В магическом кругу фонарном ч. I гл. 4

Глава 4. Лапландия.


Лапландия была совсем рядом. Внук Коленька скатывался на "плюшке" со склона в Буграх, словно он сидел на шее гуся Мартина. И белые крылья овражных сугробов уносили его вместе с птицей,планирующей над поросшей лесом горой, рекой,аркой Нового моста, кристаллическим городом на другом берегу. Ухватившись за птичью холку Внук видел замёрзшее русло Оби , дымные полыньи у перемычки, перемалывающей лопастями турбин ГЭС древние алтайские легенды, казачьи баллады времён Ермака, разбойничьи песни и эпос кандального Московского тракта.

Неутомимый гусь Мартин уносил Нильса к развилке Бии и Катуни - и это уже был не мой внук, а я сам. Под крылом проплывали шерстисто-зелёные склоны Алтайских гор. Казачьей саблей в ножнах крутых склонов сверкало озеро Алтын Кёль. И внук  летел на своей плюшке со склона, чтобы выехать на каток с Новогодней ёлкой посредине. Шаманским бубном этот очищенный от снега круг звенел и вибрировал под ногами наших коньков. Воображая себя шаманкой, моя жена Алиса кружилась , разбросив руки и крича:" О великие духи Алтая Эрлик и Ульгень! Дайте мне радости!"
И моя похожая на Скифскую Принцессу , выросшая Скрипачка Юленька, вставляла ключ зажигания в скважину "замка" на панели её "японки"-и отворяла двери в последнюю часть симфонии. Той , в которой, она выпускница консерватории, сидя в оркестровой яме, вплетала  голос своей скрипки в переливы арфы Тангейзера. И из- под её смычка вытекала пустынная зимняя дорога. И купленная на зарплату оркестрантки  театра Оперы и Балета "Тойота Свифт" уносила нас, лилипутов, от Телецкого озера по туннелю темноты, обросшему заснеженными пихтами и кедрачами в сторону гулливероподобного Турочака, над которым старинным замком, сложенным из ещё более древних "каменных баб" бал-балов нависала скала. И мы выстреливались  из шахтной темноты в сторону до того маячившей светом в конце бесконечной трубы полной Луны.
 
 Я листал фотки и прокручивал видео на "ноуте", как бывало -отснятый материал в монтажной аппаратной во время съемок фильма "Военнопленные лагеря №199" и все это вместе с моими командировками в Германию и службой мальчишкой в ГСВГ складывалось в один грандиозный сюжет...

... А пока я вытаскивал из кладовки мешок Санты, надевал ошейник с поводком на шею моего русского спаниэля, спускался с четвёртого этажа десятиэтажки,  усаживал на салазки мою Скрипачку в обнимку с запертой в футляре музыкой,  - и медленно в гору поднимающейся лошадкой отправлялся в Бугринку. За "домиком Элли" музыкалки ближе к опушке берёзовой рощи в ряду погребов торчал из снега капитанской рубкой творила и перископом продуха мой погреб. И пока длились урок по специальности и сольфеджио( а потом ещё предстояло и занятие сводного детского хора), я спускался по перелдинам лесенки на полторы октавы вниз, чтобы оказаться  в левиофановом чреве моего овощехранилища.Россыпь картофелин, торпеды кабачков, банки с "долларами" огурцов...Подобно гидроакустику я улавливал сквозь вибрации мёрзлой земли  пение детских голосов - хор музыкальной школы репетировал к Новому году "Джингл бэлс" , "Сайли найт" и нашу родную "Елочку", срубленную под самый корешок мужичком -недораскулаченным хозяином дровенек и лошадки. Набрав в мешок картошки(её мы выращивали на оставшемся от снесённого дедова дома, но ещё не застроенного наступающим жилмассивом огороде, поглощённой мегаполисом деревни Бугры ), я стал составлять в сумку банки с огурцами, варением , прихватил и кабачок с кочаном. В погребе было тепло , сыро и светло от карманного фонаря. К тому же в творило светила Луна. И спаниэль, поскуливая, торчал своей ушастой головой на её фоне, заглядывая в погреб. Вдруг откуда-то донеслась мелодия губной гармошки. Пёс взвизгнул - и завыл, как воют на Луну голодные волки.
 
