Дневник 5

                ДНЕВНИК 5
                З С 5
Закончил и отправил статью о художнике Лопатине. Когда последний раз вычитал написанное и принял окончательное решения больше к правке не возвращаться, почувствовал жуткую усталость. С другой стороны стало вдруг казаться, что все -таки получилось что-то терпимое. Похоже, во мне появилось удовлетворение.  Затеплилась мысль, что я еще хоть чего-то да стою. Что ни говори- работа есть великий лекарь.

            02.03.10 г.

                *     *     *
Позавчера в магазине почувствовал, что у меня сел голос. Хочу сказать погромче и повнятнее, а не получается. Каждый день в чем-то проявляется старость. Я уже не могу ходить так быстро, как это у меня получалось обычно. После прогулки не могу нагнуться. чтобы открыть замок сапога. Просто  наглядно убеждаешься, как ты рассыпаешься на глазах.

                09.03.10

                *     *     *
Умер Петр Иванович Бражина- мой редактор в Петропавлоской районной газете. Его нет уже в живых  почти два месяца. А только что узнал о печальном событии. Стыд мне и позор, что не написал ему письмо при его жизни. А ведь собирался. Да все как-то не мог довести дело до конца.
Петр Иванович покинул наш суетный мир 27 января 2010 года. Его жена- на следующий день. Думаю, их похоронили в один день. Почти по старым русским преданиям. Жили в мире и согласии и умерли в один день.
Сложное это дело- жить в мире и согласии на склоне лет. Умереть в один день- не большая хитрость. Если не накладывать не себя руки. Тут решает судьба. Может прибрать в один миг и того и другого. А может  и далеко разъединить срок кончины супругов.
Мне врезалась в память сцена из кинофильма "Отцы и деть". Старики Базаровы в зимний день идут на  могилу сына. В сцене не произнесено ни единого слова. Но в самой осанке стариков, в бережной согласованности их движения, в бережном поддерживании друг друга чувствуется не только горе родителей, безвременно потерявших своего единственного сына. Есть тут и полное взаимопонимание на склоне лет. И взаимотерпимость. И  нежная забота друг о друге.
Только в реальной жизни к старости наблюдаешь полное охлаждение друг  к другу, отчуждение, неприязнь и сварливость. Былые чувства, доброжелательность друг к другу куда-то пропадают. Остаются нетерпимость и непримиримость. Отсюда и постоянные скандалы к старости.
И старики с ужасом начинают думать: с кем они рядом прожили свою долгую жизнь? С тем ли человеком, который сейчас рядом с ним? Или тогда спутником жизни был совершенно другой человек..
Не думаю, что Петр Иванович Бражина жил со своей женой всю жизнь в мире и согласии. Но смерть случилась почти в один день.

                11.03.10

                *     *     *
В районе началось половодье. В  прежние времена это событие поднимало настроение. На душе становилось весело. Оживала природа, оживал, становился бодрее и ты сам.
Ныне весна не радует. Плохо со здоровьем у жены. На нее свалились все недуги. У себя сегодня утром заметил на левой ноге что- то вроде ссадины. Будто меня ногой протащило по корявой дороге. Снесен целый участок кожи.
На самом деле в ноге полопались мелкие сосуды. Тревожный сигнал. Людям весна приносит душевное и телесное омоложение. А ты еще больше чувствуешь приближение своего конца.
Жена ночью металась Не спал из-за этого и я. В голове назойливо вертелись строки из песни Валентины Толкуновой "Носики- курносики": " Спят мои отчаянные парни, спят мои Титовы и Гагарины, носики-курносики сопят".
Вертелись эти строки не потому, что внезапно поразили. Они помнятся давно. Дело в том, что в прошлый понедельник Валентина Толкунова умерла. Больше думалось об этой замечательной певице. И в голове замкнуло на этих строках. И пришла внезапно  невероятная мысль. Откуда берет начало слово "парни"? Пар-ни. Пар--ни. Мне стало казаться, что это слово берет свое начало от слова "пара". Вырастает, мужает мальчик, созревает до ухаживания за  понравившейся ему девушкой. Он становится вполне подходящим для пары. Вот и мое объяснение слова "парень".
Возможно, это дикость от тягостной бессонницы. А, может, в моем рассуждении  и есть капля здравого смысла? Без этимологической науки тут не разберешься.

                24.03.10

                *     *     *
Главная мировая новость- трагическая гибель президента Польши Леха Качиньского при посадке на Смоленском аэродроме.Погибла целая делегация- 96  человек. Но разговор идет по большей части только о Качиньском и его супруге Марии.
Возможно, это хамство с моей стороны- лезть со своим мнением в это деликатное и щекотливое дело. Но как гласит христианская религия, перед богом все равны. Так почему бы не сделать так, чтобы все 96 гробов стояли в одном помещении? Почему траурная церемония проходит не для всех одинаково, как говорится, не по одному уставу?
Так было бы  честнее и порядочнее. Так было бы более по-христиански.
В связи с этим событием вспомнился  уход из жизни писателя и поэта Константина Симонова. Ведущая фигура советской литературы не выбирала для себя  престижное московское кладбище. Константин Михайлович попросил развеять свой прах на колхозном поле, где он принял свой первый бой в грозном 1941 году. Он захотел покоиться в земле рядом с погибшими в том страшном бою бойцами, рядовыми Красной Армии. Писатель не только не отделялся от рядовых тружеников войны. Он желал покоиться вместе с ними.
Вот это поступок.

             14.04.10

                *     *     *
Сегодня день советской печати. Раньше журналисты чтили этот праздник, истово его отмечали. Теперь, наверное, никто и не помнит.
Да и я сам к печати стал относиться с большой долей презрения. В молодости, когда что-нибудь читал о журнале "Современник" или "Отечественные записки",  у меня складывалось впечатление, что в этих изданиях работали люди, которые душой и телом приросли к  литературе. Они жили ею, искренне радовались каждому новому дарованию, лелеяли молодую поросль.
Сейчас мои убеждения в этом сильно поколебались. Уже второй год благодаря художнику Лопатину у меня какие-то странные отношения с журналом "Подъем". Судя по всему в этом издании такая  обстановка, что в высоком понимании этого слова там настоящей заботы о литературных произведениях, литературных дарованиях нет и в помине.
В свое время Лопатин мне рассказывал, что зав. отделом критики Алексей Бондарев- проклятие всей редакции.  Он ни с кем не ладит и все просто мечтают от него избавиться. Что со временем и случилось. Но при нем и редакторе Голубеве из двух моих статей восторг был по поводу материала о поэте Рубцове. Но в отделе критики сменилось руководство и в номер пошла статья об Иване Николюкине. Она значительно слабее. И у меня закономерно возник вопрос, почему надо печатать слабое. а лучшее отвергать.
Лопатину якобы сказал возвратившийся в журнал с пении поэт Станислав Никулин, что о Рубцове написано слишком много. Читателю он уже надоел. К тому  же Рубцов- поэт не воронежский. А Николюкин истинно наш. Вот и поместили материал о Николюкине.
Недавно мне звонил из Воронежа Александр Голубев. Он теперь заместитель главного редактора. Интересовался одним моментом из статьи о поэте Юрии Бобоне. Разговор Голубев вел очень доброжелательный и я набрался нахальства у него спросить, не мог бы он зайти в отдел поэзии и посмотреть десяток моих стихов не на предмет проталкивания их к публикации, а просто чтобы сказать мне, стоят ли они чего, или это откровенная мерзость.
Голубев замялся, потом как-то неуверенно сказал:
-Я бы, конечно, мог. Но там всем правит Никулин. А от...
И Голубев как-то стыдливо замолчал. У меня сорвалось с языка:
-Я понимаю, у вас там сложная обстановка.
-Именно сложная.
Мысленно я назвал себя последним идиотом. Как  всегда у меня  срывается такое, о чем и думать-то не надо. Но теперь я почти твердо уверен, что в журнале вражда и групповщина. И каждая группа тянет своих, нужных им людей. И тут неважно, насколько высокохудожественно написано произведение.
Такие вот мысли возникли в день советской печати. И я их записал.  Но в последнее время я стал замечать, что и записывать стало нечего. Ни о чем таком серьезном не думается. И записывать неохота. Все мелко, глупо.

