От юнги до последнего капитана колесного парохода
Поступил Михаил Рапопорт в школу юнгов, закончил её успешно. Командовал школой юнгов капитан первого ранга Авраамов. Он стал прототипом одного из братьев - морских офицеров романа Валентина Пикуля "Три возраста Окини-сан".
Но на фронт с 1945 года на корабли не направляли. Учиться дальше отправили - в Баку. В Бакинском училище шлюпочную практику вёл у курсантов мичман. Знаменит был, кроме звания, службой на имперском вельботе. Был он правым загребным. За службу имел золотые наградные часы от императоры Николая Второго. Часы показывал своим воспитанникам. Там учился курсант Рапопорт в Каспийском Высшем Военно-морском училище. Отправил он на память "мамочке от сына" фотографию 28 апреля 1947 года из Баку. Смотрит со старого снимка юный курсант.
После выпуска лейтенант Рапопорт с 1950 года служил на тральщиках Черноморского флота. Под Одессой и Севастополем, Анапой и Новороссийском совершали тральные галсы по минным полям. Мины нешуточные - полтонны весом. Взрыватели хитрые - пройдёт девять кораблей - и ничего, а десятый - получит пробоину.
Довелось лейтенанту встретить в апреле 1952 первый караван кораблей, что прошли по Волго-Донскому каналу. Через два года принимал капитан корабли на волжских верфях. Проводил их уже сам по Волге, Волго-Донскому канал, Дону, Азовскому морю. Корабли новые, для Черноморского флота. Не зря ходил по Нижнему Дону. Когда потрясло Советские Вооружённые Силы сокращение в конце 1955, оказался Михаил Рапопорт в Ростове-на-Дону. Через пять лет принял "Фанагорию". Стал её последним капитаном.
Несёт свою службу буксир "Фанагория". Несёт он на бортах имя своего предшественника - буксира колёсного. После открытия судоходства по Волго-Донскому каналу (тогда носил он имя Сталина) стал Рапопорт водить суда в устье Дона.
Ходят слухи, что в Ростовском порту построили к приезду "вождя народов" новое здание речного вокзала. Эксперты уверяли, что рассчитано было ажурное строение на прямое попадание самой крупной в те годы авиабомбы. Стены и окна-бойницы позволяли охране держать оборону. Потом здание передали стараниями председателя ростовской организации Союза художников Валентина Фёдоровича Щебланова для выставочного зала. Зал успешно работал, директором этого центра культуры много лет была Юлия Львовна Щебланова. Здесь проходили выставки группы "Зелёный остров", "Синтел-Радуница", персональные выставки. Потом зал стали ремонтировать. Ремонта зал, рассчитанный на попадание авиабомбы, не перенёс. Теперь цветник украшает набережную реки Дн, что тоже красиво.
Капитанам речных судов, что пришли по новому каналу, выход в Азовское море был запрещён. Стал Михаил Рапопорт заниматься их переподготовкой. Приходили к нему старики с практикой богатейшей. Но образование у них - три класса церковно-приходской школы да краткие курсы. До 1973 года ехали к нему капитаны речных судов с Волги и Камы, Москвы-реки и Невы, Оби и Енисея. Единственный занимался Михаил Рапопорт переподготовкой по прибрежному морскому судоходству.
В 1976 году пригласил Михаила Леонидовича в Ростовское речное училище зам. начальника Субботин. Стал бывший юнга создавать новую специальность - "морское судовождение". Доставал наглядные пособия, писал методички, привёз оборудование для
кабинета "Штурманское дело". Выпустил десятки специалистов - среди них - Борис Ткаченко, Александр Огарёв.
Преподавал Михаил Рапопорт в Ростовском речном училище, теперь там Ростовский филиал Московской государственной академии водного транспорта. Передавал курсантам речного училища свои знания морских дисциплин. Заведовал отделением судовождения.
Флот всегда оставался стержнем, на котором держалась жизнь, - уверяет Михаил Леонидович Рапопорт. Он сейчас работает в Пролетарском совете ветеранов, активный участник Ростовского-на-Дону морского собрания, большой книголюб и весёлый рассказчик.
Встречаются два юнги Великой Отечественной. Общие у них возраст, служба, флотское первое звание и память о стареньком пароходном буксире "Фанагория".
----
В 2019 году мне сообщили, что Михаил Леонидович ушёл из жизни.
Свидетельство о публикации №221121901766