Я толкнулся плечом в стену, из-за которой доносились звуки "Лили Марлен". Губная гармоника бодрилась и плакала одновременно. Стена подалась-и отворился люк отсека подводной лодки. Я ввалился в него прямо с придерживаемым правой рукой мешком на левом плече и сумкой -в правой.
-О! Санта! Наш милый санта-встретил меня веселый подводник с серебристой  , сжимающей когтями растопыренного краба, чайкой на чёрной пилотке.
  Отражаясь в боку стоящей на столике бутылки шампанского, я увидел себя: окладистая белая борода, отороченный пушисто-белоснежной каймой колпачок, со свалившейся набок, увенчанной  "заячим хвостиком" макушкой.
-Давай, давай свои подарки, Санта!-дружно орали уже подвыпившие подводники.
Сняв  с плеча мешок, я запустил в него руку.
 И вместо картофелины вынул оранжевый апельсин. Дальше пошли -груши, мандарины, яблоки,грейпфрукты, авакадо...
-Ещё, еще!Какой щедрый Санта! -орали моряки-подводники.
Сунув руку в мешок в очередной раз, я вынул  человеческий череп. Да и в руках весело поглощавших витамины подводников оказались куски мёрзлой человечины.
 Пока их полоскало и выворачивало, я кинулся к перископу. Прильнув к окулярам -вместо океанических валов я увидел заснеженную степь  бугрящуюся брустверами окопов. Никто никуда не бежал. И никто никого не атаковал. Догорал въехавший в воронку , поникший дулом на полшестого танк.
- Так вот он что нам принёс этот старикашка в своих мешках! -выхватил разъярённый подводник из сумы оторвавшийся от кочана капустный лист, но то был уже не лист, а плакат окопной агитации: заледеневший Фриц со свисающей с носа сосулькой сидел со спущенными штанами в позе "Ганс на стульчАке".Из его задницы тек потоком окопной болезни убористый текст: "Поёт в столярке циркулярка,фельдфебель пишет циркуляр,а на конверт почтовый - марка,на ней неистовый фигляр.Он вытянул над нами руку,
чтобы вести нас на Восток,а я вот отморозил сраку-и шарю нужный мне листок.
Я подотрусь, наверно, этим-вот он-на нём -его портрет,как той зимой и этим летом,
и друг мой им же подотрёт.Я не боюсь уже гестапо и черепов ваффен СС,-
Нам дальше до Берлина драпать через дремучий русский лес.И сгорбленнее Гуинплена-
тащить нам этот тяжкий крест,не рыцарский!-военнопленных-за Бабий Яр, Освенцим, Брест.Бетона и асфальта тонны-грустней мелодии альтА,анафемой на шлем тевтона
нам в наказанье-от винта!То вам не «лялечки» Люфтваффе,то вам не девочки -в кофейне. Торосы снежные, как вафли,- ни папиросочки трофейной.Нас здесь не закопают даже.Кто мы? Пришельцы? Монстры?Гости? Давай скрипач, валяй "Адажио"!*-
источат мыши наши кости.Глаза нам выклюют вороны,кишки нам выгрызет волчица,
Фельдфебель пишет похоронки-Или мне это только снится?И в перемёрзшую чернилку,
он  тычет острое перо,чтобы подбросить мяса волку и снова накормить ворон.
И список для мобилизации строгает, как гробы столЯр,пока на марке, друг Горацио,
ещё кривляется фигляр."

- Ах ты, сволочь белобородая! Такое притащить! Паникёр -агитатор!Разложенец боевого духа! Многоженец на снегурочках-дурочках! В торпеду его, камрады! Или чему не рады!
 
Ухватив меня под микитки-тут же утолкали в имитирующий торпеду гроб(пока тащили меня брыкающегося, мне почему-то показалось, что я - раскулаченный за два коня без хомутов мой дед -отпрыск столыпинских переселенцев, а подводники- чёрнотужурочные энкавэдэшники).Командовал бандит-капитан с пиратской нашлёпкой на глазу с чёрной банданой на голове и вороной на плече.Чуть не поотшибав  пальцы моих сопротивляющихся рук, мариманы захлопнули створки гроба-торпеды. Раз, два,три-и  металлическая барракуда уже пахала непроглядную черноту, пробив чернозёмную скорлупу она устремилась к Сияющей Селене. Под боком я чувствовал тепло моего скулящего пса. И это как -то успокаивало. Четыре, пять, шесть-и мы с Портосом шлепнулись на лунную поверхность.
 