              05.05.10

                *     *     *
Я снова ввязался в мелкое и глупое дело. После нескольких дней сомнений  вконец уверился, что зря согласился писать статьи о Бобоне и Лопатине. Судя по всему, материал о Бобоне, возможно, и опубликуют. Вроде, полезное и нужное дело. Но ведь это все газетные мелочи. Чтиво ровно на один день. А я настолько "талантлив", что писались оба материала просто мучительно.
Недавно разговаривал по телефону с Лопатиным. Он с горечью сказал, что статья о нем, вероятнее всего,  опубликована не будет. Ее предварительно планировали в номер журнала, который собирались посвятить Калачеевскому району.
Только руководство нашего района такое идеей не воспламенилось. Глава администрации Котолевский не говорит ни да, ни нет.
Я  предложил Лопатину добиваться публикации в не зависимости от этого тематического номера. Поскольку он явно не получается. На что Лопатин сказал, что члены редакционного коллектива редакции "Подъема" относятся к статье неоднозначно. Одни говорят, что она вполне нормальная. Другие считают, что она носит чисто биографический характер. О его творчестве как художника не сказано почти ничего.
Все абсолютно правильно. Я был на выставке картин художника Лопатина в нашем районе. Но из-за своей слепоты ничего кроме рам не у видел. Как я могу писать о его художественных достоинствах и особенностях?
Словом, все суета сует и всяческая суета. И ничего значительного. Надо бы бросить заниматься этим пустозвонством. Не морочить голову себе и творческим работникам журнала. Хотя они люди деликатные.   Говорят со мной на равных. Но не думаю, что держат меня на равных с собой в действительности.

             13.05.10

                *     *     *
У меня пропала потребность периодически записывать интересные  или сокровенный мысли. Выходит, теряю интерес к окружающей жизни. Вероятно, это закономерный процесс моего старения. Скоро впаду в полную прострацию.
А в последнее время хотелось бы поразмышлять в связи с написанием мной материала об Александре Козинине. Это, несомненно, одаренный человек. Но как его не любят местные художники. Да, как теперь хорошо известно. и на областном уровне.
Лично мне Козинин ничего плохого не сделал. Потому у меня об этом художнике только положительное мнение.  Но почему его так не любят собратья по цеху?
Я сумел убедиться, что Козинин целеустремленный, очень работоспособный и пробивной человек. Во всем этом ничего предосудительного не вижу. Но, возможно. он пробивает свои, несомненно, добротные проекты каким-то нечестным путем?
Но таких фактов у меня нет. Правда, при подготовке полосы в районную газету к 60-летию Козинина я убедился, что он многое о себе держит глубоко за пазухой. Возможно. там и кроется то, что так не любят его товарищи по кисти и мольберту.   

             17.06.10

                *     *     *
Умер  Саша Фоменко. Что-то нынешний год стал погибельным для многих моих родственников и знакомых. Как сужается круг близких людей. Уже не с кем и словом перекинуться. В такие похоронные дни и сам начинаешь остро чувствовать, что с жестокой закономерной неизбежностью и сам выходишь в тираж.

           22.06.10

                *     *     *
Итак, все началось с самого начала. А я-то думал, что после приезда сестры моя половина несколько поуспокоится. Ничуть не бывало. Родная ее сестра ударилась в воспоминания детства. В них моя супруга выглядела весьма неприглядно. В процессе воспоминаний  она попросила сестру прекратить этот разговор. Но та в слезах сказала:
-Нет уж я до конка закончу.
И жестоко, безжалостно завершила свои воспоминания.. В них моя жена выглядела весьма неприглядно.
Я ждал с ужасом жесточайшей истерики. Как только затеялся этот разговор,  я просил Валю-сестру жены- дальше  его не продолжать. Но она, плача сказала:
-Нет уж, я  его закончу.
И закончила. Безжалостно и бескомпромиссно. Видать, за жизнь все
 это настолько наболело, что немедленно требовало все до конца высказать.
Жена ушла в свою спальню. Она не разговаривала ни с кем. Я посоветовал Вале пойти и попросить прощения. ..Со временим их отношения снова стали по-родственному теплыми.
А я для себя сделал вывод, что в определенных ситуациях моя дражайшая супруга умеет держать себя в руках. А вот когда, я скажу:
"Лютое недоверие" или "Мы снова зазвягаемся"- это слишком сильное оскорбление ее благородной нервной системы. Начинаются причитания в  туалете для всего дома: за что ей такие муки?
Слова: "мы снова позвягаемся" и в эмоциональном, и в смысловом значении  одинаковы с фразой: "Мы снова поругаемся". В чем же тут грубость или оскорбление?
Но дело совершенно не в этом. Сестра моей супруги Валентина в сердцах высказала:
-Что ты всеми командуешь!
 Наверное, в этом весь смысл. Виноват только я.  Я живу, как и  жил. Тогда все это вполне удовлетворяло. Теперь требуется что-то другое. Выдвигалось даже желание ходить гулять с ней по улице только под ручку.
Но мы и в молодости так не ходили. А когда пробовали, сами понимали, что со стороны это выглядит смешно из-за разницы в росте и разнице в походке. Да и для демонстрации своих истинных чувств на публику я совершенно не пригоден.
Судя по всему, я вообще непригоден для совместной жизни. Я уже подумывал отбыть в Дом престарелых. Но сын считает, что таким путем я их с матерью опозорю. Да и мне самому так кажется: жизнь в своем конце сложилась так, что жена со мной мучается, а я с женой. И никакого выхода из этих мучений я не нахожу.

             23.06.10

                *     *     *
Вчера был на торжествах по случаю 60-летия Козинина. Редкий светлый день в моей тусклой пенсионной жизни. Одно неудобство- страшенная духота. За столом собрались в основном местные художники. Мужчин знаю всех. Из женского персонала знакома лишь Тамара. К сожалению, фамилию ее не знаю.
Все было легко и бесшабашно. Много пили. Женщины танцевали. Жаль только. что им не оказалось кавалеров. Мужчины либо не умели танцевать, либо не хотели.
Стол был накрыт по высшему разряду. У Козинина куплена такая водка, от которой утром голова не болит. Но все равно какое-то похмельное состояние наблюдается.
Как редко в последние годы у меня случаются такие отдушины в жизни.

                29.06.10   

                *     *     *
После длительного молчания позвонил Лиманкин и сказал, что ему очень понравилась моя статья о Козинине. Что тут скрывать, эта похвала для меня приятна. Сам я считал этот материал средним по качеству написания. Тем более что он не помещался на полосе и его редактор укоротил более чем наполовину. Виноват в этом  я сам. Надо было сначала все основательно просчитать, чтобы не писать лишнего. А я старался написать побольше в надежде, что в редакции смилуются и отведут больше полосы, как раньше обещали. Не снизошли до моих стараний.
 Но оказалось, что и в усеченном виде статья на  Лиманкина произвела впечатление.

