От автора

Зима в горах всегда является суровым временем для жителей горных селений, хотя сильных морозов там не бывает. Постоянные ветра продувают хлипкие дома, которые тесно прижимаются друг к другу и ютятся у подножия гор, словно хотят согреться друг о друга. Длинные зимние вечера люди проводили вместе с соседями и родствен-,
никами, собираясь у кого-нибудь в доме. Все рассаживались на половике возле печки, а хозяин угощал сушеными фруктами, ягодами и орехами.
Под звуки трещавших в печке прутьев и дров, старики рассказывали легенды, сказки и истории из своей жизни, а молодежь и ребятишки, прижавшись к ним и, затаив дыхание, внимательно слушали их.
Будучи ребенком, я со старшими тоже ходил в гости, и рассказы стариков завораживали меня. На этих посиделках обязательно возникали разговоры о Кири Буба. Старики вспоминали его жизнь, его поступки и пытались найти оправдание его деяниям.
Его смелость, отвага, смекалка вызывали у меня восхищение, и я очень полюбил его. Мне хотелось знать как можно больше о его жизни, и я часто приставал к своей матери с вопросами.
Мои родители жили в том же селе, что и Кири Буба и были лет на десять его моложе, поэтому они хорошо знали его жизнь. Когда мать Печестан ткала половики, я присаживался рядом и она рассказывала о его трудной, несчастной жизни, которая сделала из него отчаянного человека, готового помочь беднякам и жестокого к тем, кто угнетал их.
В моем детском сознании он укрепился как герой, которого народ воспевает в песнях и легендах. Прошли годы, интерес к личности Кири Буба не ослабевал. Моя юность проходила в суровые военные годы, когда учеба подростков откладывалась на задний план, а труд в колхозах являлся основным занятием. Я в семье остался старшим ре- бенком и должен был заботиться о младших в семье. Часто я просил мать отпустить меня на учебу в город, но у нас не было возможности. Многие ребята из нашего села уезжали кто на учебу, кто на заработки в город. В 1947 году тайком от матери в старой выцветшей фуфайке, да в чарихах, сплетенных из автомобильной камеры,  уехал в Баку. Там устроился в Артем-нефть на морской промысел и одновременно продолжал учебу в вечерней школе.
То время было освоением Апшеронского полуострова, где в море находилось новое нефтяное месторождение «Нефтяные камни». Сюда со всех сторон съезжалась молодежь, ищущая работу.
Ребята, приезжавшие из разных районов Дагестана из глухих селений и аулов, устраивались на работу и жили в общежитии. Вечерами после работы мы собирались в саду перед общежитием, слушали музыку, пели песни и танцевали. В минуты затишья кто-нибудь из ребят рассказывал про свою жизнь, и обязательно вспоминали про Кири Буба. Я обратил внимание, как молодежь любит Кири Буба и с удовольствием слушает о нем рассказы. В душе я задумал написать о нем поэму. В те годы я писал небольшие стихи и песни, которые пели мои товарищи в нашем кругу, но литературных успехов не имел.
Прошли годы, но задумка написать поэму преследовала меня, ведь я сам был родом из того же села, где родился Кири Буба. В пятидесятых годах я окончательно решил со- бирать материал о нем. Еще были живы его товарищи, сельчане, которые росли вместе с ним и хорошо знали его. Была жива его возлюбленная Шага и это давало мне возможность как можно точнее узнать достоверные события его жизни. Я копался в архивах, но кроме рапорта начальника Кюринского округа военному губернатору Дагестанской области Гривенко и двух фотографий, запечатлевших смерть Кири Буба, ничего не нашел.
Но в то время я был молод, и голова моя кипела от множества задумок и идей, и параллельно я писал поэму «Сын гор», посвященную Герою Советского Союза Салихову Эседу. Закончив обе поэмы, я понес в издательство «Сын гор», так как думал, что поэма о герое, награжденном орде- нами, будет иметь успех. Но в издательстве я встретил преграды и отказы в публикации, и с  опустошенным сердцем уехал в Россию, так как в это время я служил в органах МВД, жил и работал в Пензе, и пробиться в Махачкале в издательстве «чужаку» было просто невозможно. Сам я рассуждал так: что если не печатают поэму об известном герое, то уж о Кири Буба и читать не будут, так о нем всегда было двоякое мнение. Я вновь отложил рукопись. В конце восьмидесятых годов изменилась политика государства, сменилось руководство издательства, и это дало мне шанс вновь попробовать свои силы. Я решил переделать поэму на документально-исторический роман о Кири Буба. Во многом на это решение повлиял мой учитель академик Гайдаров Ражидин Идаятович. Он сказал мне: «…Садко! Ты должен довести роман до читателя. Народ должен знать свою историю, своих исторических личностей, кем бы они ни были: героями или злодеями. Народ сам сделает выбор».
