Актер Александр Демьяненко

22 апреля 1999 года ушел из жизни исполнитель роли скромного, стеснительного, но остроумного и сообразительного студента Шурика Александра Демьяненко.

Здесь надо заметить, что наш бесценный артист был жаден на работу, как, например, тот же Градский, который оставил после себя движимого и недвижимого имущества чуть ли не полмиллиарда рублей. Так музыкант и заработал все это воистине непосильным трудом. Даже буквально находясь на последнем издыхании, он героически выдерживал студийную каторгу «Голоса».

Вот и Демьяненко где-то год в небольшим до ухода дал согласие создателям некого сериала на участие в нем. А ведь зной тогда стоял несусветный, пусть не такой, как в 2019, но тоже пожилые люди с трудом дышали, тем более те, которые подобно актеру страдали сердечно-сосудистыми заболеваниями. На первый день сентября у мастера, у которого ранее была диагностирована ишемическая болезнь сердца, была намечена операция коронарного шунтирования.
Увы и ах, старуха с косой врачей опередила.

В конце  лета артиста в тяжелейшем состоянии госпитализируют в одну из больниц северной столицы, где 22 августа 1999 года он отдает Богу душу. Причиной ухода мужчины был назван отек легких, а привела к нему проклятая ишения. Лишь 62 года провести на этом свете было отпущено актеру.

Говорили последнее прости-прощай Александру Сергеевичу в одном из павильонов знаменитого Ленфильма, куда мог попасть любой простой почитатель таланта артиста. Народу было видимо-невидимо. Да и то сказать, популярностью Демьяненко пользовался невероятной.

А вот СМИ злостно проигнорировали трагическое событие. Даже несколько странно, не правда ли? Сегодня они проходу не дают родным и близким знаменитостей, почивших в бозе. Доведут их чуть ли не до прединфарктного либо предынсультного состояния и глазом не моргнут. Пренеприятнейшие типы, эти журналисты. Ради сенсации мать родную предадут.

Одаренный комик отечественного экрана Михаил Светин сетовал: «Ухода одного из самых ярких и популярных артистов советского кино почему-то не заметили ни пресса, ни телевидение – я не помню посвящённых ему программ и некрологов. Зато на «Ленфильм», где проходила траурная церемония, выстроилась огромная очередь – люди пришли чтобы попрощаться с любимым артистом»

Серафимовское кладбище стало последним адресом легендарного Шурика советской фабрики грёз, чья достойная фильмография насчитывает не менее 105 кино и телеработ, чей узнаваемый звонкий голос мы слышим в дублированных зарубежных лентах, чей добросовестный и беззаветный труд был оценён присуждением ему звания народного артиста РСФСР.

Кстати говоря, именно голосом Демьяненко говорили Жан-Поль Бельмондо, Уго Тоньяцци, Роберт Де Ниро, Омар Шариф, Джон Войт, Стив Бушеми, Тони Кёртис, Арнольд Шварценеггер, Орландо Блум и ещё целый ряд кристаллов актерского мастерства.

Появился же на свет Саша 30 мая 1937 года в примечательном живописным озером Шарташ, на котором лично довелось побывать в  Свердловске (ныне Екатеринбург).

Конечно, пойти по артистической стезе парнишке сам Бог велел, ибо хотя его мама работала простым бухгалтером, окончивший ГИТИС папа ставил спектакли в свердловском оперном театре и духом сценического искусства Саша проникся до мозга костей. А тут к тому же прямо в его родной город наведалась выездная приёмная комиссия столичног МХАТА (такая практика в то время существовала), и, конечно же, выпускник школы не мог упустить такого прекрасного шанса.

Увы и ах, экзаменационный мандраж не даёт парню предъявить себя во всей красе, ему показывают на дверь, и с горя Александр поступает в ВУЗ для будущих законников. Однако, не проходит и полгода, как разочаровавшийся в будущей профессии студент расстается с институтом.

А на будущий год Демьяненко, будучи весьма неплох на приемных испытаниях, проходит в альма-матер отца--ГИТИС. Окончив который, вливается в труппу Московского академического театра имени Маяковского.

Между тем, через некоторое время "фабрика" кинолент Ленфильм обращает внимание на начинающего многообещающего артиста, уже получившего высокие оценки за исполнение ролей в фильмах "Взрослые дети", "Карьера Димы Горина" и "Порожний рейс". Демьяненко сулят жилплощадь за подписание трудового договора с киностудией. Москва, конечно, дело хорошее, но, если квартирный вопрос решается в Ленинграде, отчего же не податься туда? Таким образом артист оказывается в городе на Неве, с которым связывает всю оставшуюся жизнь.