               06.07.10

                *     *     *
Сосредоточенности совершенно нет. Сводил все З С в единую папку и окончательно запутался. В результате возникли проблемы с последним материалом. Может, вот так восстановится.?
Жара стоит непереносимая. Возможно, от нее моя рассеянность.

       19.07.10

                *     *     *
Вчера  сын отослал по  электронной почте в редакцию мою статью  к 80-летию районной газеты. Теперь думаю, что сделал это зря. В статье есть сравнение прошлого в журналистике и теперешнего. Я изо всех сил старался, чтобы эта коллизия выглядела вполне невинно и безобидно. Но когда читал статью в последний раз перед отправкой, понял, что мои мысли можно воспринимать и в обидном смысле. Тем более, в последнем  номере редактор выступил с приглашением к читателям присылать поздравления газете в честь юбилея лучшие заслужат похвалы и бесплатной подписки на районку. Все это неприкрыто, нахраписто и предельно откровенно. Редактору нужны похвала его лично и восхваление руководимой им редакции.
В наше время за такое публично бы высекли и носили в зубах многие годы.

                27.07.10

                *     *     *
Высшие создания природы- довольно странные создания. Все без исключения  любят добрых, отзывчивых людей. Но сами таковыми быть не всегда желают. Почему-то чужая подлость выводит из себя. Своя подлость самим собой воспринимается весьма терпимо.

                *     *     *
Вчера ходил в редакцию на застолье по случаю 80- летия газеты. Торжества проходили в ресторане "Милениум". Теперь жалею- зря ходил. Мне и в советское время казались скучными многословные велеречивые выступления с  непомерным восхвалением юбиляров. В почтенном возрасте все это стало просто непереносимым. Досидел до той поры, пока на нашем столе стало нечего пить. Потом встал и пошел вон из зала. Думал  домой пойду пешком. Но обо мне , как всегда, позаботился Юдин. Он попросил редакционного шофера отвезти меня домой.
Сегодня весь день не в своей тарелке. Из выступлений  Королевского и Шулекина стало понятно, что эти первые люди района конкурируют друг с другом. Мне симпатично то, что за меня вступился Шулекина В выступление Котолевского обо мне не было  сказано ни единого слова.
Впрочем, меня  это и не волновало.

          01.09.10

                *     *     *
Узнал, что у бывшего директора книжного  магазина Лидии Трифоновны Сухарниковой внезапно умер сын. С горечью подумалось: редко кого судьба не терзает горестным испытанием. У коллеги по редакции Оли Полевской случился инсульт у дочери Наташи. Перенесла инсульт бывший ответственный секретарь редакции Анна Федосеевна.
Все-таки жестоко устроен мир. Почти ни у кого не получается прожить свой век спокойной, достойной уравновешенной жизнью. Ко всем нежданно, вероломно и жестоко приходит страшное горе. И его надо достойно перенести. Такова судьба человеческая.

           14.09.10

                *     *     *
Времена  стали ныне циничными до беспредела. Только что  сняли с должности мэра Москвы Лужкова как утратившего доверие президента. Все в указе сформулировано предельно четко, без обиняков. Ничего не следует добавлять. Так нет же. В день обнародования указа выступила пресс-секретарь президента Медведева  Тимакова и сделала нашу высшую власть карикатурно смешной.
Оказывается, Лужкову предлагали написать заявление об уходе по собственному желанию. Тогда его проводили бы с должности с почетом и предложили другую престижную работу. Как говорится, ушел бы со славой. Но Лужков наотрез отказался уходить с должности добровольно. В результате- "как утративший доверие президента".
Так кто же теперь Лужков в общественном восприятии? Подлец, проходимец, наживший с женой миллиарды долларов разными махинациям? Или достойный чиновник, не пожелавший послушно выполнить волю высших сановников? Вот теперь и гадай, разбирайся.
А все предельно просто. Судя по этому событию в верхах меньше всего заботятся о справедливости  и приличии в разрешен кадровых перемещений. Там идет клановая борьба за дележ общественного богатства. Попал в струю, угодил верхам- ты замечательный руководитель и умелый хозяйственник. Заартачился или просчитался в угадывании настроения высшего сановника- и ты отъявленный негодяй.
Впрочем, нынешние заявления о том. что Лужков- откровенный хапуга, в нашей стране  далеко не секрет. Так почему верхи все это так долго не замечали?

                29.09.10

                *     *     *
Вот и пришло время, когда нет возможности поразмышлять над событиями, самим собой, собственной жизнью. Полоса неудач и неурядиц не прекращается. Только к концу жизни и наконец понял, что в нашей семье ни любви, ни преданности , ни элементарного  уважения друг к другу. Сплошные амбиции. и обиды друг на друга.
В свое время у моей жены была расхожая фраза: "Можно подумать...". Так вот можно подумать, что она родилась и жила изнеженно в потомственной аристократической семье, а не в семье грубого и неотесанного колхозника, где были всего одна миска и одна кружка на всех.
Ко мне отношение жены и сына не как на главу семьи или хотя бы равноправного его члена, а как никчемного, незначительного, ничтожного человека. В последнее время не помню, чтобы мое мнение хотя бы частично бралось во внимание. Смотрят не меня так, будто я смолол  дремучую чушь. Думаю. терпят меня не как близкого человека. а как получателя самой большой в нашей семье пенсии.
Последний случай был особенно безобразен. Утром 7 ноября жена сама отпустила меня из больницы домой. Сказала, можно немного выпить. Только не напиваться. Я вместе с женой около двадцати дней лежал в хирургическом отделении больницы. Ей дважды делали операцию по удалению печени.  Первая чем-то хирургам не далась. Жене становилось все хуже. Замечал это только я один. Хирург был настроен на выписку. Все, мол, идет прекрасно.
Потом, когда и ему наконец стало очевидно, что дело неладно, сделали вторую. Слабой здоровьем жене все это далось очень трудно. В те  дни она ко мне относилась терпимо.
Но вечером 7 ноября, когда мы с сыном приехали в больницу при всех больных палаты она распоясалась до неприличия. Возражать ей просто бесполезно. Это мной давно усвоено. А она внешне спокойно говорила, ;то я ее сильно обидел. Что впредь меня домой отпускать нельзя. Это намек, что я сильно пьян, хотя таковым я себя не чувствовал.
В общем она затеяла все это, на мой взгляд, только затем, чтобы показать всем больным палаты мое ничтожество. Те частенько говорили жене, что она вредная. а я, ее муж, просто чудо. Вот чудо и разыгралось. Только безобразное.
Не знаю, как теперь она себя чувствует в палате, я- дома просто прескверно.
У сына тоже прорвалось то, что он о нас думает. Он сказал, что мы оба старые идиоты.
Это его отношение к родителям, о которых  он по старой русской традиции должен заботиться в старости.

                08.11.10

                *     *     *
Я все реже размышляю  о жизни на бумаге. То не получается, то просто не хочется. Всему причина- мой возраст и многочисленные житейские невзгоды. Последнее событие- трудная операция жены особенно меня доконало. Я стал замечать, что при ходьбе мне стало трудно держать равновесие. При ходьбе на подъем я еле двигал ногами.
Это мои впечатления о собственном самочувствии. А вот что обо мне говорили больные в хирургическом отделении. "Он и сам может свалиться". Это говорили мужчины из соседней палаты. Мнение женщин из палаты жены, где я дежурил круглыми сутками, примерно такое же.
Есть мнение, что здоровые люди не замечают своего старения. Такое часто приходится слышать от артистов, выступающих по телевидению в дни своего рождения.
Я же с удивлением замечаю в себе то, что раньше мне бросалось в глаза у других. Помнится, меня удивляла походка редактора Брехова и директора типографии Семина. Они делали шаг с предельной осторожностью. Бережно выбирали место, куда поставить ногу. Потом и я стал таким же из-за своей слепоты.
Совсем недавно я смотрел на соседа Вакулина, идущего на подъем. Он сгибался при этом в три погибели. Я замечал такое и приписывал все  это расхлябанности Вакулина. Но после дежурства в больнице и сам стал сгибаться в три погибели на подъеме. И тут  с горечью осознал, что человек так сгибается потому, что поднимается на подъем из последних сил.

