Боб де Ваай. Могут ли христиане отступить?

МОГУТ ЛИ ХРИСТИАНЕ СОВЕРШИТЬ ОТСТУПНИЧЕСТВО?
Боб де Ваай

Евр.6.4-8

Этот отрывок поднимает несколько важных вопросов. Возможно ли, чтобы истинные христиане отпали от веры и стали не только отступниками, но и непоправимо? Если да, то является ли библейское учение о стойкости святых ложным? Если нет, то является ли это предупреждение бессмысленным? Какой грех имеет в виду автор, который настолько ужасен, что исключает будущее покаяние и прощение? Чтобы найти ответы на эти важные вопросы, мы должны тщательно истолковать этот отрывок таким образом, чтобы он соответствовал всему Божьему откровению в Писании.
Мой тезис заключается в том, что это предупреждение против отступничества всегда эффективно в случае истинно возрожденных людей. Очевидно, автор Послания к Евреям не верил, что его читатели совершили этот грех (Евр. 6:9 показывает, что он так не думал), иначе предупреждение только подчеркивало бы безнадежность ситуации. Его цель - уберечь людей от отступничества, а не проповедовать уже проклятым. Я покажу, что предупреждение не должно оставаться без внимания, чтобы быть действительным. Я также покажу, что за реальная категория людей соответствует описанию "отступники".

Предыдущее состояние отступников

Ряд из четырех причастий описывает предыдущее состояние тех, кто после отступничества не может быть обновлен до покаяния: "просветленные, вкусившие, ставшие причастниками" и "получившие". Получатели этого послания сочли бы, что люди из этой категории испытали спасение, и сами относились бы к этой категории. Четыре причастия говорят о личном переживании света Христа и силы Святого Духа. Уильям Лейн комментирует: "Рассказ о том, что произошло с принятием Евангелия, описывает не последовательность спасительных событий, а одно событие спасения, которое рассматривается с разных сторон и проявлений" (1).
Некоторые предположили, что те, которые описываются этими причастиями, на самом деле не были восстановлены, потому что термин "попробовать" используется дважды. Они полагают, что "вкусить" означает нечто меньшее, чем истинное переживание спасения. Например, Артур Пинк сильно подчеркивает разницу между дегустацией и едой и приходит к выводу, что те, кто только "попробовал", еще не были обращены (2).Проблема с этим выводом заключается в том, что он не учитывает еврейское использование этого термина, как показано в других местах Послания к Евреям. Например, в Евр.2.9 2:9 говорится, что Иисус пришел, чтобы "вкусить смерть". Ясно, что это означает "испытать смерть". Другими примерами такого использования являются: 1 Пет. 2:3; Иоан. 8:52; и Пс. 34:8.
Некоторые предположили, что "просвещенный" означает "крещение". Это, скорее, относится к свету Христову, который изгнал мрак при принятии Евангелия (3). Уильям Лейн комментирует, "что это не просто наставление на спасение, но обновление ума и жизни" (4). Вкушение небесного дара, как мы видели, означает, что они испытали это. "Дар с небес"(5)-это искупление во Христе через Евангелие. Быть "причастниками Святого Духа" означает разделит с искупленной общиной пребывающий в ней Дух (6) Альберт Барнс комментирует: "Это не то выражение, которое можно должным образом применить к кому-либо, кроме истинного христианина; и хотя верно, что непростительный грешник может быть просветлен и пробужден Святым Духом, все же используемый здесь язык не таков, чтобы его можно было использовать для описания его состояния" (7). Последнее из четырех причастий обозначает переживание мессианской эпохи. Силы "грядущего века" уже присутствуют в искупленной общине, которая с нетерпением ожидает окончательного эсхатологического свершения (8).
Очевидно, что автор Послания к Евреям хотел, чтобы его читатели поняли эти термины как описание их опыта Евангелия. Предупреждение приходит в контексте беспокойства автора по поводу их самодовольства и нежелания учиться (5:11-6:3). Неудача в продолжении христианской жизни рассматривается как искушение вернуться. Кроме того, предупреждение об уходе имело бы мало смысла, если бы оно было адресовано тем, у кого на самом деле изначально не было ничего, кроме пустого исповедания. Было бы более разумно просто призвать таких людей обратиться.

