Прибво. Рига. Учения-3. Бессонное КШВИ
Было один раз, на оперативном сборе с КШВИ в феврале 1981 года, такое что спать мне все две недели практически не пришлось. Сбор с учениями проходили, как обычно на базе 13 учебного танкового полка в Адажи (КПП полка на фотографии к рассказу). Произошла моя бессонница главным образом из-за того, что прямо накануне учений у начальника первого отделения нашей РАСТ старшего лейтенанта Коли Кириллова родилась вторая дочь и он, естественно, на учения поехать не смог. Я сам был в такой ситуации и по сей день благодарен начальнику РАСТ майору Крючкову за то, что он разрешил мне не ехать на учения, узнав, что у меня родилась дочь. Теперь такое приключилось с Колей, мы все желали только всего хорошего ему, его жене и народившейся дочке, и никто не бухтел по тому поводу, что работать придётся и за того парня.
Второй причиной моего бессонного КШВИ-1981 было то, что наш начхим округа полковник Кавунов Владимир Сергеевич, ещё не до конца проверив РАСТовские навыки и способности нового начальника РАСТ капитана Володи Угрюмова (он к нам из академии прибыл лишь полгода назад в августе 1980 года), и поэтому на столь ответственном мероприятии поручал на решение самых ответственных задач. И, следовательно, наиболее сложные и требующие наличия соответствующего опыта и знаний, распределял между остальными офицерами управления и РАСТ. Из офицеров РАСТ, кроме Угрюмова, остался я один, поэтому мне одному надо было играть на учениях и за себя, и за Колю Кириллова, практически имея в подсобниках своего начальника.
Ну а третьей причиной явилось то, что на сей раз проходили параллельно и фронтовые КШВИ, и КШВИ округа военного времени. Такое на моей практике уже случалось, но мы с Колей в подобной ситуации с благословления начальника РАСТ распределяли между собой обязанности так: мы с начальником играли за фронт, а Коля со своим помощником (когда такой был) играли за округ. Тут же случилось то, что случилось: на округе Коли нет, его помощника из Саратовского училища мы ждали лишь летом, у меня на фронте нет опытного начальника РАСТ, а новый пока не сильно в теме. Следовательно, мне одному пришлось воевать на два фронта.
На сей раз особых приколов со стороны командующего округом не произошло. Всё двигалось по заранее разработанному операторами замыслу, как у фронта, так и у округа военного времени. В такой ситуации у нас, в норме, было достаточно времени и поработать и даже поспать, пусть не восемь, но шесть часов, как минимум. Обычно командующий проводил заслушивания по фронту утром, часов с 10 до 12.00, а по округу вечером, часов с 18 до 20.00. При такой схеме мы с Крючковым спали днём, после утреннего заслушивания и, если получалось, прихватывали ещё пару часов ночью. Коля, как правило, спал ночью, а днём, если требовалось, помогал нам – спать днём ему не удавалось, ведь задач у фронта было больше, чем у округа.
Но в сложившиеся ситуации надо было играть и за фронт, начхимом которого становился наш Кавунов В.С. и за округ военного времени, начхимом которого становился наш начальник штаба полковник Пуго Владимир Карлович. Да, задачи однотипные, да мы сами многое подготовили, участвуя в планировании и тех и других учений, но всё равно оставалось ещё очень много дел и там, и сям.
Всё это вылилось в то, что с вечера до утра я решал всякие РАСТовские задачи, а также участвовал в планировании химического обеспечения фронтовых операций, а с утра до вечера делал то же самое для округа военного времени. Поспать удавалось не более пары часов – тех часов, которые нам удавалось прихватывать при обычной работе. Идти спать в казарму, а потом умываться-одеваться и идти обратно стало роскошью, ведь на всё это приходилось бы затратить до получаса, урезав свой сон. Поэтому спал я эту пару часов то на стульях наименее загруженной комнаты, то на рабочем столе (благо столы у нас были большие, метра полтора на два), а один раз и просто на полу под столом – там мне меньше мешали.
Понятно, что такой сон не только плохо восстанавливал силы, но и, как мне казалось, отбирал последние. Просыпался я, особенно после четвёртой такой ночи, с головной болью, не всегда точно ориентируясь во времени и пространстве, не сразу въезжал в задачу, которую мне ставили начальники и не совсем ориентировался в том, как её надо решать. Но, раскачавшись, включался в общую работу и, вроде, всё получалось правильно, а может мне так казалось.
В итоге, провоевав так около двух недель я стал плохо узнавать себя в зеркале, когда приходил умыться после «сна». Такой жёлто-зелёной с чёрными кругами под глазами свою физиономия я раньше не видел никогда, да и потом тоже не доводилось. Я до тошноты не хотел поесть, и лишь через силу я ходил в столовую. Через 10 дней я даже спать расхотел, но иногда ловил себя на том, что, моргнув, вдруг оказывался не в том месте, где был только что – видимо спал на ходу. Но каким-то образом мне удавалось выполнять свои обязанности, в по крайней мере так говорили потом другие офицеры управления.
Наконец оперативный сбор с обоими этими учениями закончился. Сделав всё, что требовалось для Владимира Карловича, был отпущен им поспать и поспать не до вечера, а до утра, на него был запланирован разбор результатов оперативного сбора в целом и каждого из двух проведённых учений, в частности. Я пришёл в казарму где-то в 18.00, уже было темно, несколько человек спали в койках. Не умываясь лёг в свою. Уснул сразу, намереваясь проспать до разбора полётов, то есть не менее 14 часов кряду. Однако через 8 часов, то есть примерно в два часа ночи проснулся и никак не мог заснуть, хотя спать по-прежнему хотелось. Промаявшись часа два-три мне удалось-таки опять уснуть и последующий за этим четырёхчасовой сон окончательно привёл меня в нормальное состояние. Теперь из зеркала на меня смотрел вполне вменяемый, похожий на меня 26-летний человек, хоть и бледный, но не сине-зелёный и почти без кругов под глазами. Очень хотелось есть, я не выпадал из реальности, а главное – чётко ориентировался в пространстве и ясно понимал, что, где и когда мне надо сделать. А сделать надо было не много – всего то побриться-умыться, сходить в столовую и в 10.00 быть на разборе результатов оперативного сбора и прошедших учений.
Свидетельство о публикации №221121901486