Политехникум

 В последний день приёма заявлений успеваю сдать документы в Калининградский политехникум. Подавала на энергетические установки,  хорошо сдала экзамены. А меня зачислили на вновь открытое плановое отделение. Там готовили экономистов. Директор техникума Карагоз пояснил, что девочкам лучше работать, сидя за столом. Продолжительность курса,  длившаяся всего полтора года, меня очень устраивала. С первого сентября 1961 года я – студентка. 
Знания  дали основательные. Впоследствии заочный институт не дал того, что я получила для практической работы в техникуме. С большой благодарностью вспоминаю своих преподавателей. Главное – они были практиками.
Наша группа состояла из одних девочек. Большинство из них уже имело трудовой стаж два-три года.
 Тогда существовал закон, в котором было прописано, что если перед поступлением в учебное заведение имелся трудовой стаж три года, то время учёбы засчитывается в трудовой стаж.
Я соскучилась по учёбе и сразу решила не валять дурака. Села за первый стол, чтобы никто не отвлекал.  Первый месяц учёбы был очень трудным. Вначале ничего не запоминалось. Доходило до слёз. Но я себя заставила выступать на каждом семинаре. Постепенно ленивая память «разработалась». Всё, услышанное на лекциях, могла от слова до слова повторить без конспекта. Не пропускала ни одного занятия. Шесть дней в неделю: по восемь часов, а иногда до десяти часов вечера находились в техникуме. Учиться было  очень интересно.
На зимних каникулах (для студентов стоимость билетов снижалась на пятьдесят процентов), проездом  к бабушке Миле по пути в Ригу остановилась на сутки в городке Поставы, Витебской области (место службы Анатолия). Там  мы с Толей подали заявление в ЗАГС. Сразу нас не расписали, попросили прийти через десять дней.
Через десять дней, 31 января 1963 года, возвращаясь из Риги, я на пол дня задержалась в Поставах. Фиктивный брак был закреплён узкой длинной печатью, испортившей паспорт. В ней указывалось, что я должна  обменять свой старый паспорт на паспорт с новой фамилией.
Приехав домой, я спрятала паспорт в сундук. Только весной, когда в техникуме потребовались паспортные данные, родители узнали, что мне нужны полтора рубля для замены паспорта. Это их сильно обидело. 
Роспись была необходима лишь для того, чтобы после демобилизации Толик смог поехать не к родителям, а на передовую стройку страны.
    В комиссию по распределению я шла второй. Мы с Анатолькой заранее согласовали место моей будущей работы. Если будет Братск – выбрать его.
Мне предлагали остаться в Калининграде, брали в Литовский совнархоз, но квартиру  не обещали. В таком случае оставался только строящийся Братский Лесопромышленный комплекс…
Однокурсницы Рая и Аня распределились туда же. Идём по коридору, на диване  сидят четверо знакомых парней из энергетического отделения. Они похвалились, что их уже ждут в Ленинграде и посмеялись над нами и нашей Сибирью. 
Мы получили пособие, побывали в отпуске, лишь потом выехали в Братск.
01.07.1963 года учёба закончилась.


Рецензии