Отпадут

Печальный и трагический акт отступничества (ст. 6) выражен всего одним словом на греческом языке-парапесонтас ("отпасть"). "Отпасть" кажется совершенно неуместным в контексте благословенных привилегий, описанных в ст. 4-5. Все, что касается благодатной работы Бога через Евангелие, заставляет человека ожидать исхода спасения. То, что искупленные люди отпадают, не является Божьей целью в возрождении людей. Это делает предупреждение шокирующим и является одной из причин разногласий, возникших в связи с этим отрывком.
Ничто в грамматике не уменьшает влияние. Лейн комментирует: "Аористическое время указывает на решающий момент приверженности отступничеству. В LXX термин "парапиптейн" относится к выражению полного отношения, отражающего преднамеренное и расчетливое отречение от Бога (Иез. 20:27; 22:4).(9)Он справедливо указывает, что это эквивалентно идее Евр.3:12, где термин "апостенай"используется во фразе" отпадение от Бога живого". Поэтому Евр. 6:6 явно предостерегает от отступничества. Ленски метко описывает это: "Нет необходимости говорить больше, это одно слово рассказывает всю историю. Это в высшей степени трагично"(10).
Воздействие предупреждения усиливается из-за ужасающих последствий. Отступники безнадежны, "невозможно снова возродить их к покаянию" (Евр.6:6). Причина этой невозможности - стыд и поношение, которые они принесли Христу: они "распинают для себя Сына Божьего и подвергают Его открытому позору". Речь идет о насмешках, которым подвергался Иисус во время суда и распятия. В отрывке используются два причастия настоящего времени (буквально переведенные как "снова распять" и "подвергнуть публичному унижению"(11)) описать состояние отступников и почему для них невозможно обновиться. Отступники - это разочарованные последователи. Из них получаются лучшие художники по пропаганде против движения. Отступники постоянно приносят позор и поношение Господу и тем самым бесчестят Его самым нечестивым образом. По этой причине некоторые пришли к выводу, что этот грех является богохульством против Святого Духа и непростителен, как учил Иисус в Евангелиях (см. Мтф. 12:31). Например, Жан Кальвин писал: "Ибо отпадает тот, кто оставляет слово Божье, кто гасит его свет, кто лишает себя вкуса небес или дара, кто отказывается от участия Духа". Теперь это означает полностью отречься от Бога. Теперь мы видим, кого Бог лишил надежды на прощение, отступников, которые отреклись от Евангелия Христа, которое они ранее приняли, и от благодати Божьей; и это происходит ни с кем, кроме того, кто грешит против Святого Духа" (12).
Ленски согласен с этим: "слово кощунство используется здесь не как аллюзия на места в Евангелиях, которые говорят о грехе против Святого Духа; но "выставление на всеобщее бесславие" является полным эквивалентом" (13).  Кроме того, Саймон Кистемейкер пишет: "сознательно грешить против Бога в полной осведомленности и знания Божественного Откровения является грехом против Святого Духа (Мф. 12:32; Мк 3:29; ЛК 12:10). Этот грех Бог не прощает"(14)..
Дополнительную поддержку отождествлению отступничества с богохульством против Святого Духа можно найти в параллельном предупреждении в Евр.10:26-29. Там злонамеренных грешников предупреждают о более суровом наказании, чем тех, кто таким образом согрешил при Моисее, потому что они "оскорбили Дух благодати" (ст. 29). Послание к Евреям наполнено цитатами и ссылками на Ветхий Завет. Следовательно, предостережение против отступничества может иметь корни в Чис. 15:22-31. Здесь есть различие между тем, кто "невольно" грешит, и тем, кто грешит "вызывающе". Первый приносит искупление после совершения соответствующих жертвоприношений, второй отсекается. Терминология очень похожа на учение в Послании к Евреям: "Но человек, который делает что-либо вызывающе, будь то уроженец или иностранец, этот человек богохульствует перед Господом; и этот человек будет отрезан от своего народа. За то, что он презрел слово Господне и нарушил Его заповедь, этот человек будет полностью отрезан от народа; его вина падет на него" (Чис. 15:30,31). Неповиновение - это богохульство, и оно не будет прощено.
Нам нужно понять, что речь идет не об отступничестве. Если бы это было так, многие, если не большинство читателей Послания к Евреям, потеряли бы всякую надежду. То, что описывается, - это сознательное отречение от веры, а не положение христианина, впавшего в серьезный грех из-за слабости, небрежности или временного безразличия. Даже Петр, который трижды отрекся от Своего Господа, был прощен и возобновил общение. У Барнса комментарии на смысл слова "отпали", которую он считает эквивалент "отступиться от," "[это] означает полное отречения от христианства, или вернуться к состоянию иудаизма, язычества или греха" (15). Кальвин предлагает такое объяснение: "но апостол говорит здесь не о краже или клятвопреступлении, или убийстве, или пьянство, или прелюбодеяние; но он ссылается на общее бегство или отступление от Евангелия, когда грешник не оскорбляет Бога каким-то одним грехом, но совершенно отказывается от Его благодати" (16).