 Делая первые шаги в стесняющем движения скафандре, я обнаружил рядом и облачённого в одеяния астронавта моего спаниэля.Он вилял обрубком купированного хвоста, для которого был предусмотрительно сшит аппендикс вроде большого пальца на рукавице. Но мешка, сумки с двух- и трёхлитровыми банками -след простыл. Одна из банок,как видно опустошенная на закусь подводниками, правда, была приспособлена под собачий шлемофон. Но мне во что бы-то ни стало надо было доставить домой, где уже мерцала гирляндами новогодняя елка, - картофель и  соленья с вареньями. Да и дочь Скрипачку тоже. Я взобрался на край кратера и увидел, что в него вставлена огромная линза-сквозь неё я узрел и хлопотунью Алису, нарезающую на кухне ингредиенты к салату оливье.  Приготовление праздничного ужина-в разгаре, а я потерял мешок с картошкой и банку с солёными огурцами!Запеленговал я благодаря чудо-линзе и дочь, всё ещё поющую в верхнем ярусе сводного детского хора. До меня донеслись волны песенки про то, как холодно зимой в лесу елочке и как мы взяли её домой , срубив разлюбезную под самый корешок, чтобы она принесла нам много -много радости.

Скатившись со склона кратера на пятой точке я треснулся лбом о фонарный столб. На нём телепался звёздно-полосатый. Шепард и Армстронг, собирали образцы лунного грунта. Обнаружив на обратной стороне кратера наш посадочный модуль и маячащих в иллюминаторах командного отсека тебя и Курта, астронавты принялись швырять в вашу сторону серыми булыжниками. Почему -то хулиганов оказалось не два, а куда больше. В мегафонах шлемофона сквозь голоса детского хора раздавался заливистый собачий лай. Слышались крики: «Нацистка! Вон с Луны!» Спаниэль пытался ухватить зубами за штанину скафандра одного из нападавших, но ему это не удавалось из-за нахлобученной на голову трёхлитровой банки. По причине невесомости булыжники зависали в вакууме - и не достигая цели, падали вниз, взметая столбики пыли. Учащённо дыша, я лез по лесенке лунного модуля к люку шлюзового отсека. Курт уже начинал предстартовый отчет и в шлемофоне звучало: один, два, три , четыре...
 
 Я несколько раз нажал на кнопку погасшего ручного фонарика -и снова очутился в погребе.
-Пап! Ты чо так долго! У меня уже давно кончились и специальность, и сольфеджио, и хор ! Я думала ты сквозь землю провалился! - продолжала петь теперь уже на мелодию "Ночь тиха , Ночь светла!" -моя Скрипачка Юленька, стоя  на утоптанном снегу возле  творила. Ей подвывал спаниэль.
-Как видишь не провалился,- , поторапливаясь, привязывал я к салазкам мешок с картофелем.

С тех пор в окрестностях музыкалки творилась всякая чертовщина. Вечером, когда я отправлялся с шведскими палками уже без моей маленькой Скрипачки, меж дерев блуждали призрачные огоньки, шелестели шорохом лыж о снег-голоса.Здесь на краю леса располагалась база проката зимнего спортивного инвентаря.
 Не обращая внимания на проносящихся мимо лыжников, то из корявого клёна, то из дуплистой, сотрясаемой дятлом берёзы, выходила старуха вековуха и скрипела про то, как в 1948 году, когда ,грузя в эшелоны оставшихся в живых военнопленных -отправляли их домой, целый взвод отказался возвращаться в " унзере Фатерлянд" и, распределившись по дворам вдовых бугринских баб, недозамёрзшие под Сталинградом и недогоревшие в танках на Курской дуге "фрицы" , принося себе много-много радости, копали грядки в огородах, выращивали картошку, строили теплицы, чтобы получить урожай огурцов и помидоров, маршировали с удочками на рыбалку и держали оборону за базарными прилавками, выкладывая на их брустверы -пучки редиса, лука-батуна, укропа и хрена.
 