         23.12.10


                *     *     *
Я не смотрю современные сериалы. Поскольку ими не интересуюсь. Но сериалы смотрит жена. Из-за ее плохого слуха она включает звук почти на полную мощность. Поэтому я невольно становлюсь, если не ухожу на улицу, вынужденным слушателем разворачивающихся в сериале событий.
Невольно слушаешь. И невольно делаешь определенные выводы из содержания фильма. Думаю, вряд ли кто возьмется утверждать, что в этих бесконечных мыльных операх есть художественная ценность. Но нужные нынешнему строю идеи закладываются в
эту откровенную дребедень несомненно. Уже в нескольких сериалах я обратил внимание на характеры героев. Помнится, в одном из них, ??? ????? "???????? ????", они в нескольких сериях преподносятся  закоренелыми негодяями, на которых и пробы негде ставить. Потом в силу определенных причин,  а иногда и беспричинно эти герои вдруг совершенно преображаются. На них просто не нарадуешься. Серьезному аналитику психологические обоснования таких метаморфоз  поепжктся надуманными, притянутыми за уши. А невзыскательному зрителю не до раздумий. От радуется, что, несмотря на нечеловеческие испытания, главный герой фильма наконец обретает счастье.
Где уж тут думать о том что человек, совсем недавно шедший на убийство, причем неоднократно шедший, вдруг становится райской пташечкой.
Для советских фильмов такое преображение без серьезных на то причин было совершенно неприемлемо. В них доминировал непременный закон морали. Каждый должен нести ответственность за свои поступки. ; ;;;;  попасть в такую экстремальную ситуацию, чтобы потерять контроль над собой.. А если уж ты совершил страшный проступок, поступил подло в отношении к окружающим, , вряд ли попадешь с немытым рылом в калашный ряд. За каждый скверный и тяжкий проступок герой обязательно должен быть наказан. И тут не всегда требовалось уголовное наказание. Иногда потеря близких людей, которые отворачиваются от подлеца, моральные душевные мучения  падшего бывают страшнее самой суровой тюрьмы.
Советские авторы по большей части следовали великому Достоевскому, который так талантливо, правдиво и убедительно изобразил нравственный суд над собой в романе "Преступление и наказание." Строгий реалист Федор Михайлович не избавил своего героя от уголовного наказания. Но гораздо страшнее суд в  душе над самим собой.
Примерно такой же вариант наблюдается и в сериале "Обручальное кольцо".Правда, тут есть попытка хоть как-то причинно обосновать негативные поступки героев. По мнению авторов сценария, героев побуждает быть злодеями сама суровая жизнь. В житейских коллизиях часто бывает так, что у героев просто не остается выбора, кроме как пойти на подлость или уголовное преступление. Им деться некуда. А так они остаются нормальными людьми и у общества нет никаких веских основания вершить над ними суд.
Поражает и такая странность в сериалах. Главные герои почему-то не видят очевидное. Трудно представить, как оценивают режиссер и сценарист их умственные способность. Но в окружающем мире они полные слепцы.

Странное в них и их отношение к подлости от близких или хорошо знакомых людей. Сколько существует человечество, за такие поступки либо мстят, либо по христианской нравственности подлость прощают

, дабы всеми силами воздействовать на негодяя и поставить его на истинно нр авственный путь.
 Если подлец  коренным образом не исправляется, его предают анафеме.
В современных сериалах христианское всепрощение просто не знает границ. Создается впечатление, что авторы сериалов что-то слышали о христианском всепрощени?, но разобраться в сути дела не удосужились.
Поговаривают, что нынешние сценаристы сериалов берут добротные романы из классики и делают с него ремейк, осовременив  события и приблизив их к нашей российской действительности. Как бы там ни было, но в отвратительных в художественном плане  творениях просматривается отвратительная, омерзительная, страшная хищная физиономия современного капитализма.



Возможно, этот обличительный  настрой против современной буржуазии и взят из достопочтенной классики. Что-то мне не кажется, что сценаристы и режиссеры так уж настроены резко критиковать существующий в России строй.
По крайней мере, у меня намерение говорить не  об этом. Меня тянет разобраться не в социальных, а в нравственных аспектах. Конечно, коммунистическая нетерпимость к подлости и злодейству, нарушениям нравственных норм жизни порой была слишком прямолинейна и бескомпромиссна. .Возможно,  все эти деликатные проблемы следовало бы решать всесторонне и погибче. Но то, что происходит сейчас в "мыльных операх"- проблемы совершенно другого плана. Мне кажется, что люди, создающие эти бесконечные ленты, ставят перед собой цель размыть, дискредитировать традиционно русские нравственные принципы. Взять двух героинь-антиподов в сериале "Обручальное кольцо"-  Настю и Олю. Одна несет в себе, по мнению авторов фильма, высокие нравственные идеалы, вторая- откровенная сволочь, на имени которой и пробы ставить негде. Обе за короткий промежуток жизни имели столько узаконенных мужей, сожителей, случайных любовников, что их просто трудно подсчитать. Причем это легкомыслие в интимной жизни преподносится нам как нечто вполне естественное. Все  это в порядке вещей.
Главная героиня Настя, которые на протяжение длительного времени постоянно попадает впросак, не делает из своих горьких уроков никаких выводов. Недавно рассказывали по телевидению про хомячка, который выскользнул из стеклянной банки и устроился в пылесосе. На беду хомяка хозяева его бегства не заметили и включили пылесос в работу.  Хомячка основательно порвало. Его с трудом вернули к жизни. Хомяк по-прежнему живет у хозяев, но смертельно боится, когда работает пылесос.
В отличие от животных нынешние герои "мыльных опер" из своих неудач никаких выводов не делают. Та же Настя многократно наступала на одни и те же грабли. Но каждый раз упрямо, наперекор всем увещеванием лезла в очередную петлю. Такое необъяснимое упрямство не красит главного героя, а говорит о его умственной ограниченности.
Приходилось слышать отзывы, что некоторым зрителям главная героиня не нравится. Высказывалось неодобрение ее поступкам. Все это действительно выглядит довольно странно. Издавна в народе говорят: жизнь учит. Настю она ничему не научила.
Каждая серия начинается неизменно: Настя куда-то целеустремленно рвется, расталкивая всех людей, которые ее в жизни окружали или окружают. Единственно удачная деталь в фильме. Настя устремлена, только цель ее неизменно остается недостижимой. Эта непосильное стремление прорваться к цели заканчивается душевным надломом. Сначала упрямое стремление родить ребенка от своего насильника, потом нежелание его иметь своим сыном, передача новорожденного у чужие руки, потом поиски его возврат- все это приводит Настю к психическому надлому.
Сериал убеждает зрителя, что эта женщина не уникальна. Почти такой же и ее бывший любимый врач Игорь. С самого начала сериала он все лезет на рожон. Что это знамение времени? Тогда это очень тревожное знамение. Как и отношения людей в современном мире, представленный нам в "Обручальном кольце".
С удивлением замечаешь, что герои фильма постоянно врут. Врут люди подлые, с полным отсутствием элементарных моральных качеств. Врут люди вполне добропорядочные, нисколько при    этом не страдая приступами совестливости и раскаяния. Ложь, оказывается стало вполне приемлемой нормой жизни.
Постоянное коварство, шантаж, подножки, клевета друг на друга. И еще постоянные убийства. Причем их организуют люди обстоятельные, солидные и широко известные бизнесмены. Если жизнь такая, какой ее представляют в современных сериалах, жить просто не хочется.