Иллюстрация вспаханной земли

Автор Послания к Евреям предлагает иллюстрацию, чтобы подчеркнуть предупреждение: "Ибо земля, которая пьет дождь, который часто падает на нее, и приносит растительность, полезную для тех, ради кого она озделывается, получает благословение от Бога; но если она дает тернии и чертополох, она бесполезна и близка к проклятию, и в конечном итоге она будет сожжена" (Евр. 6:7-8). Работа Святого Духа через Евангелие Христа - это работа над человеческим сердцем, предназначенная для того, чтобы получающие ее приносили плоды. Шипы и чертополох напоминают о Божьем проклятии на земле в Быт. 3:18. Благословение и проклятие - темы Ветхого Завета, занимающие центральное место в послании к Евреям. Те, кто получил обетования от Бога и поверил Богу, считаются великими людьми веры (Евр. 11). Другие получили обетования, но умерли в непослушании и неверии (Евр. 3:16-19). Во Втор. 28-30 Бог дал великие обетования благословения и страшные предупреждения о проклятиях. У христиан, согласно Посланию к Евреям, есть еще большие обетования и более суровые предостережения.
Лейн видит предупреждение, адресованное христианской общине: "Но если христианская община станет вероотступницей, она будет похожа на поле, которое хорошо поливали и обрабатывали, но которое затем дало только шипы и чертополох" (17). Конечно, мы должны иметь в виду повышенную важность общины веры в еврейской мысли по сравнению с нашей склонностью мыслить индивидуалистически. Иллюстрации в Послании к Евреям взяты из ветхозаветных отношений Бога с еврейской общиной. Существуют индивидуальные последствия, и именно такие люди, как великие люди веры в гл. 11, заслуживают похвалы. Тем не менее, автор Послания к Евреям пишет группе христиан, которые отказываются идти к зрелости и которые, как он опасается, впоследствии вернутся к своим старым убеждениям, в их случае иудаизму. Дождь Святого Духа предназначен для того, чтобы приносить плоды. Отсутствие жажды учения Святого Духа в Писании является ранним предупреждающим признаком возможного отступничества.

