VI-1-11. Здравомыслие и логика

 
                Случайный диалог в разделе «Написать рецензию», наконец-то, побудил меня вернуться к давно волнующей теме в общении с самодостаточными, образованными современниками. Диалог без договоренности о смысле и сути используемых понятий превращается в бессмысленный спор.

                Многие не видят разницы в терминах ЛОГИКА и ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, и скальпелем научной логики вскрывают ПРЕМУДРОСТЬ Слова Божьего, пронизывающую всю книгу «БИБЛИЯ». У меня сложился афоризм:
                "Здравомыслие – дар Бога человеку, а логика – научный синоним здравомыслия".            

                ЛОГИКА (др. - греч.- «логос», «рассуждение», «мысль», «разум», «смысл»). Логика как наука возникла в недрах древнегреческой философии. Далее в течение почти двух с половиной тысячелетий до второй половины XIX века логика изучалась как часть философии и риторики(искусство речи).

                Сегодня – это наука о правильном мышлении, о законах, формах и приёмах интеллектуальной деятельности. Она учит, как приходить к новым идеям на основе того, что мы уже знаем, и правильно обосновывать свои идеи.

                Основная сущность научной логики, её цель и функция всегда оставались неизменными: исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие. При этом рассматриваются такие выводы, которые зависят только от способа связи и строения входящих в вывод утверждений, а не их конкретного содержания. Изучая, как одни мысли следуют из других, философы и ученые выявляли наиболее общие ФОРМАЛЬНЫЕ условия правильного мышления и ораторского искусства. Они считывали логические принципы, изучая законы Бытия.

                В "Писаниях" несколько иронично говорится о мудрецах, познающих мир без водительства Высшего Конструктора:

«Как вы говорите: "Мы мудры, и закон Господень у нас"? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь. Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?». Иер.8:8-9.

«Написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих». 1Кор.1:19-20.
               
                Бог ценит в человеке  ВЕРУ и  ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ:

«Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность. Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.
Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих». Пр.3:5-8, 19-21.

«Я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников. По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день. Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас,  …я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников».  2Тим. 1:11-14, 4:11-14.

«Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель. Обличай их строго, дабы они были здравы в вере.
«Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении.
«Здравомыслие – дар Бога человеку, а логика – научный синоним здравомыслия.          «Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,  слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого». Тит.1:9, 13; 2:1-2, 8-9.

«Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников…  И для всего, что противно здравому учению.
«Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,  тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения ». 1Тим.1:9-10; 6:3-4.

                Для себя я определила стадии развития здравомыслия в человеке:

                = УМ – способность ОЦЕНИВАТЬ конкретную жизненную ситуацию с позиции инстинкта самосохранения и душевного/психического  комфорта.

                = РАЗУМ - разовый ум, помогает живому существу ориентироваться в РЕШЕНИИ возникшей непонятной  ситуации.

                =  СО+ЗНАНИЕ – оно дано человеку свыше как духовная сущность «образа и подобия Божьего». В нем происходит (или не происходит) СОПРЯЖЕНИЕ человеческого познания с Божественной Премудростью.
               
                = МЫШЛЕНИЕ - высший этап ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира, что приводит к появлению представлений об объективной реальности и формированию системы мировоззрения.
               
                = ЗДРАВОМЫСЛИЕ - библейский термин, определяющий способность познавать вещи и их отношения - в понятиях, РАССУЖДАТЬ о ПОЗНАВАЕМОЙ СУТИ ЯВЛЕНИЙ. Здравомыслие может проявляться в ребенке к 12 годам: Лк.2:40-52.
    
                = ЛОГИКА - научный термин здравомыслия. ЛОГИЧЕСКОЕ  МЫШЛЕНИЕ – зависит от уровня научного познания и открытия законов  окружающего мира. Честному и мудрому ученому доступно постичь  ЛОГИКУ Творения мира. Но без наставничества  Духа Божьего ему будет невозможно продираться к Истине через тернии изувеченного греховного мира.