      05.02.11- 20.4.11

                *     *     *.

              10.02.11

                *      *     *
Скандально известный деятель кинематографа Никита Михалков недавно заявил примерно следующее: Для  слабого человека важно то, что о нем думают окружающие. Для сильного важно то, что он думает об окружающих.
Не знаю, как оценивает сказанное сам высокий чин в российском кино, для меня это изречение имеет ужасный смысл. Что-то подобное было в идеологии фашизма.
Никита Михалков по праву считается одним из самых талантливых кинематографистов страны. И тут не поспоришь. Одаренный в этом виде искусства человек.
Только по характеру и нравственным качествам просто отвратителен. Выходит, совместимы гений и злодейство.

                4.5.11

                *     *     *
Вчера разговаривал по телефону с Лопатиным. Он звонил мне от Козинина. Лопатин ехал на поминки сестры в Новую Криушу. Иван Емельянович был возбужден дорогой и поэтому расспросить его пообстоятельней не получилось. В основном говорил только он. Из его слов узнал, что статьи о нем и Козинине будут непременно напечатаны несмотря на противодействие некоторых сотрудников журнала "Подъем". Такое обещание дал Лопатину главный редактор журнала.
Я к этому известию отнесся флегматично. Очень уж надоели все хлопоты по их написанию, дополнениям и подгонкам и прочие хлопоты с их отправкой в журнал. Мое самолюбие от этой новости не взыграло.
Первая публикация в журнале была приятным сюрпризом. Теперь от этого никаких эмоций. Гонорар, судя по всему, они мне платить не собираются.

              14.05.11

                *     *     *
Не надо поддаваться иллюзиям. Я же перед этим соблазном не устоял. Последние несколько недель прошли в мире и согласии. Мне уже стало казаться, что наша жизнь перешла на спокойные рельсы.
Не тут-то было. Снова истерика на вест дом. И снова я виноват по всем статьям. Такие сцены я уже не могу переносить. Снова дала о себе знать сильная аритмия. Снова захотелось в дом престарелых. Там тоже далеко не мед. Но хотя бы истерик тебе не закатывают. И там я наверняка поскорее  приберусь. Я от всего, что в моей жизни теперь происходит, устал безмерно.

                23.05.11

                *     *     *
В последние дни я много думаю о публикации моих статей в журнале "Подъем". Наверное, это от того, что я наконец получил мизерный гонорар за них и уже выпил одну бутылку из этих денег.
Правда, я выпивал не в честь получения гонорара, а по случаю дней рождения моего сына Жени и внука Димы. Они появились на свет 2 и 3 июня.
Но я вдруг начал понимать, что эти публикации не бог весть какое событие. Прочтут их совсем немногие. А те, кто прочтет, тут же и забудут. Воспоминания о малоизвестных, а еще вернее, совершенно не известных поэтах не произведут на редких читателей впечатление.
К тому же в статья только воспоминания и практически нет анализа их творчества, индивидуального почерка Николюкина и Бобони.
В таких случаях говорят: уж лучше не высовываться. У меня сложилось впечатление, что фраза: "Нам все очень понравилось" в коллективе редакции привычно расхожая. Привычный редакционный штамп.

                3.6.11

                *     *     *
Перечитал несколько своих стихотворений. И снова ощущение, что все это совершенно непригодно. Как-то странно у меня получается. Иной раз перечитываешь написанное и кажется, что оно вполне удобоваримо. В другой раз- отвратительно и неприемлемо. Так, пустая трата времени. С мозгами дело не в порядке- вот и маюсь рифмоплетством.

             14.06.11
                *     *     *
В свое время я настороженно воспринимал слова Михаила Евдокимовича Ткачева о том, что он, увидев понравившийся ему пей+аж, совершенно не обдумывал композиционных планов. Он стремился быстрее  отразить запавшее в душу на полотне. Потом формировалась и композиция и детали, отражающие нюансы  воплощенной темы.
На днях услышал телепередачу о французском художнике- импрессионисте Камиле Коро. Оказалось, что он работал именно так, как и наш Евдокимович.

                21.06.11

                *     *     *
Вчера посмотрел передачу "ЖКХ- потрошитель".  Стало просто страшно жить. Журналисты вскрыли, насколько бессовестно и алчно обдирают нас коммунальные службы. Ныне этому новое название: управляющие кампании. Оказывается эти, в советское время люди, сдирают с нас последнюю шкуру.
Невол7но вспомнились последние дни властвования над страной Горбачева. Помнится, тогдашние журналисты закатили мощную истерику- поймали шофера председателя облисполкома, кажется, Днепропетровского, который вез домой своему начальнику два килограмма мяса. Шум был такой, что председателю облисполкома срочно пришлось уйти с работы. Пресса  исходила на  слюну от негодования по поводу расхищения социалистической собственности.
Да. тогда было время исчезновения многих продуктов с прилавков магазинов. Но украл-то человек всего  два килограмма мяса. Сегодня такое и за кражу никто не считает. Теперь крадут, как явствует из передачи миллиардами рублей. И по  этому случаю всего одна передача. И никакого шума в прессе. И никто с работы по этим разоблачениям не уходит. Никого не сажают в тюрьму.
О, времена, о, нравы!

                26. 6.11

                *     *     *
В моей жизни совершенно ничего не меняется. Только наладятся отношения с женой. И тут же новый скандал. Практически ни на чем. К старости у жены появились повышенные ко мне требования. Если несколько утрированно представить картину, я должен каждую минуту петь для нее что-то вроде "В сиянье ночи лунной тебя я увидал"
Не мог этого делать в молодости. Не могу тем белее на закате жизни. Быть шутом, как говорил в свое время Ломоносов. а потом повторил и Пушкин, ни при каких обстоятельствах не желаю.
Вот и живем уже несколько дней в полном молчании. Зато из моего рта не вылетают жабы. Я ведь, по мнению моей супруги, нормальным языком совсем разучился говорить. Выдаю только грубости.

              28.7.11

                *     *     *
                *     *     *
На днях позвонил после долгого перерыва сын и сказал, что разошелся со второй женой. За последние годы ни одной хорошей новости. Вот они прелести старости.

                10.08.11

                *     *     *
Жизнь все такая же, отношения все те же. И никаких перемен. От такой серости и безысходности совсем опустились руки. Ничего не хочется делать. Полное отупение.