Проблемы и приложения

Большая часть споров о Евр.6:4-8 касается  связи этого текста с учением о стойкости святых. Экзегетически достаточно ясно, что говорится в этом отрывке. Проблема в том, чтобы согласовать его с другими отрывками из Библии. Например, рассмотрим Иоан. 6:37-39: "Все, что дает Мне Отец, придет ко Мне, и того, кто придет ко Мне, Я, конечно, не изгоню. Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы исполнять Свою  волю, но волю Того, Кто послал Меня. И это воля Того, Кто послал Меня, что из всего, что Он дал Мне, Я ничего не потерял, но поднял все в последний день". Точно так же Павел учил в Послании к Римлянам, что все, кого предузнал Отец, в конечном счете будут прославлены: "И мы знаем, что Бог заставляет все действовать сообща во благо тем, кто любит Бога, тем, кто призван согласно Его замыслу. Кого Он предвидел, Он также предопределил сообразоваться с образом Своего Сына, чтобы Он мог быть первенцем среди многих братьев; и кого Он предопределил, тех Он также назвал; и кого Он призвал, тех Он также оправдал; и кого Он оправдал, тех Он также прославил" (Рим. 8:28-30). Остальная часть этой главы также предлагает сильную поддержку упорству святых. Некоторые евангелисты не верят в упорство и с готовностью принимают идею о том, что истинные христиане отпадают от веры. Однако такие люди должны понимать, что настойчивость - это ясное и важное библейское учение. То, что делает Евр.6:4-8 и другие отрывки, такие как Евр.10:26, т кажущиеся поразительными и сбивающими с толку, - это сам факт того, что у истинных христиан есть такая сильная надежда на вечную жизнь, основанную на обетованиях Божьих и завершенной работе Христа. Подвергать Христа открытому позору и попирать ногами кровь завета - это по праву анафема для нас. Мы верим, что Тот, кто начал Свою работу в нас, завершит ее (Фил. 1:6). Отпадение не является приемлемым результатом нашей веры (1 Пет. 1:9; см. также 1 Пет. 1:2-5, отрывок, который дает сильную уверенность в стойкости святых).
Те, кто верит в потерю своего спасения, также должны понимать, что в этом разделе Послания к Евреям говорится не о потере и восстановлении веры, а об отказе от нее, чтобы никогда не иметь возможности ее восстановить. Человек не спасается, а затем теряется, а затем спасается снова, скорее спасается, а затем теряется. Не было бы необходимости вызывать странствующего евангелиста, чтобы попытаться исправить эту ситуацию. Эту трезвую и пугающую возможность трудно принять даже тем, кто не верит в настойчивость. Таким образом, это проблемный отрывок для всех.
Учение о стойкости состоит в том, что настоящие христиане будут упорствовать, а не в том, что они будут спасены, даже если они этого не сделают! "Мы знаем, что никто, рожденный от Бога, не грешит [как постоянное состояние дел]; но Рожденный от Бога хранит его, и лукавый не прикасается к нему" (1 Иоан. 5:18). Стойкость - это обещание, данное в Ветхом Завете: "И Я заключу с ними вечный завет, так что Я не отвернусь от них, чтобы делать им добро; и Я вложу страх передо Мной в их сердца, чтобы они не отвернулись от Меня" (Иер.я 32:40). Таким образом, веру в настойчивость можно должным образом отличить от часто употребляемого и грубого кредо "однажды спасенный всегда спасен", которым некоторые заменяют е (18) Настойчивость не предполагает, что те, кто не проявляет настойчивости, спасены. Божье обещание состоит в том, что мы будем упорствовать.

Решение проблем

Поэтому остается проблема согласования предупреждения об отступничестве с обещаниями настойчивости. Я вижу три возможности: 1) Что обещания настойчивости на самом деле не такие, какими кажутся, и многие истинные христиане потеряют свою веру и свое спасение. 2) Что отступники - это люди, которые никогда не были по-настоящему возрожденными, но участвовали в опыте и привилегиях искупленной общины. 3) Что предупреждения против отступничества эффективны: они достигают своей цели, и истинно возрожденные всегда прислушиваются к предупреждениям и не отступают.

