Воспетый самим капитаном
В 1911 году в Мариуполе в издательстве братьев Э. и А. Гольдринов вышла небольшая книжка капитана парусного флота Д. А. Лухманова под названием «На суше и на море». В ней есть такое стихотворение «Наш фрегат». Читая его, узнаёшь, что посвящено оно парусному кораблю «Hesperus», ставшим учебным для Одесского училища торгового мореплавания.
«Он не надёжен, стар и слаб, он ходит на буксире,
Он, бывший царь морей, стал раб,
Как всё превратно в мире!
Давно ли гордость англичан – «Hesperus» знаменитый.
Он гордо резал океан под бури рёв сердитый.
Теперь на ржавых якорях, почти разоружённый
Стоит в печальных он Хорлах балластом нагружённый.
Но отчего же все суда, что мимо пробегают
Пред ним почтительно, всегда флаг низко приспускают?
Чем он почёт сей заслужил? Чем так себя прославил?
Неужли – ж тем, что груз возил, купцу барыш доставил?
Иль он с врагами воевал своей отчизны милой,
И славу бранную стяжал отвагою и силой?
Нет, наш фрегат не знал врагов и вряд ли их узнает, -
Торговых мирных моряков он мирно обучает.
И неустанно, десять лет идёт его работа,
И вносит он познаний свет в среду родного флота.
Вот, отчего средь моряков снискал он уваженье,
И всяк из них всегда готов отдать ему почтенье.»
В 1908 году сбылась мечта будущего мореплавателя Дмитрия Афанасьевича Лухманова, он становится капитаном этого корабля. Но почему, фрегат?
Ведь судно «Hesperus» было построено, как клипер на знаменитой верфи строителя чайных клиперов Роберта Стила по заказу компании «Девит и Мур» в Гриноке. Почти двадцать лет «Нesperus» ходил с грузами шерсти, совершая океанские переходы из Лондона в Мельбурн и обратно, соревнуясь в быстроходности с другими ходоками. В 1899 году Россия купила корабль за девять тысяч фунтов стерлингов, и он получил название «Великая княжна Мария Николаевна» в честь третьей дочери императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. На нём в Чёрном море проходили практику курсанты Одесского училища торгового мореплавания, созданного в 1866 году.
Д. Лухманов на этом корабле ходил недолго, в 1909 году, получив назначение на должность помощника начальника Мариупольского порта. Его сменил первый капитан судна – П. Балк. А найденные в Государственно архиве ВМФ чертежи этого корабля подтверждают его принадлежность к клиперам.
В 1921 году старый парусник вернулся опять в Англию, получив название «Сильвана», а в 1923 году пошёл на слом.
Прикоснуться к истории корабля, бывшего английским и русским, позволило найденное давнее стихотворение его капитана.
Примечания: «Hesperus» - ( Геспер – по гречески – «вечерний, западный», у них же – вечерняя звезда или планета – Венера);
Хорлы – маленький порт в Каркинитском заливе Чёрного моря.
18 декабря 2021 года Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №221121901735