                16.08.11


                *     *     *
 Средства массовой информации вовсю трубят о двадцатой годовщине путча 1991 года. В связи с этим печальным событием лично мне очень хотелось бы узнать, как спится Горбачеву?  Отвечая на вопрос журналистов, он сказал примерно следующее: я счастлив. А может, я ошибаюсь?
Очень скользкий человек даже в таких вещах               

             19.08.11

                *     *     *
Бесцельно взял в руки сборник стихов советских поэтов на сельские темы.  Открыл наугад. Попался Николай Тряпкин. Прочитал два стихотворения и поразился: насколько необычно использует поэт эпитеты. Показалось, манерно. А, может, я сильно закомплексован на привычных устойчивых штампах и не способен воспринимать мысль, изложенную необычно и свежо?
Мне много приходилось слышать, что Тряпкин- поэт талантливый, необычный, оригинальный. Несколько раз принимался читать в разные годы и разные периоды своей жизни. Но почему-то тряпкинское мной воспринимается не ахти как. Вернее, совсем не воспринимается.
Считаю, что люблю поэзию. Но, вероятно, не все в ней понимаю. Помнится, подарил мне Лопатин сборник стихов Виктора Костенко. Иван Емельянович очень хвалил, а я никак не мог вникнуть. Потом наконец вчитался. И пришло прозрение- Костенко поэт действительно одаренный.
Наверное, есть люди, которые слету понимают, какие стихи очень хороши, а какие ни к черту не годятся. К сожалению, я к таким не отношусь.

               25.08.11

                *     *     *
Скоро моей сестре Елене Кузьминичне 80 лет. Жена надоумила меня написать стихи к юбилейной дате. Сначала отказался. Сестра к стихам никогда не испытывала тяги. Так что будет совершенно пустая трата времени. Но потом как-то потянуло к компьютеру. Написал уже до десятка строф. Но ломаю голову над рифмами, поиском нужного смысла, и вижу- все это не то, что нужно. Появляется желание начатое бросить и начать что-то совершено другое.
Но прежде чем начать, надо сформировать основную мысль, о чем надо говорить в рифмованных строчках. А яркой мысли в голове не находится.
В семье тоже все неладно. С женой мы к старости стали почти чужими людьми. Тяжко так жить на белом свете.

                07.09.11

                *     *     *
Только что позвонил Юдин и сказал, что умер Женя Москаленко, Обширный инфаркт. Настроение ужасное. Все уже круг, с кем работал в редакции многие годы. Что поделаешь. Все мы на выданье.

               12.09.11

                *     *     *
Ну вот наконец все и прояснилось. Путин собирается возвратиться в президенты, Медведев- занять пост премьер-министра. Стало предельно очевидно, что мои предположения оказались бредом сивой кобылы. Примерно года два назад я предполагал, что Владимир Владимирович осчастливит нас восхождением на царский трон. Нет, он оказался вполне современным человеком, уверенным в себе и своем будущем. Он спокойно, не дергаясь и не мечась, выждал положенный срок и в положенное время обнародовал свои притязания на президентское кресло.
Сами по себе его устремления- ни для кого не сенсация. Удивляет то, как смог удержать этот человек нашу российскую государственную машину в полном себе послушании. Как получилось, что у Медведева за время его президентства не появилось желание порулить еще один срок.
Не исключено, что оно имеется. И он, как и Путин, в себе очень уверен. И готов ждать долгие двенадцать лет, чтобы вновь воссесть в президентском кабинете.
Поистине чудеса дивные. Народ, как в свое время очень точно сказал Пушкин, безмолвствует. Народ проголосует за то, за что скажут из Кремля.

                26.09.11

                *     *     *
Вчера прослушал передачу по телевизору о Михаиле Абрамовиче Швейцере. Так и не понял, кто он: сценарист или режиссер? Передача была слишком уж интеллектуальной. Все в полутонах и  литературных ассоциациях.
Для меня стало важным одно. Последние годы этот несомненно одаренный человек доживал свою жизнь в забвенье и одиночестве. Творческий его потенциал востребован не был. Да и он уже ни к чему не стремился.
По своим " талантам" у меня нет основания тянуться в гении. Но судьбы наши схожи в одном: в своей ненужности в старости. Наверно, это  закономерное явление. Буквально несколько дней назад умер американский гений Стив Джобс. То ли он первым изобрел компьютер, то ли мобильный телефон. То ли сумел их замечательно прорекламировать..
Так вот этот Стив замечательно сказал, что жизнь гениально придумала смерть. чтобы освободить поле для дальнейшей творческой деятельности.
Выходит, надо освобождать. Независимо от того, творческая ли бы личность, или  серая мышка. Подошло время- покидая территорию.

