример: змея в христианстве, однозначное зло, а у буддистов – символ мудрости. Много зависит от культуры и от того, что сами люди вкладывают в тот или иной символ. А если уж говорить о христианстве и продолжить наш с тобой разговор о джунглях, то это именно, люди – Адам и Ева принесли в мир зло своим недоверием и не послушанием Всевышнему. Ведь в Эдеме лев и ягненок могли спокойно находиться вместе. И как ожидается в конце времен в небесном городе Новом Иерусалиме вновь так будет.
Я же сам в твоем возрасте, просто хотел быть дрессировщиком тигров – этих красивейших животных, после того, как посмотрел фильм «Полосатый рейс» – улыбаясь вспоминал отец – Так что, каждому свое.
Мы еще немного поговорили о чем-то другом, и я совсем успокоившись уснула.
А уже на следующий день вечером я услышала в трубке знакомую чуть торопливую речь Дашки.
– Лиза, – практически плача говорила она – Я тоже приехала домой. Пойми меня, из-за ссоры с тобой я уже не радовалась нашей победе.
Мне так без тебя плохо. Я была не права, поставив тебя «между двух огней». И Даня хороший и умный мальчик. Я видела, как он классно играл. И к травоядным я тоже хорошо отношусь. И ты имела право за них болеть. Я же знала, что ты их очень любишь – плакала мне в трубку моя "тигра".
Я сразу же бросилась утешать подругу. А потом сказала ей
– Дашка, смотри мы обе с тобой глупые! Ведь в нашем Небесном городе все звери и люди живут дружно, как в Новом Иерусалиме, или как в Данькином выдуманном мире – случайно проговорилась я …
19.12.2021
Теги: Детское восприятие, детская передача, игра, творчество, ссора, христианские символы
Свидетельство о публикации №221121901142