  А случалось -во время моих променадов с подаренными мне Алисой на пятидесятилетие "шведскими палками" ко мне пристраивался дедок -с лыжными. Это не были пижонские импортные палки с пробковыми ручками выдвигающимися, телскопическими наконечниками и специальными резиновыми насадками для лета, а остриями -для зимы. Это были до боли знакомы по школьным урокам физкультуры-бамбуковые - с алюминиевыми кольцами на сыромятных ремешках , которые болтались-летом, шаркая по земле, речному песку или лужаечной травке. Однажды присоседившись ко мне, дедок с привычкой к строевому шагу уже не отставал , хотя был старше меня лет на 25-30 и по крайней мере годился мне в отцы.

Я сразу признал этого дедка: я покупал у него на базарчике нашего микрорайона пупырчатые огурцы и краснощёкие помидоры. А позже и картошку с капустой, и кабачки,и зелень- по причине образовавшегося на моём , доставшемся по наследству огороде , сначала котлована, затем фундамента, а далее- этаж за этажом - и штурмующих небеса коробчонок новых квартир. К тому времени пришлось и погреб бросить(вскоре погреба со всеми остатками былых легенд заровнял бульдозер -и, флюсом маящегося зубной болью военнопленного  разрастающийся в одну сторону "Сад КИО "Релакс в Буграх"  ощетинился на этом месте противотанковыми ежами аттракционов).
 
Огибая прислушивающуюся к сигналам из Дальнего космоса тарелку заброшенной радиолокационной станции, я переходил по пешеходному мостику , перила которого были увешаны памятными "валентинками" замочков, на другую сторону автомобильного потока -и углублялся в кое -где перемежаемую сосёнками и ёлками берёзовую чащу. Шурша кроссовками по червоному золоту опавшей листвы, которая обваливалась с берёз, словно вагоны с мешками, объвшимися монетами имперского золотого запаса застряли здесь, и по неведению адмирала Колчака сыпались и сыпались под ноги-бери -клади в банк-пускай в оборот. Правда, никто не замечал, что это и есть легендарное "золото Колчака". Спадала летняя тропическая жара, когда в поисках прохлады приходилось выбирать маршрут, раздражая рыбаков и оставляя на песке рубчатые следы кроссовок и ковырки от "переобутых" шведских палок. В это время года особенно глубоко и легко дышалось.
 
 Слыша пыхтение и шуршание подошв сзади , я узнавал тренированного ещё на марш-бросках  гитлерюгенда неуничтожимого пехотинца вермахта.По репортёрской привычке с ходу знакомиться с кем угодно я давно знал его, видимо, не раз и не два проверенную "легенду" военнопленного. "Шульц Гроскопф, ефрейтор ...пехотного полка",-назвался он, как бы рапортуя.Обычно нагнав меня или остановившись, и сделав "кругом марш",если я попадал ему навстречу,он приноравливался к моему шагу,и начинал что-то бубнить про окопные ужасы под Сталинградом, ад на Курской дуге, недоедания, недосыпания и смертях друзей в лагере №199. В ответ я пытался его умиротворить идиллическими сценами службы в ГСВГ. На этот раз он заговорил совсем о другом.
- Маня моя, ласточка, умерла,-говорил он с акцентом, набирая в паузах полные лёгкие запахов прелой листвы.-А мы с ней всё прошли...И как я её, голубушку, любил! Тут мы с ней кормушки для птиц , белок и бурундучков развешивали.Она их кормила, не жалея оторванных от своей пенсии денег. Теперь я в нашей избушке -один и говорят, снесут домик -и придётся мне переселиться в благоустроенную. А я не хочу -в Фателянде - тоже благоустроенные. Те же казармы. А мне в земле  ковыряться надо. Смотреть , как стебелёк в горшке прорастает на подоконнике, когда ещё снег и лютый мроз, а потом зацветает жёлтенькой звездочкой,и вот-  появляется первый шибздик-огурчик, за ним -второй...Пожила бы ещё. Да в литейке порами олова , мышьяка сколько дышала, родная! Местные вон с наших отвалов таскали домой мышьяковистые отходы, дык против мышей -ни капканов , ни котов не надо было. И вот в конце концов ушла на тот свет  и моя мышка. А сколько она нашим ребятам еды перетаскала, одёжи!Ангел! - он хлюпал раскрасневшимся клювастым носом и внезапно переходил на стихи:

Мы на Бугринском Брокене жжём чучело соломенное.
Ну и какого проку в нём?-спроси меня на ломаном.