                = Критерием истинного здравомыслия является стремление к познанию сути и смысла  Божественного Творения и его Вечности. Взгляд на мир «сквозь розовые или черные очки» – субъективно реален,  но не согласуется с Божией Премудростью.

                = Истинная МУДРОСТЬ – свойство человеческого сознания, исходящего от Божественной премудрости. Ее характеристики по Евангелию: «чиста, мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицеприятна». Иак.3:17. Возрастание в мудрости не имеет предела.
               
                Вот что в Библии пишется о ПРЕМУДРОСТИ:

«Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою». Пр.3:19-21.

«Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена.  Бог знает путь ее, и Он ведает место ее.  …И сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум». Иов 28:20-23,28.

«Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. ...Иисус же преуспевал в премудрости, и возрасте, и в любви у Бога и человеков». Лк.2:40,52.

«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью». Кол.3:16.

                Итак, - ЛИЧНОСТЬЮ я признаю только того человека, который осознанно взращивает в себе, под водительством Духа Божьего, "Образ и подобие Божие":

"Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к СОВЕРШЕНИЮ святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью ВСЕ ВОЗРАСТАЛИ  в Того, Который есть глава Христос". Еф.4:11-15.

                Мы предстанем перед престолом Бога той ЛИЧНОСТЬЮ, которой мы стали на Земле. Для оценки психики, характера и внешнего облика ЧЕЛОВЕКА в русском языке накоплен огромный лексикон. А Бог видит в нас ЛИЧНОСТЬ растущую, уникальную. Образ стада овец, идущих за голосом Пастыря - это образ ветхозаветного детства человечества, питающегося молоком. Иисус Христос принес ПРОЕКТ ВЗРАЩИВАНИЯ ЛИЧНОСТИ, питающейся "твердой пищей" Слова Божьего.

                Не люди-наставники формируют личность в ребенке, а те, рожденные свыше ЧЕЛОВЕКИ, предызбранные Богом на это служение. Самообразование это забота юношеского периода взросления... А церкви до сих пор во-многом  напоминают детские сады и школы для взрослых.

                Перерождается человек только под действием Духа Божьего. Для Бога в нас значим "внутренний человек" = ЛИЧНОСТЬ. А "плотской человек" - это телесно-психическая форма, способная приноравливаться к обстоятельствам. Здесь мы сходны с высокоразвитыми животными.
      
 P.S. Слово "личность" встречается в синодальной библии только один раз: «На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы. Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде». 2Кор.10:7-8.               
               
                И мне не стыдно хвалиться действием Духа Божьего, действующего в моём духе/сознании.      
               
               


Рецензии
Екатерина, прочёл у вас на страничке " 1-18. Здравомыслие и логика"
Очень хорошо, полезная статья и хорошо написано, жму "Зелёную", рад буду читать и изучать вас, беру в избранные.
Вот увидел в этой статье строки, которые по смыслу переплетаются с нашим диалогам.
Ваше- "Перерождается человек только под действием Духа Божьего. Для Бога в нас значим "внутренний человек" = ЛИЧНОСТЬ. А "плотской человек" - это телесно-психическая форма, способная приноравливаться к обстоятельствам. Здесь мы сходны с высокоразвитыми животными".
Хотел бы остановиться на первой части этой фразы: "Перерождается человек только под действием Духа Божьего".
Вопрос, почему перерождается человек только под действием Духа Божьего? В силу и о силе Духа Божьего я не сомневаюсь, а вот как быть с выражением: Под лежащий камень вода не побежит.
Что значит выражение под лежачий камень вода не течет?
Она означает то, что если человек не будет что-либо предпринимать для достижения своих целей, то ничего и не произойдет. Цель сама себя не достигнет, а мечты превратятся в грезы. Эта пословица служит человеку некоей мотивацией, напоминанием о том, что без деятельности не будет и результата.

Вот на примере Павла Корчагина, который в Бога не веровал, но какие тогда духовные силы заставляли его бороться за жизнь и всего себя отдать людям, как "Данко" — персонаж третьей части рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль», пожертвовавший собой и спасший свой народ с помощью горящего ...

С уважением, Николай С.

Николай Скороход   07.07.2022 15:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.