                11.10.11

                *     *     *
Ну вот и подтвердилось мое давнее предчувствие. Примерно, года два назад я втянулся в сомнительное, по тогдашним моим понятиям, дело- написать статьи о художниках Лопатине и Козинине. Это был закономерный финал неутомимых усилий Ивана Емельяновича по публикации моих статей в журнале "Подъем".
Помнится, начиналось все с некоторой эйфории, которая меня насторожила еще в то время. Мы с Иваном Емельяновичем
сидели в моей квартире и разговаривали о его жизни в Воронеже. Он не хвастал. Но получалось так, что у него там весьма обширные связи. Его ценят и очень  прилично принимают. С ним вполне откровенно разговаривают, и вполне ему доверяют.
Иван Емельянович еще до нашего разговора на моем книжном шкафу заметил папки и понял, что в них хранятся написанные мной материалы. Он попросил меня  дать что-нибудь почитать. Я выбрал ему две статьи: о поэтах Николае Рубцове и Иване Николюкине.. Первая написана была мной сразу после одной телепередачи о Николае Рубцове. Я очень люблю его стихи. Что-то меня в той передаче ухватило за душу и я излил свои мысли и чувства по этому поводу, нисколько не помышляя о публикации написанной  мной статьи.
У второй статьи была своя судьба. Тот же Лопатин позвонил мне из Воронежа и сообщил, что Иван Николюкин умер. Меня потянуло сказать свое слово об этом поэте.
Иван Емельянович прочел обе статьи и обе попросил у меня, чтобы пристроить куда-нибудь в Воронеже. Если я, конечно, не возражаю.               Возражений у меня не было. Но и уверенности, что кто-то возьмется все это опубликовать, тоже. Темы поэзии тогда нигде не были в моде. Да и сейчас- тоже. Несмотря на эти мои доводы, Иван Емельянович статьи взял с собой.
Вскоре об этом событии я совершенно забыл. Вдруг Иван Емельянович звонит мне и говорит, что редактору журнала "Подъем" статья  о Рубцове очень понравилась. Ее готовят к печати.. Мне надо прислать в редакцию журнала свои паспортные данные, реквизиты моей сберегательной книжки.
Я не очень-то поверил восторгам Лопатина. Мне тогда показалось, что он просто поднимает мне настроение. Но через некоторое время мне домой позвонил тогдашний заведующий отделом критики журнала .Алексей Бондарев и сказал мне примерно то же самое. Старья о Рубцове очень им понравилась. И ее вскоре напечатают. О Николюкине тоже статья ничего. Но она слабее. И ее возможно вообще публиковать не будут.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
У меня никаких возражений на этот счет не было. Будете публиковать- ну и на здоровье.
Нет смысла рассказывать о своих мытарствах, предшествовавших публикации первой статьи. Скажу только, что за это время Алексея Бондарева изгнали из журнала "Подъем". И он, уходя, забрал все материалы отдела критики.
В те времена я и голову не ломал о дублировании написанного. Мне пришлось все восстанавливать и отсылать вновь в журнал. Был уже новый заведующий отделом критики Лютый. По его мнению, статья о поэте Николае Рубцове для журнала ценности не представляет. О нем и так много написано повсюду.
А вот о Николюкине не писал никто. Значит, моя статья в самый раз. Лично меня об этом никто и не спрашивал. Да я никому и не возражал.
С большими мытарствами статья появилась. Но Рубцов стал совершенно неприемлем. Как уж там все обсуждалось- не знаю. Но сразу после публикации материала о Николюкине Лопатин позвонил мне и сказал, что было бы неплохо написать статью о Юрии Бобоне.  Таково мнение главного редактора журнала Щелокова и  теперь уже заместителя главного редактора Голубева. У меня уже была публикация об этом поэте в Петропавловской районной газете. Перечитал ее и сел ее основательно перерабатывать.
Тут все вроде ладилось. Но проволочки продолжались. В одно время даже оказалось, что дискета с этой статьей пропала в редакции. Мне позвонил Голубев и посоветовал переслать текст электронной почтой.
Тут же возникла у Ивана Емельяновича идея в одном номере опубликовать мои статьи о нем самом и художнике Саше Козинине. Ивану Емельяновичу эта публикация виделась так: в номере должны быть рядом обе статьи и широко представлены репродукции их живописных работ. Примерно так публиковалась статья о нашем земляке Ткачеве, написанная нашей землячкой писательницей Сычевой.
С самого начала со статьей о Лопатине появились проблемы. Одни говорили, что она написана хорошо, другие, что это простое изложение биографии. Ничего не сказано о Лопатине как о  художнике.
О статье про Козинина я никаких отзывов не получал. В сокращенном варианте она была напечатана в районной газете к     60-летию Александра Егоровича Козинина. Местные художники ее очень хвалили.
Лопатин, в связи с неоднозначными оценками статей ходил к главному редактору журнала "Подъем" Александру Ивановичу Щелокову. Тот, вроде бы, сказал: пошли они все на хрен. Статьи будут опубликованы
С этой надеждой Иван Емельянович летом приехал в Калач. Хотя и тогда в его голосе уже появились нотки унынья. Статьи уже давно лежали в редакционном портфеле. Но они до сих пор не включены в план. Лопатин уныло произнес, что в нынешнем году публикация, вероятнее всего, не состоится.
И вот Иван Емельянович позавчера позвонил мне и пригласил на короткую беседу. Ее тему я уже  определенно знал. Мне обо всем в телефонном разговоре поведал Саша Козинин. Оказывается, в последнее время Ивану Емельяновичу определенно сказали, что никакой публикации, наверное, не предвидится. Козининская статья  безапелляционно отвергается. И никаких компромиссных вариантов не будет.
Самому Ивану Емельяновичу предлагалось. чтобы о нем написала статью либо воронежская журналистка Анна Жидких, либо собкор центральной газеты "Сельская жизнь" Эдуард Ефремов. Лопатин отверг обе кандидатуры. Как он мне сказал при последней встрече, с Жидких он вместе работал. Вероятно, в газете "Берег". В статьях ее, как мне сказал с горечью Иван Емельянович, одни восклицания. А Ефремов напишет ровно то, что уже написано мной.
Иван Емельянович предлагал редакции другой вариант: опубликовать только репродукции. Но и он, судя по всему, не прошел . Теперь Лопатин ждет, когда Голубев вернется с больничного. В самый разгар этой унылой истории Александр Александрович внезапно решил заболеть. Либо уклониться от защиты заведомо провального дела.
Лично я весть об отказе от публикации моих статей встретил вполне равнодушно. Читают журнал единицы. Гонорар лично мне платили, прямо сказать, мизерный- по 300 рублей за каждую статью. Если измерить мои нервные затраты при подготовке этой писанины, платят мне за труд сущие копейки.
Но в голове осталось немало недоуменных вопросов. Еще когда редактором журнала был Александр Александрович Голубев, я обратил внимание, что с подготовкой совсем небольшой статейки слишком долгая возня. Тогда Иван Емельянович сказал мне. что Голубев-человек мягкий и нерешительный. Зав. отделом критики Алексей Бондарев и иже с ним- люди очень напористые, честолюбивые. Голубев с ними не хочет затевать свару. Ему ведь  скоро уже на пенсию.
Потом редактором стал Александр Иванович Щелоков. Но, судя по всему,в редакции журнала ничего не изменилось. Вместо Бондарева воцарился Лютый. И, как теперь утверждает, Иван Емельянович, во всем соответствует своей фамилии.
За время работы в газете, за время заочной учебы в университете я хорошо изучил воронежцев. Многие из них при поверхностном общении очень доброжелательны, охотно берутся тебе помочь. Но это совсем не значит, что они в действительности тебе помогут.
Неужели тертый жизнью Лопатин не разобрался в особенностях областной жизни? Щедрая похвала- не действительная оценка твоего труда, а элегантный, ни к чему не обязывающий комплимент.
С другой стороны, зачем прямым руководителям журнала обещать то, что они совсем не собираются делать?  Это им совсем не придает солидности и авторитета. Голубев ездил с Лопатиным по районам, когда Иван Емельянович вояжировал по районам со своей персональной выставкой. Оба они выступали у нас в Новой Криуше.  Голубев в тех поездках агитировал население подписываться на журнал. Оба ночевали в Новой Криуше. Как мне кажется, имели возможность сойтись настолько близко, чтобы говорить друг с другом предельно откровенно. Зачем же  заместителю главного редактора что-то обещать хорошо знакомому человеку то, что в редакции совсем не собираются делать?
Возможно, в редакции идет постоянная грызня? .Возможно, есть в ней люди, у которых есть влиятельные покровители в областной администрации, или даже в Москве? Тогда главные руководители журнала бессильны что либо решать самим? Почему тогда не сказать об этом прямо и честно близкому человеку?
Зачем наконец сам главный редактор так решительно обещал?
В общем, вопросов так много. И все они остаются без ответа. В те пятнадцать минут нашего разговора с Иваном Емельяновичем я понял единственное, что он настолько ошарашен произошедшим, что уже не может реально реагировать на происходящее. Судя по всему, он еще надеется, что ему все-таки удастся пробить иллюстрации без моей статьи. На ней, как я понял, поставлен окончательный крест. К концу этой запутанной эпопеи выяснилось, что статья не соответствует той высокой планке, которая принята в журнале. Что же тогда эта планка не сработала в самом начале. когда статья только попала в портфель редакции?
И снова у Лопатина прорвалось, что репродукции для публикации будет отбирать все тот же Лютый, который, как мне теперь кажется, с Лопатиным не в ладах.
Вот такая получилась история, о которой я рассказал так многословно. Хотелось самому разобраться в происшедшем. Да только и теперь в голове никакой ясности нет.

                19-20.10.11


                *     *
Читаю мучительно, по кусочкам вступительную статью искусствоведа Всеволода Рожнятовского к книге-альбому о творчестве Михаила Евдокимовича Ткачева. Что и говорить, написано здорово. Только для меня лично многое просто непостижимо. Чтобы читать такие статьи, надо иметь некоторую теоретическую подготовку в живописи.
Читать взялся по своей великой глупости и упрямству. Когда мне сказали, что мои статьи о Козинине и Лопатине печать в "Подъеме" не будут, мое самолюбие совершенно не было задето. А вот замечание о том, что статья о Лопатине- сплошь биография. В ней нет ни слова о его творчестве, меня  дернуло за душу.
Хотя чего тут обижаться, в живописи я телок телком. Могу внятно изложить только точку зрения средней руки дилетанта.
Вместо моей кандидатуры Лопатину предложили для написания новой стать о нем либо Жидких, либо Ефремова. Я попросил статью Жидких у Козинина о проекте его памятника первому воеводе Воронежа. Прочитал ее бегло, но внимательно. В ней все предельно ясно и никаких специфических терминов. Но как  сказал мне сам Козинин, это несколько литературно облагороженное описание проекта, сделанное автором монумента. Читай, Козининым.
Видать, не в свою телегу я впрягался, соглашаясь написать эти две статьи. Но оба художника делали ставку только на меня. Да и до сих пор мне невдомек, почему статья  о Лопатине вначале была принята к публикации, а потом оказалась совершенно не подходящей. Что-то тут не от творчества и высокой планки требовательности к предлагаемым материалам, а от элементарных интриг.
А статью Всеволода Рожнятовского я все-таки догрызу. Хотя познания мои в живописи вряд ли от этого существенно расширятся.

