Как всё начиналось

                СОДЕРЖАНИЕ

С чего всё начиналось (Алтунина Н.Е.)
Волошина И.В.
Гурьева Н.Г.
Ковалёва Т.И.
Глушков В.У.
Литвинов А.А.
Аференко В.А.
Носухины
Жабин В.Ю.
Василевский А.В.
Койфман М.А.
Сугоняк Т.Н.
Кучины
Филимонов Н.И.
Медведева Д.И.
Буйволов Н.Г.
Белозёров А.
Захарова Г.И.
Японская легенда.



                Предисловие Книги Памяти

     Уважаемые читатели. В Ваших руках книга воспоминаний о тех творческих людях, с которыми по воле Судьбы мне посчастливилось встретиться. Как говорится: на вкус и цвет товарища нет. У каждого из нас взгляд на неодушевлённые предметы самый разный, что уж говорить о людях талантливых, ярких личностях, обладающих сильными характерами.
     Книга эта, повторяю, это только мой взгляд и лично мои воспоминания минувших встреч. Любой и каждый человек волен взять в руки бумагу и карандаш, написать намного красочнее свои воспоминания. Я этому буду только рада, если появится целая серия воспоминаний о талантливых людях нашего города. Смелее и Бог Вам в помощь!
           Уважающая Вас, А.В. Боднарук.











                С  ЧЕГО  ВСЁ  НАЧАЛОСЬ

              (Личные воспоминания А.В. Боднарук)


                ОДНА… СО  ВСЕМИ

                Линия жизни выстраивается
                от пересечения с чьими-то жизнями.

