За что нынче дают Нобелевскую премию

« Мы — журналисты, наша работа понятна: разделить факт и ложь», - из речи Муратова на церемонии вручения Нобелевских премий за 2021 год. 

Вчера в мой адрес пришло обращение одного из коллег на «Прозе» с предложением высказать своё мнение о речи  Дмитрия Муратова при вручении ему Нобелевской премии мира. Я не собирался этого делать, но пришлось. Не привык уклоняться от просьб товарищей, да и повод к тому, всё-таки, есть.

Коллега (он, надеюсь, сам отзовется) естественно,  не мог знать того, что мы с Муратовым как-то знакомы. 
А мы с ним действительно несколько раз встречались лично в начале 90-х прошлого века.  Тогда мне пришлось обратился в «Новую газету» со статьей о недостатках  в ВМФ, приводящих к гибели подводных лодок и моряков. В статье  была критика высоких чинов, скрывающих правду о положении в подводных силах флота, были изложены факты, а также предложения, что надо немедленно сделать для того, чтобы предотвратить подобное впредь. Мои обращения напрямую к командованию остались без внимания. И только потому я решил прибегнуть к СМИ. (В то время такое уже было возможно). Меня пригласил и выслушал Главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов. И моя статья была там опубликована.  А я проникся  чувством уважения к газете и её Главному редактору.

Разумеется, очень скоро опубликованный материал прочитали в Главном штабе ВМФ. По распоряжению командования ВМФ, в виде опровержения на мою статью, некто контр-адмирал Алексин представил в "Новую" свою. Там было мало о названных мной фактах, зато довольно много текста было обо мне. Он прекрасно знал меня лично по службе,  знал на каком счету у командования я был как командир стратегического атомного подводного ракетоносца, сколько у меня Боевых служб в океане и т.д.. Знал содержание моих вопросов и предложений командованию, с которыми я к ним обращался не раз, прежде, чем выступить в открытой печати.
Вместо ответа по существу поднятых мной вопросов, Алексин, в лучших традициях демагогов, стал оправдывать флот и понес ахинею в мой адрес лично, вплоть до того, что я аварийщик, и в море не ходил, не пил и не курил, и никогда не спорил с начальством! То есть, перейдя на личность автора статьи, безбожно и нагло врал, стараясь опорочить меня и выгородить своих начальников. Мол, посмотрите на этого критика, что он собой представляет, стоит ли ему верить. Интересно, что те сотрудники редакции, которые, по распоряжению Главного редактора, уже готовили клеветническую статью Алексина к печати, прекрасно понимая в чем суть дела, и, будучи на моей стороне, пригласили меня в редакцию "Новой" и ознакомили с его "ответом."

Я обратился к Главному редактору газеты Муратову лично с вопросом:  как же можно такую гадость о человеке публиковать,  даже не пытаясь узнать о ком и о чем речь?  Ведь это клевета, а для меня, флотского офицера, такое:   «аварийщик, и в море не ходил, не пил и не курил, и никогда не спорил с начальством»  - это неслыханный позор.  Предложил ему поручить кому-нибудь из журналистов проверить  «факты» приведенные Алексиным,  и, если хотя бы один из них подтвердится, пусть его статью публикуют, так тому и быть. Но если ни один навет не подтвердится, в публикации Алексину отказать.
Господин Муратов, без всяких объяснений, просто отказался это делать. Он предложил мне самому написать ответ Алексину, а мы, мол, и ваш ответ ему опубликуем. Но его статья будет в любом случае. Ответ пришлось написать. И он действительно был опубликован рядом с клеветой от Алексина. Но, как говорится, осадочек-то остался...

Вот тогда я понял, что Муратову-редактору на  отдельного человека глубоко наплевать. Важно лишь то, чтобы материал привлек больше читателей. Ну, может еще и дрожь перед высокими начальниками (флота в данном случае) всё еще играла свою роль. Во всяком случае его принцип - разделять факты и ложь - уже тогда оказался под вопросом. Больше я туда не обращался.
Во что превратилась в наше время «Новая газета» я промолчу. А мнение моих единомышленников высказывать не буду, иначе статью немедленно снимут с публикации.

Можно представить себе моё изумление, когда стало известно, что Муратов получил Нобелевскую премию мира.  Оно было примерно таким же,  как после вручения Нобелевской премии по литературе за 2015 год белорусской писательнице Светлане Алексиевич.  С формулировкой «за многоголосое звучание ее прозы и увековечивание страдания и мужества». Стало окончательно ясно, кто и за что вручает такие премии в области мира и литературы.
 
А теперь коротко о самой речи.
В самом начале Муратов заявляет:   «Мир разлюбил демократию, мир разочаровался в правящих элитах, потянулся к диктатуре.  Возникла иллюзия, что прогресса можно достичь технологиями и насилием, а не соблюдением прав и свобод человека. Такой вот вопрос без свободы, такое вот молоко без коровы». 
Откровенно говоря, выражение насчет свободы и коровы в такой речи и в таком месте, покоробило.  Это он завернул высокохудожественно. Но ладно, не нашлось у него более подходящего сравнения. А кого, в первую очередь, касалось сказанное в этой части речи, догадаться нетрудно.