Позиция 1: истинные христиане действительно отступают

Первая из этих возможностей наименее привлекательна. Хотя язык в Евр. 6:4-8 очень яркий и конкретный, особенно в переводе NASB, неясно, имел ли автор в виду кого-либо из своих читателей. Автор Послания к Евреям неоднократно давал строгие предупреждения в сочетании с заверениями в том, что его читатели еще не пали. Например, после расширенного предупреждения о том, чтобы не впасть в неверие и не войти в Божий покой в главах 3 и 4, автор заключает: "Поэтому давайте будем усердны, чтобы войти в этот покой, чтобы кто-нибудь не упал, следуя тому же примеру непослушания" (Евр. 4:11). Предупреждение должно было мотивировать, а не осуждать. Точно так же за нашим предупреждающим отрывком в Евр. 6 следует такая оценка собственного состояния читателей: "Но, возлюбленные, мы убеждены в лучшем, что касается вас, и в том, что сопутствует спасению, хотя мы и говорим таким образом" (Евреям 6:9). Предупреждение в Евр. 10:26f столь же сурово, но за ним следуют следующие утешительные слова: "Но мы не из тех, кто отступает к погибели, но из тех, кто стоит в вере к спасению души" (Евр. 10:39). "Мы" здесь - христианская община, включая автора. Ясно, что автор Послания к Евреям действительно верил в непоколебимую веру. Он, очевидно, верил, что предупреждения Святого Духа окажутся действенными.

Позиция 2: отступники никогда не были по-настоящему возрожденными

Вторая возможность заслуживает большего одобрения, и ряд библейских комментаторов приняли ее (19). Сила этого мнения (что это были люди, которые были частью общины веры, но не были истинно избранными) заключается в том, что библейские примеры отступников попадают в эту категорию. Самый яркий пример из Нового Завета - Иуда. Иуда обладал всеми привилегиями других учеников, ходил с ними, исцелял больных и изгонял бесов, а также делился их многочисленным опытом обучения у ног Учителя. И все же в Иуде был демон, и он умер в своем жалком грехе. Он относится к категории людей, о которых предупреждает наш Господь: "Многие скажут Мне в тот день: Господи, Господи, разве мы не пророчествовали от Твоего имени, и не Твоим именем изгоняли бесов, и не Твоим именем творили многие чудеса?' И тогда Я объявлю им: я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мтф. 7:22,23). У них были признаки причастности к мощной работе Святого Духа, но Христос сказал, что Он никогда не знал их.
Другим примером Нового Завета является Симон Волхв из Деян. 8. Иоанн писал о лжеучителях: "Они вышли от нас, но на самом деле они были не от нас; ибо если бы они были от нас, то остались бы с нами; но они вышли, чтобы показать, что все они не от нас" (1 Иоан. 2:19). Это еще одно свидетельство существования класса "христиан", которые делились опытом с более широким сообществом, но не были по-настоящему возрожденными. Их уход был тем, что в конечном счете показало их истинное состояние. Кроме того, притча о сеятеле и семенах (Лк. 8:11-18) предсказывает различные реакции на слово Божье, включая радостное принятие, которое в конечном итоге сменяется отпадением (ст. 13).
Больше доказательств этой точки зрения можно найти в цитатах и намеках из Ветхого Завета во всем Послании к Евреям. Весь Израиль был общиной веры, вышедшей из Египта, странствовавшей по пустыне и давшей надежду на землю обетованную. Община в целом состояла как из людей с верой (Евр. 11), так и из тех, кто умер в неверии (Евр. 3:19). В Рим.9 Павел проводит различие между теми израильтянами, которые были просто "детьми плоти", и теми, кто был детьми обетования. Исав - пример плотского ребенка, и автор Послания к Евреям использует его как пример того, кто не смог обрести покаяние (Евр.12:17). Точно так же в 1 Кор.10 используется община Израильтян, которые все были "крещены" в облаке и море (ст. 1-4; символизирующие крещение Духом и водой), но некоторые впали в идолопоклонство и погибли в качестве примера и предупреждения Церкви. Обмен опытом с более широкой общиной, а затем переход от Христа к идолам привел бы к тем же трагическим последствиям, что и для тех, кто последовал за Моисеем.
Поскольку видимая церковь состоит из всех тех, кто исповедует веру во Христа, но невидимая Церковь состоит только из тех, кто действительно является избранными Богом, в Церкви всегда есть люди, подобные Иуде среди двенадцати. Те, кто придерживается второго мнения об отступничестве, считают, что отступники всегда происходят из этой категории людей. В той мере, в какой они полностью участвуют в сообществе веры, можно сказать, что они были просвещены, вкусили небесный дар, стали причастниками Святого Духа и вкусили силы грядущего мира. Их отпадение запечатлевает их проклятие и служит предупреждением для остальной части паствы. Однако они никогда не были по-настоящему возрожденными и частью Божьих избранных.