     Размышляя над своим прошлым, прихожу к выводу: я, именно та женщина, которая искала и продолжает искать свой путь, своё счастье, свою линию жизни.
     Мне давно хотелось завести «Потаённую тетрадь» и писать в ней о своём, наболевшем… О том, как мне было одиноко в чужом краю, какая глубокая незащищённость преследовала меня, о ранимости своей души, о том, что в лице мужа я не обрела друга, а скорее - наоборот… Это состояние  я бы ещё назвала – пожизненное сиротство. Мне очень нужна была такая исповедь, прежде всего, чтобы понять, осознать все произошедшие события и свою роль в этой жизни. Но в бесконечной суете трудно найти нужные слова. В среде устоявшегося понимания всего временного, наносного, трудно вычленить истинное, правильное философское направление. И я решила для себя: надо жить, даже если не можешь ответить на вопрос: Зачем? Время само расставит всё по своим местам…
     Нет, в скупости Судьбу свою, я обвинить не могу. Именно Судьба протягивала мне руку помощи, в самые безвыходные моменты.
     Однажды, моя коллега по работе на хлебозаводе, Комлева Т.М. услышала по радио объявление, примерно такого содержания. Уже не помню, какого числа, в такое-то время, в Доме Культуры соберутся пишущие люди, чтобы решить какие-то там свои проблемы. Это была единственная возможность выйти на след тех людей, с которыми у меня, так сказать – духовная связь. И я пошла.
     На третьем этаже ДК, я бы так сказала, в зале собраний, уже сидели человек тридцать разновозрастных, мне незнакомых людей. (В ту минуту они мне показались вовсе - Небожителями). Я скромненько села с краешку на заднем ряду и приготовилась слушать. Выступала сперва, одна женщина, потом - другая. Я вслушивалась в слова обеих и пыталась хоть что-то понять из сказанного. Это было похоже на отчётное собрание двух литературных объединений: 1. «Слово» - руководитель – Алтунина Наталья Евгеньевна. 2. «Парнас» - руководитель Иртегова Любовь Петровна. Программа Алтуниной мне больше понравилась. Я для себя решила, что буду проситься к ней.
     Когда это «мероприятие», со стычками и словесной перепалкой, между двумя руководителями, наконец, закончилось, все направились к выходу, я, страшно волнуясь и часто заикаясь, обратилась с просьбой к Н. Алтуниной, чтоб, если не приняли меня в лит. кружок, то хотя бы позволили мне присутствовать на занятиях…
     Тут к нам подошла Бельтюкова Галина Георгиевна. Поздоровалась со мной. Это была моя соседка по саду. Когда я ещё была хозяйкой в том, первом моём саду, у нас с Галиной Георгиевной сложились хорошие отношения. Теперь, на правах секретаря Н. Алтуниной, она и замолвила обо мне словечко… Мне сказали: когда, где и в какое время, будет проходить занятие. Наталья Евгеньевна велела принести кое-что из того, что мною уже написано…
     Это было поздней осенью 1999 года.
     В назначенный день я пришла на занятие кружка, но не одна, а с внуком – Сашей. (Саша в то время был в третьем классе, хорошо учился, много читал и мы с ним пробовали писать стишки). На первом этаже ДК, в комнате № 2, члены кружка расположились за длинным столом. И так, как мы сели в тот день, мы потом садились, как школьники, каждый на своё место. Во главе стола сидела руководитель – Алтунина Н.Е. По левую руку от неё сидела Бельтюкова Г.Г., Носухина Т.Н., Унинская Г.С., Ковалёва Тамара Иосифовна, Светлана Яунзен, Лена Кравченко. По правую руку: Гурьева Н.Г., Волошина И.В., Я и Саша (внук), Глушков Василий Устинович, Ира Землянская  и Василенков Н.С.
     С первых слов почувствовалась жёсткая рука Алтуниной. Тем более предугадать её реакцию на сказанное – было невозможно. Она всегда была на своей волне и гнула только в ту сторону, где ей будет легче, ни с кем не считаясь. Как говорят: от такого характера и сатана – не пугало. Экономя каждую минутку, она нагружала наши, отвыкшие быстро соображать мозги, до такой степени, что у меня появлялась растерянность, граничащая с паникой: а потяну ли я такой темп работы? Когда я дошла уже до полного отупения, Алтунина решила дать отдых своим кружковцам и взялась за меня. Нервы у меня совсем сдали, я и двух слов от заикания вымолвить не могла. В результате только слёзы покатились. Мои бумаги перешли в руки Алтуниной и она, уже сама стала читать мои стихи: «А снег идёт наискосок», «За твой поцелуй», «Васильки»… Конечно, моим стихам требовалась доработка, но то, что из меня что-то может получиться, она вычислила сразу.
     И пошли дни кропотливой работы. Домашние задания я выполняла легко, но только дома. На людях я настолько терялась, что иной раз самое простое не могла вспомнить. Занятия длились без перерыва по три часа. День занятий – среда. Каждое такое занятие заканчивалось таблетками. Дня два я приходила в себя, чтоб на следующем занятии получить очередной стресс. Обеспокоились даже мои сыны. Моё здоровье резко пошатнулось. Дошло до того, что мои домашние стали отговаривать меня ходить на занятия. Саша (ученик 3 класса) переносил занятия легко. Его даже хвалили…
     Постепенно кружковцы перезнакомились. Только Гурьева Н.Г хранила надменное молчание. У неё уже были изданы две книжечки: «Малиновый звон над Кантатом» и маленькая, тонюсенькая – «Разнотравье», отредактированная самой Алтуниной. К тому же стихи Гурьевой попали в «Анталогию закрытых городов». Стихи многих начинающих поэтов попали в этот сборник, чем авторы чрезвычайно гордились. Проверять домашнее задание членов кружка Алтунина поручала Леночке Кравченко – худенькой девочке, потом я только узнала, что у неё уже двое детей. У Лены музыкальный слух и она остро чувствовала сбой ритма в стихотворении. Я же по натуре – прозаик, стихи писала только по требованию Алтуниной, то есть – неохотно.
     Другим членам кружка «игры на сообразительность» даже нравились. Мне – нет. Короткие творческие вспышки – не для меня. Я люблю основательно, забившись в уголок, отдаться мечтаниям и «родить» сюжет, который бы без остатка затянул в свои сети читателя… У меня уже стало проскальзывать лёгкое разочарование от происходящего, да и сам кружок стало лихорадить. Алтунина не стеснялась в выражениях… На ровном месте могла накричать, унизить, поставить своё «хочу», или у неё появлялось  «сложившееся обстоятельство», в ущерб дожидавшихся её кружковцев. С нею никто не спорил, себе дороже… Иногда к нам в гости приходили заезжие поэты.  Прочитала Светлана Мель свой венок сонетов «В ключе скрипичном». И даже в своей предвыборной агитации к нам наведался Баховцев Г.Я. Посидел, послушал. Я тогда читала свою сказочку «Просто так». Алтунина сделал мне замечание, дескать, несколько затянуто начало. Баховцев вступил с нею в полемику, утверждая, что сказка очень нужная, и актуальная и пусть остаётся без изменений. Нас сфотографировали и поместили фотографию на страницу газеты «Город и горожане».
     В трудах и заботах пролетела зима. А где-то в середине мая 2000 года Алтунина объявила мне о том, что «согласна, меня и Сашу принять в кружок». Однако мы должны в стихотворной форме написать заявление. Сама процедура принятия нас в «кружок»  (в литературное объединение «Слово»), в литературной гостиной ДК будет происходить в присутствии гостей.
     Вместе с Сашей мы вечерок посидели и написали «Заявление» от имени Саши. Своё заявление я написала в виде сказки. (В несколько доработанном виде эта сказка вышла в свет). Сказка называется – «Дворовый сход».


«Литературное объединение «Слово»»


Красивая афиша две недели красовалась у входа в театр. Мой сын, Гриша, даже сходил и сфотографировал её, на память. Но то, что происходило на самом вечере, я от волнения смутно помню. Что-то мы с Сашей читали, другие члены кружка развлекали гостей своими стихами. Алтунина в сокращённом виде прочитала мою сказку. Присутствующие слушали и даже обсуждали: достойны ли мы права быть в числе членов литобъединения «Слово». Голосовали. Приняли нас. Тогда же нам объявили, что распускают нас на летние каникулы.

   В начале сентября Алтунину посетила мысль - сводить нас в поход.  Так сказать - провести занятие на свежем воздухе, на природе. Это уже был второй поход. Мы уже ходили всем кружком на Троицу, в недавно открывшуюся в нашем городе церковь. Потом над озером устроили небольшой пикник. Обвязывали по древнему поверью ленточками берёзки… и, конечно же, по заданию А. писали стихи. Я так «с лёту» даже не пыталась писать. Нечего мучить себя попусту. Лучше, потом, дома написать. Мы с Сашей веночки плели из разнотравья, всем кружковцам. Потом эти веночки мы бросили в воду, согласно обычаю – загадывали желание. Это действо внесло в наше необычное занятие некоторый колорит. А стихотворение я написала, оно так и называется «Троицын день».
     А в сентябре мы пошли за КПП за микрорайон. Разожгли костёр, чаёвничали, читали уже написанное, а потом А. нас послала в лес для того, чтобы каждый себе нашёл тему для стихотворения. Я же нашла тему для детской сказочки. Она и была написана 15 сентября 2000 года. Сказка называется – «Лесные сестрички». Ещё через неделю А. поспособствовала публикации моей маленькой сказочки «Кто самый красивый». (Н. А. в то время работала в редакции газеты «Город и горожане.) На газетной страничке у сказочки даже рисуночек был. Сказка горожанам понравилась. А в память об осеннем походе остались фотографии.

 

     Тот год был особенным годом. Город Железногорск праздновал свой 50-тилений юбилей. Особо не надеясь на наши силы, А. в конце занятия объявила, что желательно написать прозу, на тему: «Я люблю тебя, мой город». И уже завтрашним утром принести написанное в редакцию городской газеты. Домой я пришла, как всегда вымотанная «до нельзя». Десятый час. Поела, и спать легла. Но уснуть не получилось.  Мой мозг всерьёз принял задание. Я стала вспоминать, как я приехала в этот город. Мои воспоминания усадили меня за письменный стол, и я, обливаясь слезами, что-то там написала, прежде всего, чтоб душу освободить. Утром проснулась в 4 утра, села за печатную машинку. Напечатала, отнесла в редакцию, отдала лист бумаги охраннику и к 8 часам помчалась на работу.
     Перед самым праздником, в школе № 102 проходила презентация детского сборника стихов «Я в этом городе рождён». В ней были напечатаны стихи моего Саши.  (Тоже стараниями Алтуниной). Нас, кружковцев, позвали на это мероприятие. С букетом, я, Саша и его мама, скромненько сидели, слушали выступающих. Дети читали наизусть те стихи, которые были опубликованы в книге. А мы с Сашей написали новое стихотворение и отрепетировали его…
     Короче, Саша, в костюме с бабочкой, вышел на сцену. Припав на одно колено, подарил букет Н. Алтуниной, а потом начал читать с листа. Детский голосок на грани срыва, повествовал о духовном единении творческих личностей. Из выступавших детей, он был последним. В зале – полная тишина! Потом эта тишина взорвалась аплодисментами… Это был триумф! Марина должна была сфотографировать сына во время чтения, но она от волнения – просто забыла это сделать. Настолько напряжённым был момент. Но телевидение оказалось на высоте.  Сашу ещё несколько раз показывали по телевидению. Алтунина была довольна своим воспитанником. (Саша читал свои стихи перед горожанами с крыльца ДК, участвовал в КВНе…) А мне в тот день Алт. шепнула, что когда редакционная комиссия читала присланные горожанами работы по прозе, от моей работы «все просто легли со смеху». Я не знала, что и думать, ведь, когда я писала – плакала, а они – ухохатывались… Ладно, смолчала. А через пару дней я сидела у Нины Гурьевой и слушала в её прочтении стихи, которые были подготовлены ею к публикации книги «Жёлтый вальс». Нашей задачей было: дать её книге имя. Вдруг, по местному радио объявили о том, что эссе, Анны Боднарук «Яблони родного города», редакцией газеты «Город и горожане» признано «Победителем в творческом конкурсе «Я люблю тебя мой город!» в номинации «Признание в любви» посвящённом 50-тилетию Железногорска.
     Я сидела, слушала и ушам своим не верила. «Это – Я! Моя работа – победитель…»
     Гурьева округлила глаза, пожала плечами, потом опомнилась, поздравила меня. «Ну, раз комиссия так решила… привыкай к славе». В её словах слышался другой смысл: «Кто ты такая? Как посмела быть первой?..» Я, как обычно, сделала вид, что написанную на её лице неприязнь не заметила, не поняла…
     Домой я ехала счастливая! В автобусе смотрела на пассажиров и думала: кто ни будь из них, догадывается, что я теперь – Знаменитость?.. Наконец и моей биографии коснулась Слава!..
      На празднестве, посвящённом Дню города, мне, в кинотеатре «Спутник», при большом стечении народа, вручили «Почётную грамоту» и тысячу рублей в конвертике. (Я, потом, немножко добавила и купила себе в новую квартиру диван.) После вручения начался КВН. В команде, наряду со взрослыми (Алтунина Н.Е. и её сын, и ещё одна женщина) принимал участие наш Саша. Ему тогда подарили большого плюшевого тигрёнка.
     Газета «Город и горожане» посвятила этому мероприятию целую страницу. Сам рассказ «Яблони родного города», моя фотография и несколько фотографий других участников номинаций – вручение премий.
     У меня, на работе, люди по-разному к этому отнеслись. Поздравляли, но непременно спрашивали: «Сколько тебе за это заплатили?..» Этот вопрос неприкрытой зависти меня просто раздражал. Очень хотелось ответить чем-то колким, но в то же время я понимала, что это простые люди и весь их интерес сводится к деньгам. Говорить им о «Высоком» - это всё равно, что дальтонику показывать цветной телевизор…
     А тем временем обстановка в кружке накалялась. Гурьева Н.Г. , окончательно разочаровавшись в полезности кружка, ходить на занятия перестала.  У Лены и Светы дома семья, дети. Носухину и Унинскую Алтунина попросту выгнала, как неперспективных. Я, то работала, то болела, наконец, дошла очередь и до меня.
Однажды, я пришла с Сашей на занятие, но первое, что произнесла руководитель кружка, это: «Анна Васильевна, вы отчислены. Саша пусть остаётся, а вы покиньте помещение». Просто и без всяких объяснений. Ушла я вместе с Сашей. Оставлять ребёнка на милость Алтуниной, я побоялась. И до этого Алтунина, то придёт на занятие, то ей «некогда», и мы одни занимались. После моего ухода кружок просто развалился. Но пишущие люди ещё несколько лет собирались на территории городского парка. В основном в скверике, напротив «Чёртового колеса». Лидером старушки избрали меня, не за литературные способности, а за умение расположить к себе людей. Мы встречались, читали свои работы, праздновали дни рождения, гуляли по парку, общались. Мы так и держались коллективом несколько лет, только без Алтуниной.
     Я много раз в своей жизни слышала наставления: не нужно оглядываться назад, жить воспоминаниями, а нужно идти вперёд. Только я знаю одно: Создатель ничего не даёт человеку лишнего, и если человек что-то не может забыть, значит - эти воспоминания ему нужны, ибо он что-то не до конца понял. Именно поэтому я поступаю с точностью до «наоборот». Бессчётно раз оглядываюсь назад, пересматриваю жизнь по крупице, чтобы понять: почему жизнь сложилась именно так, а не по-иному? И ещё спрашивала себя: почему с такой лёгкостью ушла с кружка, в который я так стремилась? И тут нужно ответить и на другой вопрос: какие знания ты приобрела в кружке и на что ты надеялась? Надежды мои не оправдались. Нельзя взять то, чего нет. А то, что есть – мне не нужно. Поэтому всё к этому шло, а Алтунина, как более опытный человек, быстрее оценила обстановку и сделала то, на что бы я сама не решилась. С нею мы разные. Она – жёсткая, я – лиричная, мечтательная, хоть и упрямая, да и характер за мою нелёгкую жизнь выработался твёрдый. По крайней мере, ломать своё «Я» - никому не позволю. Свою стезю я давно наметила. Алтунина  же воспитывала поэтов, притом на ранней стадии творчества. За уши вытягивала на свет Божий тех, кто писал «для себя». Меня же при всех упрекала за то, что «Мне уже телефон оборвали! Звонят из школ, благодарят после того, как Анна Васильевна там побывает…» Вот, только в школы я ходила по приглашению не со стихами, а со своими сказками…
     Два совершенно разных характера, но мы – ровесницы. За моими плечами коллектив большого завода, в котором я – своего рода лидер. И многолетний опыт газетной работы на заводе, тоже что-то да значил. Конечно, она это знала и по-своему оценивала. Я, хоть больше молчала, чем говорила, но на меня оглядывались кружковцы и даже кое в чём копировали. Она поняла, что я именно тот «ученик», который, прежде всего, «включает» свой ум… По моим «домашним заданиям», которые А. , брала на проверку, было ясно: новенькая пришла со своим багажом знаний и житейского опыта. Может быть даже пожалела о том, что повезла меня в Зеленогорск на литературный семинар… Были случаи, когда А. оглядывалась на меня и относилась ко мне, как к равной, хотя в те годы я только робко голову приподымала как писатель…
     Особой тяги к поэзии у меня не было. Писала я стихи в очень редких случаях. В кружке единомышленников я всё же выглядела белой вороной. И чтоб хоть как-то выправить положение, А. пригласила меня, чтоб провести занятие индивидуально, к себе в редакцию газеты. В тот день она была – сама доброта. Показала мне азы стихосложения. Я и теперь повторяю ею сказанные слова: «Не жалей бумагу. Работай на результат…» В знак благодарности я подарила ей коробку конфет, а через короткое время, А. сделала подарок, равный по цене, а может быть даже дороже, моему внуку на день его рождения. Хотя от других кружковцев принимала подарки – сумками, только за хорошее к ним расположение. И ещё немаловажный факт, который следует упомянуть. Когда я, по её требованию покинула кружок, то у А. остались мои бумаги, в том числе тетрадь с моими рассказами для детей. Эти рассказы читали многие в редакции городской газеты. (Там были рассказы: «Алёшкина любовь», «Алёшкины туфельки», «Где живёт ветерок»…) Я, не желая лично встречаться с А., пыталась вернуть свои бумаги через многих людей, но тщетно. На их просьбы А. отвечала: «Пусть А.В. сама придёт за ними». Написанные рассказы мне было жаль потерять, пришлось идти. Это случилось месяца через два после моего ухода. «Здравствуйте. Я пришла за тетрадью и за своими бумагами», - ровным, бесцветным голосом, сказала я.  Мне показалось странным то обстоятельство, что мои бумаги лежали в стопке бумаг на её столе, которые были постоянно в работе… Что стояло за её желанием лично со мною  встретиться?.. Желание сломить мой характер, как она это делала с другими людьми, даже не прилагая особых усилий. Заставить меня унижаться, просить о возвращении?.. Но я не из той породы людей, которые стелятся травой, во мне твёрдый стебель. К тому же… я получила возможность идти своей дорогой, ни на кого не оглядываясь.
     Да, Н. Алтунина – своеобразная личность, с очень сильной, подавляющей людскую волю энергетикой. Мне это трудно объяснить, но много раз получалось так, что нам приходилось сидеть, на большом расстоянии друг от друга, но в одном помещении. Её присутствие я определяла по внезапной головной боли, по непонятно отчего возникшему удушающему кашлю. Мне не удавалось пересилить это неприятное состояние, ничего не оставалось делать, как только – покинуть помещение. Я уходила. Уже в коридоре моё самочувствие восстанавливалось. Стояло вернуться в зал – всё повторялось. Я не вправе думать о человеке плохо, но факт остаётся фактом. Мы те две медведицы, которым тесно в одной берлоге, а первенство мне абсолютно не нужно.
     Как бы я ни относилась к Алтуниной Н.Е., но нужно отдать должное этому неординарному человеку. Ту работу, которую делает она, по объединению поэтов в нашем городе и составлению различных поэтических сборников, её опыту, обширным связям, положа руку на сердце, нужно сказать: такой тяжёлый воз сможет сдвинуть с места только она. Заменить её просто не кем. Жаль, здоровье у неё «оставляет желать лучшего». Иногда создаётся такое впечатление, будто культура в городе сходит на нет… Желающих подставить сильное плечо, да ещё по доброй воле… Э-эх, время покажет!
     Через какое-то время меня пригласили посещать литературный кружок, руководителем которого был Филимонов Николай Иванович, при библиотеке им. Горького. И что же? Я начала посещать. Молча сидела, слушала, как разбирали по косточкам стихи местных поэтов. Всё сводилось только к поэзии, до прозы руки не доходили. Всего один раз мне дали возможность прочитать свою сказку. И тут же тонко намекнули мне, что этот кружок – для поэтов. Тогда, неожиданно для меня, возмутились некоторые члены кружка и стали яростно доказывать, что я, как прозаик, тоже имею право приходить на занятия. Хотя, занятиями это можно было назвать с большой натяжкой. Большинство кружковцев – это люди, покинувшие кружок Алтуниной. Мы так и держались вместе. Именно тогда я и познакомилась ближе с Волошиной И.В., как с человеком. Наши взгляды на многие вещи были так похожи, что, переглянувшись, слов было уже не нужно. А вскоре кружок Филимонова благополучно развалился. Поэт он хороший, а руководитель – увы.
     Потом несколько раз я присутствовала на занятиях кружка у Л. Иртеговой. Уходила с мыслью: «О, нет и нет! Это тот человек, который ломает творческих людей через колено… Я свой украинский говорок никому ломать не позволю… Это моё, мне Богом данное…» Много раз меня уговаривали ходить к ней, как к признанному мастеру слова, я отнекивалась. И.Волошина у неё подзадержалась, но ничего хорошего ни у неё, ни у Калитени Р.С., как и у многих, кто когда-либо посещал её кружок, не получилось. Творческие люди – каждый на особицу, и давить на них никак нельзя, кем бы ты себя ни считал…
     Кружки разваливались один за другим. Гурьева Н.Г. начала ездить в Красноярск на творческие посиделки. Меня звала, но я на это уже не пошла. За славой я не гналась, а новые знания получить я уже не надеялась.
     В кружок к Василенкову Н.С. я тоже ходила, но только за тем, чтоб повидаться с единомышленниками. Руководитель из него, как из собачьего хвоста сито. Ко мне он относился, да и сейчас относится с большим уважением. Именно я организовывала посещение кружка…
     Теперь мы постарели. Романтиков среди нынешней молодёжи – не наблюдается. Собираемся в библиотеке у Горопченко два раза в год на «литературные посиделки», как я называю эти сезонные чтения, но и это не надолго. Эмма Горопченко тоже уже не молодая, а будут ли у неё последователи? Время покажет.