Самым трудным для меня в работе над романом, оказалось, выбрать из множества материала самые яркие эпизоды из жизни Кири Буба. Много материала не вошло в книгу, так как объем её не вместил все желаемое. Например, такой эпизод: местные власти Юго-восточного округа Кавказа, обеспокоенные влиянием Кири Буба на их территории, докладывали об этом царю. Царь назначил за поимку Кири Буба большую сумму золотом и выделил значительные военные силы. Зная об этом, Кири Буба решает выведать у них планы и совершает дерзкий поступок.
Через своих людей он распространяет в Дербенте слухи, что туда едет из Тифлиса представитель от наместника Кавказа. Буба надевает военную форму полковника и по- является в Дербенте у военного коменданта, представляясь полковником-грузином. Три дня он живет в семье коменданта и выясняет всю необходимую ему информацию. При игре в карты комендант подыгрывает Кири. Буба, что- бы угодить «инспектору». Кири Буба выигрывает большую сумму денег и, узнав все военные секреты, исчезает из Дербента. Дербентский лавочник Арон — кунак Кири Буба — сообщает коменданту, кто действительно гостил у него, чем привел коменданта в бешенство. Такими смелыми эпизодами наполнена вся жизнь Кири Буба. Его смелость и отвага вызывали восхищение у бедных слоев населения, и поэтому более десяти лет он являлся неуловимым мстителем, милосердным защитником обездоленных, «некоронованным королем Кавказа». Его «резиденции» располагались и в Баку, и в Дербенте, и в Самурской долине, и в горах Кирияр, и везде население его поддерживало. По про- шествии многих лет некоторые ученые пытались написать о нем научные монографии, считая его революционером, были поэты, писатели, которые хотели писать о нем поэмы, повести, но в них не был раскрыт образ Кири Буба. Почему и что послужило рождению такой легендарной личности на Кавказе?
Финансовые трудности при издании книги не позволили мне изложить весь имеющийся у меня материал, но я попытался довести до читателя самую суть жизни Кири Буба.
Некоторые читатели могут упрекнуть меня, что я описал Кири Буба как положительного героя, но, глубоко исследовав весь имеющийся о нем материал, я пришел к выводу, что  Кири Буба был жертвой своего времени. И пусть время судит, кем же был Кири Буба и кем останется в истории Дагестана.
В газете «Комсомолец Дагестана» от 22.02.94 г. профессор М. Вагабов пишет: «Кири Буба не был революционером в обычном понимании этого слова, но его отважные поступки оставили глубокий след в памяти многих поколений. Не будет преувеличением, если скажу, что в истории лезгинского народа вряд ли сохранилось о ком-либо столько героических и трагических песен, рассказов, легенд, сколько о Кири Буба и его дружине. О любви народа к своему герою повествуется в многочисленных песнях, посвященных ему. Они до сих пор звучат, как гимн доблести и отваги во время свадебных торжеств в селах южного Дагестана.
Дербентские и бакинские богачи расценивали его действия, как открытый бандитизм, а его самого возводили в ранг разбойника. И наоборот, трудовой народ к оценке его деятельности подходил с объективной позиции, находя её вполне справедливой, направленной против злоупотреблений власть имущих и в защиту интересов бедноты».
Действие романа описывает события с 1870 по 1909 годы.
Имена, вошедшие в роман, за исключением некоторых, сохранены и являются достоверными. Названия гор, рек, сел также достоверны и до сих пор сохранены.
Форма изложения моего романа тем хороша, что дает возможность автору что-то не досказать, а читателю думать, рассуждать и делать свои выводы.
Профессор М. Вагабов пишет: «Кири Буба был незаурядным народным героем, исторической личностью, который своими поступками и отвагой не уступал таким известным на Кавказе именам, как Залимхан, абрек Заур,  Дото Туташхия.» На мой взгляд, факты без преувеличения под- тверждают, что Кири Буба по многим своим поступкам и подвигам превосходил последних.

 


Рецензии