Позиция 3: предупреждение всегда действует

Третий вариант интригует. Предостережение против отступничества - это средство, которое Бог использует, чтобы уберечь Свой народ от отступничества. Что в этом привлекательно, так это то, что он с предельной серьезностью воспринимает язык текста и применяет его ко всем христианам, как и предполагал автор Послания к Евреям. Четыре причастия, описывающие опыт тех, кто предупрежден, четко описывают христианский опыт. Нет никаких причин, по которым кто-либо должен читать эти стихи и думать: "Я один из избранных, это не относится ко мне". Чем больше человек испытал на себе действие Святого Духа в своей жизни, тем более трезвым становится предостережение. Те, кому было дано многое, несут большую ответственность за то, что у них есть (Лк. 12:48). Поэтому трезвое предупреждение относится к истинным христианам.
Решительным сторонником этой точки зрения был Альберт Барнс. Он писал: "Знание, что отступничество было бы роковым, и не может быть никакой надежды на спасение, после того, как оно произойдет, будет более действенной профилактической опасность, чем все остальные средства, которые можно использовать...  К этому можно добавить, что средства, используемые Богом для того, чтобы сохранить Свой народ от отступничества, были вполне эффективными" (20). Барнс не верит, что всякий истинный христианин когда-либо совершено или будет совершено отступничество (21). Божьих средств сохранения избранных от отступничества много, и не последним из них является такое предупреждение.
Некоторые сочтут это положение непривлекательным, потому что они предполагают, что если ни один из действительно возрождаемых не отпадет, то предупреждение не будет иметь реального значения. Если отступничество невозможно, то слова бессмысленны и немы. Однако можно провести законное различие между невозможностью и тем, что я называю нереализованной теоретической возможностью. Послание к Евреям не называет отступничество невозможным. Что невозможно, так это возродить к покаянию того, кто совершил отступничество. Идея отречения от своей веры, отрицания Христа и жизни в гибельном грехе, безусловно, находится в сфере человеческих возможностей. То, что некоторые внешне исповедующие люди, такие как Иуда, уже сделали это, придает еще больше доверия к потенциальной, вечной опасности.
И все же, если у нас есть уверенность в спасении и свидетельство в нашей жизни о том, что мы действительно дети Божьи, несомненно, это правда, что мы не отступим. Но если бы мы сделали это, мы можем быть уверены, что нам грозило бы вечное проклятие без надежды на покаяние. Законно вводить возможность того, что чего-то не произойдет, чтобы мотивировать человека избегать этого. Мы регулярно предупреждаем детей о вещах, которых они, надеюсь, никогда не сделают. Например, мы говорим им, что если они будут играть на оживленной автостраде, они погибнут. Если этого никогда не произойдет, предупреждение по-прежнему остается в силе. До тех пор, пока опасность находится в пределах возможного для людей в мире, каким мы его знаем, предупреждение имеет мотивационную ценность.
Например, рассмотрите возможность уничтожения всей жизни на земле в результате ядерной катастрофы. Нам говорят, что у человечества есть средства для этого. Хотя этого никогда не случалось и многие вещи никогда не случаются, это достаточно реально, чтобы побудить нас избегать этого. Библия учит, что Сам Бог будет судить землю, поэтому мы можем быть уверены, что Он не позволит нам полностью уничтожить себя до того, как Он исполнит все пророчества в Библии. И все же мы были бы глупцами, если бы не воспринимали ядерную угрозу всерьез. Невозможность - это другое. Это то, чего не может быть из-за природы вещей. Мы не можем отрастить крылья и полететь на Луну, и мы не можем превратить свинец в золото. Известные невозможности не порождают ни страха, ни надежды, они являются плодом фантазии или иррациональности. Отступничество относится к первой категории. Это то, что могло бы быть, но для избранных этого не будет. Таким образом, это нереализованная теоретическая возможность, а не невозможность. Его возможность так же реальна, как ядерный холокост.

