Ч. 296 Спасали фрегат

Предыдущая страница    http://proza.ru/2021/12/19/860

Я чуть не упустил  добавить несколько слов о религии японцев.  Она у них очень демократичная – храмы использовались и как общежитие, и как служебные помещения. Храмов в Симоде и в окрестных деревнях было много, там находился даже буддийский монастырь с двадцатью пятью монахами.
 
Японцы очень терпимо относились к другим религиям. Рассказывали, что когда появились первые христианские проповедники, императора спросили, можно ли разрешить им проповеди среди японцев.
 
«Сколько у нас религий?», - спросил император. Ему ответили, что тридцать пять. «Пусть будет тридцать шесть», - разрешил он.

Но христианские проповедники вели себя так нагло и нахраписто, что ничем хорошим это не могло окончиться. Их за это попросту выставили из страны. Но вернёмся к событиям, о которых шла речь.

Когда началось землетрясение и появился первый вал цунами, оба высших чиновника, Цуцуи и Кавадзи, направленные от бакуфу (японского правительства) для ведения переговоров, забыв о своём возрасте и званиях, подхватили полы халатов и резво помчались на гору вместе со своей охраной и носильщиками (их как высших чинов носили в паланкинах).

Они были людьми опытными, много чего насмотрелись на своём веку и проявили огромное самообладание и выдержку. Как только прекратились подземные толчки и немного успокоилось море, чиновники сразу же организовали спасательные работы.

По японским сведениям, из 948 строений были смыты в море или разрушены 927. Погибли 112 человек. Эти цифры незначительно отличаются от цифр, приведенных в рапортах адмирала и  командира фрегата.

Буддийский храм Фукусэндзи, в котором начались переговоры, смыло в море. Но уцелел маленький храм Тёракудзи, находившийся на горе.
 
Цуцуи и Кавадзи послали одного из сопровождавших их чиновников на фрегат передать Путятину и русским морякам благодарность за спасение жителей Симоды и соболезнования по случаю гибели и ранения матросов.

Но самое главное: Цуцуи и Кавадзи передали, что случившееся несчастье не помешает им выполнить поручение своего правительства завершить переговоры с русской стороной, которые они собирались продолжить в храме Тёракудзи.

Путятин, ранее уверенный, что его миссия провалилась, и поглощённый мыслями о дальнейшей судьбе экипажа, воспрянул духом. Путятин и Лесовский в то трудное время забыли о трениях, которые были между ними.

Вице-адмирал и капитан-лейтенант, оба опытные и  высокообразованные моряки, работали как дружная команда. Они пришли к выводу, что придётся килевать фрегат – подвести корабль к берегу и наклонить его так, чтобы киль вышел из воды.

Но Симода для такой цели не годилась из-за крутых берегов, требовалось найти другую подходящую бухту. Кроме того, требовалось максимально облегчить фрегат, а для этого свезти всю артиллерию на берег.

Без разрешения японских властей этого сделать было нельзя.

Адмирал отправился на берег для  встречи с японскими уполномоченными,  чтобы решить вопросы с датой продолжения переговоров и тех, которые он обсудил с Лесовским, а Степан Степанович занялся организацией работ по ремонту «Дианы».

Все трудились с большой энергией. Нашлась работа и парусным мастерам.  Степан Степанович объяснил старшему офицеру Мусину-Пушкину свою идею, и тот с энтузиазмом принялся её воплощать в жизнь.

Из запасных парусов сделали шпигованный мат («прошпиковали», как написал Путятин). Парусные мастера нашили на двойные паруса с одной стороны толстый слой смоляной пеньки, а с другой - параллельные верёвки, концы которых выдавались далеко за парус.

С помощью этих верёвок пластырь стали подтягивать к подводной части фрегата. Это оказалось весьма непростой задачей из-за болтов, гвоздей и обломков дерева, которые всё время цеплялись за пластырь, к тому же мешали жестокий ветер и сильная зыбь.
 
Зато когда пластырь наложили, течь сразу же уменьшилась вдвое. Теперь уровень воды в трюме за час увеличивался на 9 дюймов, но и это было значительным облегчением для людей, работавших у помп.
 
Уцелевшие сухари - мешки с ними залило водой, когда фрегат лёг на борт - перенесли из брот-камеры (помещения на корабле для хранения сухарей, муки или сухой провизии – прим. автора) в кубрик - там было суше. Вся мука намокла.

Пока часть команды занималась упомянутыми работами, группа матросов и офицеров изготавливала на берегу запасной руль, или потесь – огромное рулевое весло из бревна длиной 20-25 метров по способу капитана Пеата, и ремонтировала гребные суда.

Меня заинтересовало, что это за способ капитана Пеата. Покопавшись в различных материалах, удалось выяснить, что Пеат - на самом деле произносится Пи-ит с долгим «и» - был английским капитаном, командовавшим транспортом «Корнуэлл».
 
29 декабря 1810 года транспорт отправился из Портсмута с 225 солдатами на борту в Барбадос, чтобы доставить их в тамошний гарнизон. Судно попало в жестокий шторм, среди множества повреждений было и очень серьёзное – потеря руля.
 
Но не зря говорится, что нужда – мать всех изобретений. Пит спас судно и людей, объяснив матросам, как изготовить временный руль и как им управлять. С этим рулём он прошёл 1250 миль в штормовую погоду.
 
Можно было бы написать отдельный рассказ о его приключениях, к тому же Пит был незаурядной личностью, но оставим это английским историкам, меня больше интересуют русские моряки.
 
Адмиралтейство рекомендовало всем британским капитанам изучить способ Пита на случай подобной аварии.
 
Думаю, что предложение установить такой руль шло от Путятина, который не раз бывал в Англии и сообщал в Морское министерство обо всём полезном, увиденном им на верфях, в адмиралтействах и судах.
 
Но мог это предложить и Лесовский, прекрасно владевший английским языком. Он читал всю доступную английскую литературу, относящуюся к флоту, и тоже мог знать о способе Пита.

Тяжёлая работа была у матросов, работавших у помп, откачивавших воду. Их нужно было регулярно менять, давая отдых. Плотники с помощниками исправили баркас, который повредило, когда он бился о борт фрегата.

Как вспоминал один из офицеров, «всё шло довольно хорошо: офицеры и команда работали с удивительной энергией под руководством неутомимого начальства».

Продолжение http://proza.ru/2021/12/26/930


Рецензии
Смогли отремонтироваться уже счастье!

Юля Рудакова   25.12.2021 11:23     Заявить о нарушении
Да уж, верно!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   25.12.2021 13:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.