Кстати говоря, когда Демьяненко показался Гайдаю самой подходящей кандидатурой на роль в своих картинах, у актера уже было полно поклонников. Узнавали на улицах, просили автограф, раскупали открытки с изображением Александра в газетно-журнальных киосках.

Не буду кривить душой, слава всегда ощущалась Демьяненко тяжким бременем. Не по душе было артисту быть на виду, привлекать к себе внимание, вызывать шум и суету. Этим то он и заинтересовал Гайдая, которому кровь из носу требовался стеснительный, тихий, старающийся быть незаметным студент.

Ну и так что бы вы думали--Шурик Демьяненко даже на фоне великолепной и блестящей троицы, состоящей из Никулина, Моргунова и Вицина, не то, что не терялся, а в чем-то даже смотрелся выигрышней и привлекательней.

За чудесной «Операцией Ы…» последует не менее превосходная «Кавказская пленница», а спустя семь лет зритель восторгается и искрометными похождениями царя Иоанна Грозного и его двойника-управдома по пластам времени. И везде Демьяненко буквально феерит, повсюду он бесподобен и великолепен.

Вознесение к вершинам успеха состоялось. И вновь слава, и вновь популярность. Хотя внешние проявления известности актеру были не по нраву, но, наверное, где-то в глубине душе ему было приятно, что его труд оценили по достоинству. Создавалось впечатление, что сейчас-то, простите за выражение, попрёт, что творческая карьера  пойдет по восходящей.

Остаётся только сожалеть об этом, но получилось с точностью наоборот. Из кино Демьяненко, конечно, никто не выгонял, и даже на роли первого плана его время от времени приглашали, однако публика работы актера на ура теперь не принимала. Она жаждала лёгкости, шуток, остроумных фраз, весёлых приключений, а артист представал перед нею строгим, думающим, застегнутым на все пуговицы, где-то даже угрюмым персонажем. Что ж оставалось Демьяненко делать, значит, не судьба, решил он, и переключился на моноспектакли на телевидении и озвучку, в которой, на мой взгляд, талантливый человек был не менее талантлив, чем непосредственно на экране.

Что же касается личной жизни актера, то обе его спутницы жизни находятся в лучшем из миров, поэтому о них или ничего или хорошо. Последнего и будем придерживаться.

Подруга по драмкружку Марина Склярова запала в душу Демьяненко в родном городе, названном именем пламенного революционера и защитника униженных и угнетенных Яшки Свердлова.

Внешне они казались идеальной парой. Интеллигентные, скромные, покладистые, чуткие по отношению друг к другу. Но вот аборты Марина делала один за другим, видать, написание сценариев и сотрудничество со специализированными театроведческими изданиями для неё было важнее материнства и сопутствующего ему детства. Ну и что бы думали, терпел Александр, терпел лет 15, если не больше, а затем без лишних слов и телодвижений собрал какие-то шмотки-манатки в дорожный кофр и направился к той, которая, как надеялся Демьяненко, подарит ему отпрыска или наследницу.

А она вот по каким-то причинам не подарила, зато актер усыновил её дочку Анжелику, к которой трепетно и нежно относился. Звали же её Людмила Неволина, и свела их общая работа, связанная с дубляжом и озвучиванием на питерской киностудии. Жили душа в душу, практически не ссорились, делились друг с другом радостями и печалями.

И ещё немного о двойном тёзке Пушкина. Выходы в свет он на дух не переносил, а вот посидеть в домашнем кресле с книжкой или повнимать в уединении звукам чудесной симфонической музыки--это было поистине его.

А теперь вернёмся к последнему приюту нашего героя. Бок о бок с ним погребена супруга Людмила, которая без любимого человека больше шести лет, увы, не протянула. Надгробие, воздвигнутое над могилой культурного, тактичного и деликатного Демьяненко, не претендует на что-то особо изысканное--каменный православный крест на прямоугольном постаменте с золочёными цифрами и буквами на нем.

В мае корреспондент одного из питерских изданий побывал там и отметил, что не приведенная в порядок, явно проигрывающая в плане чистоты соседним участкам могила как-то не вяжется со светлым обликом мастера роли.

Были замечены замызганная могильная плита, не убранные с прошлого года ветки и листья, какой-то бумажный мусор и изломанные свечи на помин души. Но, кстати, и лаконичная надпись «Актер» не была оставлена без внимания.

А ведь и на самом деле он был актером с большой буквы. И отнюдь не одной роли. Отнюдь. Помним и любим.


Рецензии