На русском, брат, германец,славянский то обряд.
Но вот у бабы Мани который день подряд
горит в лампадке  свечка тонюсенокой такой
соломинкой-сердечком огонь -неупокой..

А в бытность комсомолочкой лилось рекою олово.
Теперь вот Богу молится склонив седую голову.
Солдатики, солдатики-к кипящему котлу,
как будто бы вода кипит и ветер гнёт  ветлу.

Не балерины - в пачках, а сменами бессонными
под  жалобы скрипачки сороковой  симфонии.
Солдатик оловянный из окруженья вынесенный,
плыл в лодке деревянной,как в старой сказке  Андерсона.

Все эти звуки заканчивались птичьим чивикианием -и я обнаруживал, что стихотворение наговорил мне словно одетый в шинель мышиного цвета снующий по подёрнутому изумрудом мха стволу берёзы цепкий поползень.

В другой раз, шагая со мной в ногу и размашисто отшвыривая накалывающиеся на наконечники бамбуковых палок пятитысячные банкноты осиновой листвы, он в который раз развивал свои сожаления о том, что в 1944 фигляра с усами -бабочкой пошлого конферанса и мерзким зачёсом на бок не поразили осколки мины, заложенной... И эта крыса снова вылезла из норы свого бункера. А как он убивался по поводу лживо-героической "казни Лиса пустыни!" Он говорил, говорил, запыхавшись, и снова переходил на стихи:

 Все ноты в коме кроме ля ,пиано все - одна лишь форте
 Германия хоронит Роммеля, сам Гитлер в траурном эскорте.
 Какая выправка фельдфебеля!Щека справляясь с нервным тиком
 одутловатее портфеля, в котором уже бомба тикает.

 фельдмаршал мёртв. Конечно жаль его, но на войне, как на войне,
 ещё вчера омлеты жарили на раскалившейся броне,
 ну а сегодня сдали Триполи, в песках увязнувшие танки
 и дула их, как член от триппера,поникли...Жалкие останки.

 Вдова рыдает, сын безмолвствует,чернеют траурные ленты
 молчат политики безмозглые ,ликуют тайные агенты.
 Но к пирамидам рвутся "Тигры", стратегов отвергая скепсис.
 Оркестр да по экрану титры, да след от траков на песке.

И опять он истаивал в дымке осеннего предвечерья. Всё ещё не отключив в своём смартфоне  опцию  "запись" я искал его глазами. Но в глазах рябило от пятен и черточек на бересте. Либо ветеран -пехотинец ушёл вперёд, либо окопался, замаскировался и стал невидим. Словно в подтверждение тому, по поваленному, обросшему копытами трутовиков стволу, цокая, пробежал бурундук с тремя полосками на спинке, будто подтверждение тому, что и на том свете бывают повышения по службе- и из ефрейторов  одной армии можно перекочевать в старшие сержанты-другой.
 В висках ещё продолжали пульсировать чеканные строки. Строфы маршировали , не сбивающим ритма шагом. От такого шага,если не смешать его, рушатся мосты. Впрочем, как от играющей на Скрипке Девочки. Таковы парадоксы резонанса!


Рецензии
Страшно, доходчиво до мозга костей, простым волшебным русским....Чтобы не забывалось, какой ценой достались и Победа, и - поражение! Стихи уникальные, прошитые горем, страданиями и - живучестью персонажей. Роман пишется всё в том, новом неизвестном ранее, ключе....За такое, "спасибо" не говорят, а только поражаются мастерству художника, писателя-романиста.... С Новым Годом, Вас, Юрий Николаевич! И - дальнейшего удивительного! С уважением,

Владимир Тимкин 2   01.01.2022 10:34     Заявить о нарушении
Благодарю за ссылку....Хотя, за это вряд ли благодарят. Но, тут....

Владимир Тимкин 2   01.01.2022 18:34   Заявить о нарушении