                26.10.11

                *     *     *
То ли осень всему причина. То ли стечение обстоятельств, но настроение такое, что ни к чему не тянет. Отпраздновал 80-летие сестры Лены. Казалось, побыл у нее дома, на родном подворье. Пообщался с близкими людьми. А на душе  темная муть.
По настоянию жены написал в честь юбилея стихи для открытки. Ощущение такое, что эти стихи восприняты как признак моего старческого маразма. Никаких чувств и впечатления они не вызывают.
Ни о чем думать просто не хочется. И излагать в своих сайтах тоже не тянет. Полная душевная пустота.

                02.11.11

                *     *     *
Когда я начинал свои "Записки сумасшедшего", думал, что это лучшая возможность предельно искренне излить свое самое сокровенное. Все это оказалось химерой. За прошедшие годы я имел возможность убедиться, что человек не только далеко не всегда до конца откровенен сам с собой на бумаге или в компьютере, но даже в собственной душе.
Ни дни, ни месяцы, а годы копался я в самом себе. Думал, выверну  перед собой душу наизнанку. Не тут-то было. Есть вещи о которых и думать стыдишься. Не то что о них говорить. Есть вещи не  стыдные. Но о них у людей кричать во весь голос просто не принято.
Вот и бейся, как рыба об лед. И надо бы с кем-то поделиться наболевшим. А только не с кем. Друзей не осталось. И в семье практически нет элементарного взаимопонимания. Все больше убеждаюсь, что к старости с женой мы стали совершенно чужими друг к другу. У нее развилась непомерно подозрительность. В каждом озвученном предложении она тут же ищет двойной смысл. Находит то, что у тебя и в помине не было. И тогда-  жуткая истерика. И обида на долгое время. Пробовал во всем потакать. Ходишь днями весь зажатый, как пружина. Но все равно что-то необдуманное с языка сорвется.  Для абсолютного большинства людей совершенно не обидное. И снова истерика.
Самый лучший вариант- совсем не разговаривать. Но так днями вместе в четырех стенах никак не получается. 

                08.11.11


                *     *     *
Ну вот я и пришел к тому времени, когда судьба показала мне последний в моей жизни кукиш. Совсем недавно я пережил отказ в публикации материалов о Лопатине и Козинине в журнале "Подъем".
Теперь какая-то  несуразица с публикацией статьи о Лидии Трифоновне Сухарниковой. Все разыгрывается по тем же нотам.
Сначала звонит мне  Валя Белогубова и просит написать статью о Лидии Трифоновне в связи с ее 80-летием. Ни единого намека на то, что материал должен быть от бывшего коллектива книжного магазина.
Прежде чем сесть за статью, звоню Юдину, объясняю ему, о чем меня просила Валя Белогубова. Жалуюсь, что у меня практически нет никакого фактического материала. Прошу его и его жену снабдить меня своими воспоминаниями.
Он реагирует довольно быстро. Говорит, что Лидия Трифоновна- "Заслуженный работник культуры". Следовательно, о ней должна подготовить статью Дудкина. А нам с ним не стоит ломать об этом голову.
Я облегченно вздохнул. Но во мне что уже  замкнулось и я лихорадочно пережевывал все. что сохранилось в моей памяти. Поэтому на второй день я позвонил Юдину и сказал, что я попробую что-то написать сам помимо Дудкиной.. Он  мне уныло ответил, что Дудкиной заниматься юбилейным материалом совершенно некогда. Поэтому надо писать мне.
Сел, начал писать. Старался изо всех сил. Практически без фактического материала. На одной только моей   фантазии и вдохновении.
Написал. Прочитал.  Поставил себе тройку. Дал почитать  стаю жене и услышал:
-Какой ужас!
 И категорическое требование кардинально переделать мой материал. Либо вообще его не печатать. Мной одолели злость и уязвленное самолюбие Я отправил материал  Юдину. Он обещал мне утром прочитать его и позвонить.
Никакого звонка не было. В обед я позвонил Юдину и спросил о материале. Он сказал, что он его не читал. Но размер материала неприемлем. Надо всего сорок строк. Последние номера газеты по восемь страниц и места совершенно не. Я  сказал. что юбилей 26 ноября. Он ответил, что и  на этот день восемь страниц.
Я на все это только и сумел сказать: "Все". Он мне ответил: "Все". Я понял, что ни юбилей Сухарниковой, ни моя статья никому не нужны. А ведь мог бы сказать заблаговременно, что от меня требуется всего-навсего сорок строк. Я бы так не упирался.
Могу, конечно, ошибаться. Но мне  кажется, что Юдин понес материал Гридневу, редактору. Тот спросил, кто будет оплачивать? Выходило так, что оплачивать некому. Вот и возникли сорок строк. Такие материалы газета давно публикует за плату.
И  по реакции моей жены мне стало ясно, что я полный идиот. Удивительно, почему мне с самого начала не сказали, что не надо  впрягаться в эту телегу. На меня в этом плане нет никакой надежды.
И еще.  Моей жене было противно, когда Юдина заставляла перед юбилеем Победы ветеранов, которые еле волочили ноги, идти строевым шагом. А сама требует от меня именно таких материалов.

               21.11.11

                *     *     *
На съезде "единороссов" при выдвижении кандидата на  должность Президента страны от этой партии Путин завершил свою речь словами: "Победа будет за нами" Позаимствовал у  Сталина.
Думаю, с моральной точки зрения, нечистоплотный шаг.  В этом же докладе Путин очень резко критиковал и социализм и коммунистическую идею. Зачем же красть лозунг своего идейного противника.

                28.11.11

                *     *     *
Выборы в советское время были делом сугубо формальным. Люди к ним относились соответственно. Надо проголосовать- пошел проголосовал. И дело с концом.
В начале 90-х годов прошло го века такая система голосования вызывала всеобщее омерзение. И это, в общем, закономерно.
Но что пришло взамен? То что творится сейчас- больше, чем омерзение. Нахально и беспардонно давит во всем партия власти. Оппозиционеры делают вид, что возмущаются. На самом деле они прекрасно понимают, что побороть партии власти ни у кого нет сил. А потому они смирились и довольствуются тем, что державные силы дают спокойно существовать и обеспечивать личное благополучие руководящих деятелей оппозиционных партий.
На всю эту мышиную возню смотреть противно.

                01.12.11

                *     *     *
Прошли выборы в Думу. Абсолютная победа у "Единой России". Кто бы в этом сомневался.
В связи с этими выборами вспомилось, как я ломал голову о том, что предпринял Путин, чтобы вновь возвратиться в президентское кресло. Тогда брали сомнения. Останутся ли преверженцы Владимира Владимировича верными ему, когда он сидел в кресле премьера.. Оказалось, все сохранилось. Этот генерал от госбезопасности- очень крепкий орешек. Всех умеет держать в узде. Даже у Медведева не возникло вожделения порулить страной еще один срок. Поговаривают, что он - наследник престола через 12 лет.
Но ведь это большой срок. За это время и забыть могут, что был такой у нас президент. И что  ему очень хочется еще порулить.

              05.12.11
          
 










          255


Рецензии