Вывод

Позиции 2 и 3, изложенные выше, не являются взаимоисключающими. Это правда, что люди, которые были частью видимой церкви, совершают отступничество. В их случае они оставили нас, потому что на самом деле они не были нашими (1 Иоан. 2:19). То, что Бог допустил это, является частью Его средств предупреждения Своего народа. Иисус знал, кто такой Иуда и что он будет делать, но привел его в число двенадцати. История о его нечестии послужила предостережением всем, кто читал евангельское повествование. Это относится к Валааму, Саулу, Исаву, Корею, Гименею, Александру (1Тим. 1:19,20) и всем другим, которые также потерпели кораблекрушение веры. Они, по-видимому, соответствовали категории, описанной в четырех причастиях Евр. 6:4,5, но оказалось, что они не в полной мере испытали благодать.
Верно также и то, что предупреждение об отступничестве адресовано всей видимой церкви. Это реально и имеет мотивационную ценность для истинного возрождения. Предупреждение настолько сильно, что оно действенно, и никто из тех, кого Отец дал Сыну, не погибнет. Они прислушиваются к предостережению и бегут к благодати Божьей, которая позволяет Его народу жить жизнью побеждающей. Они знают, что если бы они действительно хулили Святого Духа, оскорбляя Его и обесценивая Христа, подвергая Его открытому позору, они были бы безвозвратно прокляты. Эта страшная, отрезвляющая реальность возвращает Божий народ в Его любящие объятия. Я полагаю, именно поэтому автор Послания к Евреям был убежден, что его читатели "стоят в вере к спасению души" (Евр. 10:39).

1. William Lane, Hebrews 1-8 in Word Biblical Commentary (Dallas: Word, 1991), 141.
2. Arthur Pink, An Exposition of Hebrews (Grand Rapids: Baker, 1968; reprint, Swengel, Pa.: I. C. Herendeen, 1954), 290-293.
3. R C H Lenski, Hebrews and James in Commentary on the New Testament (Peabody, MA: Hendrickson, 1998; reprint, Minneapolis: Augsburg, 1966), 181, 182.
4. Lane, 141
5. Ibid.
6. Lenski, 183.
7. Albert Barnes, Hebrews to Jude in Barnes' Notes (Grand Rapids: Baker, 1996; reprint, London: Blackie & Son, 1884-1885), 128.
8. Lane, 141.
9. Ibid. 142.
10. Lenski, 185.
11. Lane, 142.
12. John Calvin, Commentaries on the Epistle of Paul To The Hebrews, from Books For The Ages, AGES Software, version 2.0 [CD-ROM] (Albany, OR: The Master Christian Library Series, 1997), 115.
13. Lenski, 187.
14. Simon J. Kistemaker, Hebrews in New Testament Commentary (Grand Rapids: Baker, 1984), 162.
15. Barnes, 130.
16. Calvin.
17. Lane, 143.
18. Sм John F. MacArthur, Jr., Faith Works (Dallas: Word, 1993), 175-192. Мак-Артур предлагает превосходное описание стойкости по Новому Завету, отличное от популярных представлений типа "спасен однажды спасен навсегда".
19. Calvin, 117 and Pink, 289 - 320. Пинк уделяет этому моменту много страниц..
20. Barnes, 131, 132.
21. Ibid., 131.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии