Об инакомыслии в Карагаче. Часть 1

  Скорее небо упадёт на землю, чем появится инакомыслие в Карагаче. Скорее Дунай потечёт вспять, чем появится инакомыслие в Карагаче. Это вместо эпиграфа...
  Хотя... Весной 1941 года на общем собрании на площади возле церкви по случаю создания первого в селе колхоза (надо же людей поагитироваать) председатель сельского совета, некий Воронков, сказал не без пафоса:
  "Мы сняли с вас румынское ярмо!"
  А один местный житель, некий Ванголов, ответил:
  "Вы сняли с нас деревянное ярмо, а надели на нас железное ярмо".
  Может, и не совсем зря сказал. Ведь за те девять месяцев, что была Советская власть, многих людей задавили поставками. Иные вывезли в райцентр по десять и более тонн зерна в счёт поставки. Например, Мийлосков Илия - тринадцать тонн пшеницы и кукурузы. Так что не один Ванголов был недоволен. А тот вовсе не был кулаком, как вскоре оказалось: сослали шесть человек с семьями, но Ванголова не тронули. И Мийлоскова не тронули: не нанимал людей, значит, не кулак.
  Тогда же Зина Горбатова, молодая женщина, сказала: "Хм, Басарабия кормит Россию. Дома в России им есть нечего, вот и приколбасились к нам. Нахлебники".
  Многие простые люди шептались: "Пришли в одних куфайках", удивляясь бедности народа Советской России. Так как были старики, которые прекрасно помнили царскую Россию. Богаче России государства не было,- и такое говорили старые люди, хотя, конечно, не всё было именно так. Но прошлое зря не идеализируют.
  Ванголову Советская власть тогда ничего не сделал, не посадила. Непонятно, почему. И Зине Горбатовой ничего не сделали, не наказали. Может, потому что женщина?.. Или , "кроме народа, никто не слышал", начальство не слышало или проигнорировало.
  Ванголова посадили в конце августа 1944 года, после повторного установления Советской власти в Буджаке и Придунайском крае. Посадили по другой причине, за другой проступок, но это долгий разговор...
  ... А в начале пятидесятых били представителей Советской власти, в том числе и председателя сельсовета Лосева,- нашлись храбрецы... Иные люди так и шептались: "Намеряа сэ и у нас унаци"... Нашлись и у нас юнаки)...
  Потом вроде бы поутихло, привык народ и к колхозу, адаптировались люди... "Научился и наш народ, как надо жить при Советской власти",- говорили простые люди... Иные говорили6 "Что у нас? Никого не гоним, никого не убили. Вот гагаузы в Етеликеве, да и в других сёлах, можно сказать, во всех, - вообще молодцы. Как только какой-нибудь приезжий, кто бы ни был - председатель колхоза, хоть агроном, хоть учитель (обычно жили на квартире), как только начнёт строить себе дом, чтобы навсегда укорениться, сразу собираются тёмной ночью и разрушают постройку. (Тут нужно пояснение автора: дома тогда строились глинобитные - из лампача или, чаще, из так называемого чамУра, то есть из смеси жёлтой глины с соломой). А что русские?.. Тогда всех приезжих, чаще это были украинцы, а не русские, называли русскими).
  ... А уже в начале 1965 года, после коляды, некий Паня как-то сказал... 
  ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
 
   
 
   
 
 


Рецензии
Страшное было время. Да и сейчас...люди "разные", не дают покоя.(((

Артемидия   25.12.2021 17:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.