Уроки отцовства от Бога Отца

(из конспекта проповеди перед благословением детей)

Пророк Осия женился на блуднице Гомерь. Как могла эта Гомерь, неверная жена Осии, сомневаться в любви своего мужа? Разве он не доказал ей свою любовь, когда просил вернуться домой и заплатил за нее выкуп?

Это мотив и нерв книги Осии, который обращается к Израилю, пережив кое-что из того, что пережил Бог. Как мог Израиль сомневаться в Божьей любви и отказываться отвечать на нее? В заключительных главах своей книги Осия приводит три ясных доказательства Божьей любви.

• Милости Бога в прошлом (11:1-12)
• Божье наказание в настоящем (12:1-14:1)
• Обещания Бога о будущем (14:2-10)

Из всех этих глав мы рассмотрим только 11-ю. Для меня она ценная тем, что здесь есть уроки отцовства от Бога Отца.

Учиться надо у самых лучших, а лучший в отцовстве – Бог Отец. Я рассмотрю четыре урока отцовства из этой главы.


А. Вызвал из Египта

«Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (ст.1)

Осия описывает Бога исхода как заботливого Отца, который освободил Своего сына из плена. Здесь акцент ставится не на Израиле как неверной жене, а на Израиле как неблагодарном сыне (ибо Бог есть «Отец», а Израиль — «сын», Исх.4:22-23; Ис.1:2-4; Вт.32:5). После всего, что Бог сделал для Своего сына, сын отказывался отвечать Ему любовью и исполнять Его волю.

Пока наши дети еще юны, наше дело – вызвать, вывести их из Египта. Египет в библейской образной системе – это мир. Как выводить детей из Египта?

Важная мысль о родительстве, которую я взял в книге Теда Триппа под названием «Как быть пастырем своему ребенку»: дети – грешники. Нет отдельных путей по освобождению от греха для детей. Как освобождаются от греха взрослые, так освобождаются и дети.

Есть две стратегии исправления грешников – изменять корни и дерево или только плоды. Там в первой же главе Трипп говорит, что ошибаются те родители, которые только

• сосредотачивают все внимание на поведении детей,
• наказывают за плохое поведение,
• добиваются того, чтобы поведение было хорошим,
• хвалят и поощряют за хорошее поведение.

Такая линия воспитания понятна, ведь плохое поведение раздражает, привлекает внимание окружающих. И да, Библия много говорит о правильном поведении.

Но командный пункт жизни человека, в том числе в детстве, это сердце. Управлять поведением проще, и неудобства для родителей снимаются, когда поведение ребенка становится приемлемым.

Однако Библия учит смотреть глубже – в сердце. Если меняется поведение, но не меняется сердце – ребенок растет лицемером. Это очень опасно. И если родители не думают о состоянии сердца ребенка и об изменении сердца, а только учат хорошему поведению, они рискуют растить лицемеров.

Надо не только учить детей хорошим манерам, говорить, что делать и что не делать, но когда они делают грех, использовать это как способ проповедовать им Евангелие. Ребенку нужен Христос. Так мы и выводим детей из Египта, через Евангелие.

Так как это делать – выводить своих детей из Египта? Какое верное слово «вызвать». Уверование во Христа – это то, что мы не можем произвести в наших детях. Это их шаг веры. Что мы можем сделать? Звать, вызывать их оттуда. Показывать, что Египет не то, где им стоит быть. Я могу позвать, а дело ребенка – отозваться. Звать надо убедительно. Сам образ родителя должен быть одним большим зовом.

Как мы сами пошли за Господом? Он нас позвал. Были те, кто звали нас.

Кстати, в следующих стихах сказано про Ефрема. Про него в книге Бытие есть такая фраза: «И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии» (Быт.48:20).

Некоторые евреи и сейчас, когда приходят домой и к ним подходят их сыновья, благословляют их так: «Да благословит тебя Господь и сделает подобным Ефрему и Манассии».

Потому что эти сыновья смогли остаться верующими и верными Богу несмотря на то, что росли в полностью языческом окружении. Их папа Иосиф был вторым лицом в государстве, у них были все ресурсы для того, чтобы брать от жизни все и веселиться, но они остались верующими.

Иосиф смог вырастить их как верующих людей, которые в таком контексте сохранили свою веру, свою идентичность. Ефрем и Манассия остались чужаками, не растворились в культуре Египта. Они жили в Египте, но Египет не жил в них.


Б. Приучал ходить, носил на руках

«Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их» (ст.3)

Есть родители, которые научили своих детей ходить физически, но не научили их ходить путями правды. Как это делать? Начать с того, что ходить путями правды самим, а детей носить на руках. А потом их их учить ступать по ним понемножку.

Один человек сравнивал дореволюционные и советские буквари. В дореволюционных возле буквы «А» нарисован ангел, который раскрывает красоту премудрости Божией, в советских — красный арбуз, который настраивает на материализм и удовольствия чрева.

Наша задача – не только дать ребенку арбуз, но и ввести его в духовную реальность, открыть ему глаза на нее.


В. Влек узами

«Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им» (ст.4).

Этот пункт продолжает два предыдущих. В Египте евреи были в рабстве у фараона. Бог вывел их оттуда, но не для того, чтобы они болтались по миру или жили, как хотят, но чтобы они добровольно перешли в другое рабство – рабство Богу на путях правды. Как Бог это делает?

Бог не хочет обуздывать человека, как коня, Его любимый инструмент – узы любви. «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою. Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе» (Пс.31:8-9).

Звучит парадоксально: как можно влечь узами, если сказать по-современному, заинтересовать наручниками? Т.е. так рассказать про ограду, про зависимость от Бога, чтобы твоего сына или дочь к ним потянуло.

Такая перед нами, родителями, планка: учиться так рассказывать о святости, чтобы наших детей к ней повлекло.

Представьте, дети, что вы всем классом или всем разбором готовитесь к поездке: вы ожидаете ее с нетерпением, и вот наступает этот день, вы сейчас проведете вместе целую неделю, это будет так прекрасно… Вы хотите, чтобы весь класс был в сборе, чтобы в поездке участвовали все ваши друзья.

Но вдруг, когда вы уже собрались у автобуса и готовы к отъезду, выясняется, что одного вашего одноклассника не хватает. Вы думаете: куда он пропал?

Наконец кто-то звонит ему домой и выясняет, что ваш друг упал с лестницы и сломал себе ногу. И все сокрушаются: «Как жаль!» Вот, грех – это такое же «как жаль»: тебе жаль, что ты не можешь сделать что-то великое и прекрасное, что-то благое.

Только правилами не удержишь. Грех — это нарушение правил, но не в этом главное. Грех — это ощущение «как жаль» при утрате чего-то прекрасного.

Прямо сейчас мой сын Иосиф находится в Гомеле. У них интересная двухдневная поездка. Но когда все ребята собрались к автобусу, оказалось, что одному мальчику пришлось вернуться домой. Он не отметил в группе сообщение про поездку, а это надо было сделать, для того, чтобы за тобой закрепили место в транспорте. Он промазал мимо сообщения, мимо автобуса, мимо интересной поездки. Как жаль.

Грех – это нарушение правил, да. Но в первую очередь это вот этот вздох: «Как жаль, когда ты не попадаешь в интересную и радостную жизнь, приготовленную для тебя Богом».

А по поводу правил в нашем тексте есть красивая деталь. Сказано «Был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их»: Господь ведет себя как добрый хозяин, который снимает ярмо с челюстей волов для облегчения им пользования подножным кормом. Т.е. Бог давал законы и помогал их исполнять, давал средства и условия для исполнения этих законов.


Г. Болел сердцем

«Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя!» (ст.8)

Увы, увы – в конце скажу страшную вещь. Успех не гарантирован. Наши дети имеют свободную волю. Они могут так и не понять или так и не принять Евангелие.

Экскурсовод по имени Ишай Сарид написал книгу про экскурсии по бывшим концлагерям. Оказывается, современные еврейские дети выносят из экскурсий не те уроки, которые хотят им преподать взрослые. Например, говорят «Вот как надо с арабами». Или «Для того чтобы выжить, мы тоже должны быть немножко нацистами».

У лучшего Отца вселенной, который принял лучшие меры по воспитанию, дети выросли испорченными. Я про Бога и Израиль. Глава Ос.11 ценна тем, что дает нам заглянуть в отцовское сердце Бога – оно повернулось, в нем возгорелась вся жалость.

Бог не ожесточился, не уничтожил этих детей, не сорвался. По закону непокорного сына следовало привести к старейшинам города и побить камнями до смерти (Вт.21:18-21), но Бог не поступает так с Израилем. Века спустя Его невинный единородный Сын пострадает за грехи всего мира.

19.12.2021


Рецензии