О произведениях Елены Булатовой

       Стихотворения, вошедшие в подборку представленную Еленой Булатовой, на мой взгляд, являются именно поэзией, а не приближением к ней. Они погружают читателя в особую атмосферу созданную автором, вызывают неожиданные ассоциации и позволяют увидеть поэтическое начало в самых обыденных явлениях. Так, например, начинается стихотворение «Смыслы»:

       Странно – не помню  - искали ли раньше смыслы?
       Помню, что - чаще друг друга -
       В кино на дискотеке,
       У общих знакомых, у  отца твоего друга. 
       Нашедши,   цеплялись  друг в  друга глазами –
       Мёртвою хваткой,
       Украдкой касались рук…
 
       Поэзия Елены Булатовой чрезвычайно современна и при взгляде на её стихи с точки зрения соответствия устоявшимся традициям стихосложения они часто выглядят крайне неровными.
       Это проявляется в отсутствии единой структуры стиха, рифмо-ритмической небрежности, и в целом, в некотором отходе от поэтических канонов.
       Кроме того, подчёркивается технотронный характер современности. В тексте нередко появляются термины: в контакте, инстаграм, подкаст, сторис, вайфай… Конечно автор осознаёт себя, в том числе, элементом информационного общества и уже на этом фоне стремится осмыслить, описать действительность и жизненные перипетии. Например, это в полной мере проявляется в стихотворении «Метро» с первых же его строк:

       В вагоне  МЕТРО
       Молодые, красивые, загорелые, стильные
       На фоне неба
       С экрана в новом подкасте –  смотрят друг на друга,
       Горящими глазами, говорят наперебой.
       Их  сторис просто сказка.
       А вот моя  -   опять с несчастливым концом…

       Обращают на себя внимание отдельные слова, написанные заглавными буквами. Легко заметить, что это достаточно распространённая тенденция современного языка поэзии, хотя ненормативное использование заглавных букв встречалось и прежде. Этот приём позволяет автору расширить арсенал выразительных средств уже на графическом уровне.
       Запись слова заглавными буквами может выражать сильную эмоцию – даже крик, отсутствие в языке нужного слова и многое другое. Но в любом случае записанные заглавными буквами слова выделяются интонационно и стилистически и привлекают внимание читателя.
       Если попытаться выделить в современной поэзии лишь два направления по наиболее общим признакам, то поэтов можно условно разделить на две большие группы: «традиционалистов» и «авангардистов-экспериментаторов». Конечно, это очень условно и в творчестве каждого автора можно найти элементы обеих групп.
       В поэтическом творчестве Елены Булатовой, по-моему, больше проявляются подходы и методы свойственные «авангардистам-экспериментаторам».
       С этих позиций некоторые недочёты выглядят уже по-другому. Например, интересно рассмотреть строки из стихотворения «Писать стихи – не моё»:

       …С утра просто, что-то пищало
       - Давно, что ТЫ не писала!..

       Здесь явно пропущен слог, и должно быть написано «что-то». Конечно, автор знает об этом. Но и читатель легко догадывается, что именно пропущено. То, что выглядит простой небрежностью, может рассматриваться и как некое новаторство автора.
       Наибольшее впечатление на меня произвело стихотворение «Перчатки». Внимательное созерцание бытовых мелочей – процесса снятия перчаток, гармонично переплетается с глубокими личными переживаниями и наблюдениями. И уже не удивляют подобные восклицания:

       …А ты  что  хотел?  Чего -то неземного?
       Это  на нашей-то  старой,  грешной земле?..

       По-моему это на удивление цельное и гармоничное стихотворение, несмотря на то, что его форма далека от традиционной.
       На мой взгляд, рассматривая представленную подборку стихотворений, можно сделать вывод, что Елена Булатова обладает мощным поэтическим потенциалом, который в полной мере ещё не раскрыт.

       Рассказ «Туман» с первых же строк погружает в тревожную атмосферу. Возникает предчувствие какой-то беды. Яркое и образное описание тумана создаёт окружающую обстановку свойственную скорее хоррору чем реалистичному рассказу. После такого вступления, я был несколько удивлён тем, что Егор сумел сравнительно легко подняться с постели, дойти до гаража и даже поехать на машине.
       На мой взгляд, описанные душевные переживания и физические страдания тридцатилетнего IT-специалиста слишком обыденны для такой вводной части.
       Создаётся впечатление что бытовая и вполне обычная сюжетная линия вставлена в антураж, подготовленный для другого более жёсткого произведения. После прочтения рассказа «Туман» осталось ощущение некоторой недосказанности.
       По-моему произведение очень украшают детские воспоминания главного героя о бабушке и описания таксы Марселя. На мой взгляд, Елене Булатовой особенно хорошо удаются описания животных. Чувствуется, что автор любит животных и глубоко понимает их переживания.
       В целом, образность и эмоциональность повествования напоминают, что это всё-таки проза поэта.


       P.S. На мой взгляд ни одно стихотворение из представленной подборки не является верлибром. Но крайне сложно привести неоспоримые доказательства этому, опираясь на определения приводимые в справочной и учебной литературе.
       По-моему наиболее точное, хотя и допускающее различные трактовки определение дал советский и российский учёный-филолог Пётр Александрович Руднев: «верлибр – свободный нерифмованный стих, отличающийся от прозы относительной синтаксической эквивалентностью интонационно и графически выделенных речевых отрезков» [1].
       Проблему верлибра хорошо сформулировал поэт и переводчик Игорь Белавин: «Думается, что, несмотря на накопленный опыт и богатый фактический материал, стиховедение в России до сих пор не определилось с положением современного русского верлибра внутри аморфной стихоподобной формации, к которой принято относить все, что явным образом не является ни силлабикой, ни тоникой, ни силлабо-тоникой, ни прозой без малейшего намека на поэтичность и ритм…» [2]









       1. Руднев П. Из истории метрического репертуара русских поэтов ХIX-начала XX в // Теория стиха : сборник статей АН СССР – Ленинград, 1968. – С. 111.
       2. Белавин И. Ключ-головоломка, или Размышления о верлибре // Новая Юность. – 2016. – №6.


Рецензии