Дальше уже прямо:
«У нас в стране популярна мысль:  те политики, которые избегают крови – слабые люди. А вот угрожать миру войной – это долг настоящих патриотов.  …Власть активно продает идею войны». 
Какая власть и что продает?  Путин,  Мишустин? Лавров, Володин,  Шойгу, Герасимов?   Какую и где  войну  ведет  или собирается вести  Россия?   Где факты? Грузия? Сирия? Украина?
Даже что касается их - абсолютно голословное заявление. Нигде и никогда нынешняя Россия НЕ вела захватнические войны. Что здесь к чему, и почему выворачивается с ног на голову, всем здравомыслящим людям давно понятно.
   
Потом,  (я так понял  –  чтобы  как-то оправдать решение Нобелевского комитета), -  Муратов  рассказывает ужасы о Чеченской войне,  о катастрофе «Боинга МС-17», которая, якобы, разрушила отношения России и Украины, а он в тех событиях, конечно, участвовал. (Правда не называет, кто, когда и как разрушил отношения фактически, и не называет виновников гибели «Боинга». Но понятно, кого имеет в виду).  Утверждает, опять-таки, голословно, что «Нынешние наши идеологи продвигают идею смерти за Родину, а не жизни за Родину».  Приплетает сюда зачем-то историю с беженцами на границе Белоруссии и Польши, поливая заодно грязью белорусов и Лукашенко.

Ну и как  же без Навального:  «Уголовные дела по фальшивым обвинениям часто носят у нас политический характер. Оппозиционного политика Алексея Навального держат в лагере по ложному доносу российского директора крупнейшей парфюмерной компании из Франции. Заявление директор написал, но в суд вызван не был и потерпевшим себя не признал…  А Навальный — сидит».

Бедняга Навальный сидит ни за что, а жестокая российская власть торжествует!  Мало того, борется с «Мемориалом», абсолютно честной и чистой организацией по  увековечению памяти жертв сталинских репрессий и правам человека. Правда, финансируется та почему-то из-за рубежа. И материалы по делам «Мемориала»  рассматриваются в суде, а не решаются властью. Но об этом Муратов, разумеется, умалчивает.

Не мог Муратов перед столь уважаемым собранием не упомянуть о пытках в российских тюрьмах,  о недостатках медицины.
Он вспомнил всё, начиная с высылки из СССР ученых в 20-х годах прошлого века и до гибели в Африке журналистов пытавшихся  расследовать там  деятельность одной из российских частных военных компаний.
А сейчас, по его мнению, в России: 
«Журналистика переживает темные времена. За несколько последних месяцев уже более ста журналистов, медиа, правозащитников и НКО получили статус "иностранных агентов". В России это — "враги народа". Многие наши коллеги остались без работы. Кто-то вынужден уехать из страны».
И ни одной фамилии!
Упомянул и о многих погибших журналистах. (Вот здесь они названы пофамильно. Умалчивается, но нетрудно догадаться  по чьей вине они погибли. Уверен, что Муратов не сказал о том прямо, только потому что побоялся попасться на ТАКОМ вранье).

Да что там журналисты,  проблема в России куда глубже:
«У человека отбирают привычную жизнь на неизвестное время. Может, и навсегда…».  В детали, что конкретно имеется в виду,  Муратов, разумеется, не вдается. Осторожничает. Но и промолчать-то нельзя. Единомышленники не поймут. Так что – хотя бы намекнуть, прокукарекать…

Вот так вот  господин Муратов о своей  стране,  России  перед мировым сообществом.  Как же – настоящий "патриот" – отважно режет правду-матку. Но, на мой взгляд, он из тех, кто: «Ради красного словца, не пожалеет ни мать, ни отца».  Что уж говорить о России.
Так как быть с главным его постулатом, с тем, что в заставке:  « Мы — журналисты, наша работа понятна: разделить факты  и ложь». Как разделить ваши слова на факты и ложь, господин Муратов?

  Видимо,  именно за то, чтобы деятельность и произведения кандидатов были  главным образом против России, и присуждают некоторым в наше время Нобелевские премии в области мира и литературы.
                19.12.2021 г.
               
   


Рецензии
Здравствуйте, Альберт Иванович!Хорошая статья!
Актуальная!
.
Нобелевская премия за гуманитарные и литературные вопросы давно изжила себя.
.
Вот часть моей статьи :
"Про Иванов, непомнящих родства".
--------
----- 12.01.2022 год
Рецензия на публикацию Галины Карецкой: "Поздравляю Дмитрия Муратова!"

Мнение:

В своей речи при вручении нобелевской премии Муратов не вспомнил об Асанже, не вспомнил про афганцев на самолетном колесе, про организацию майдана на Украине, печеньки и доктора "Смерть" американки без высшего образования министра здравоохранения Украины, не вспомнил про нацизм, зарождающийся в Европе и его поощрение, не вспомнил про Сирию, куда штаты пришли без приглашения, не вспомнил про Ирак с мелом в пробирке, не вспомнил про восхищение мадам Клинтон убийством в прямом эфире Муамара Кададафи, а Ливию превратили в воюющую страну, её гражданскую войну, не вспомнил про ковровые бомбометания в Югославии, Вьетнам и всю агрессивную историю Америки за её существование. Муратов не вспомнил о потоке лжи в отношении России во всём, включая
и газовый кризис...
.
С уважением и признанием, Григорий Ерохин...

Григорий Ерохин   14.01.2022 13:30     Заявить о нарушении
Григорий, спасибо за отзыв. Вашу статью, разумеется, прочитал. Полностью согласен (мой отзыв там).
С уважением,

Альберт Иванович Храптович   15.01.2022 05:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.