                03.01.12 года.

     Перечитывая пожелтевшие вырезки из газет, я обратила внимание на целую страницу газеты «Город и горожане» № 19 за 7 марта 2007 год. Не трудно подсчитать, что это интервью дала газете Наталья Алтунина как раз перед её 55-тилетием. Всё о чём говорится на странице, для меня не ново. Как говорится – «слышала и не раз». Однако автор статьи Александр Жетменов напомнил мне об одном событии, свидетелем которого были Ида Волошина и Я, и ещё многие зрители «поэтической дуэли: «Я и Ты», в которой «к барьеру» вместе с Н. Алтуниной вышел заслуженный артист России, театральный режиссёр и тоже поэт – Маркс Койфман. Тема поединка: взгляд на любовь с мужской и женской точек зрения, который вылился в целый поэтический спектакль. Покровительница стихотворцев муза Эрато осталась чрезвычайно довольной». А уж как мы, зрители, сидящие в зале кукольного театра «Золотой ключик», были довольны! Мы ловили каждые сказанные ими слова. Ведь читали свои стихи мастера поэтического слова… Даже я, очень не любившая небритых мужиков, М. Койфмана слушала, не замечая его неприглядной щетины на лице. Но всё это отошло на второй план, когда по дорожке между рядами, к сцене побежала совсем ещё маленькая девочка, которая перебирала ножками так, как бегут детишки, научившиеся только недавно ходить. Девочка бежала к своей бабушке. А её бабушкой была – Наталья Евгеньевна.
     До этой минуты я знала Алтунину, как человека жёсткого, не сдержанного в своих выражениях, а порой просто взрывного характера. В те годы я её даже побаивалась… Но, вдруг, у этого «монстра в юбке» (несколькими годами позже она сама так о себе сказала), счастьем озарились глаза, расцвело лицо, помолодело. В тот самый миг я увидела в ней – мать, бабушку, женщину и просто человека, который способен нежно любить… Ради этого переломного момента стоило прийти на концерт…
     Многие строчки её поэзии запали в душу и заставили задуматься:

В невероятной суете
Мы ищем этой жизни смысл,
Как голову червя – в хвосте,
А в свете звёзд далёких – мысль.
И так вот снова и опять…
А есть ли смысл в том, чтоб искать»

             *
Но уже тогда поразили её строчки:

Не верю,
что исчезну в темноте.
Я буду солнцем, музыкой, травою,
твоим дыханием и твоей весною,
и музыкальной строчкой на листе.
Да, я уйду.
Но снова в мир вернусь.
Не повторюсь. Приду совсем иною.
Приду, чтоб снова встретиться с тобою.
У этой встречи будет горький вкус…

      Лирика Алтуниной не остаётся незамеченной у смежных творческих дарований. Например, с большим желанием стихи Натальи выбирает для текстов своих песен Железногорский композитор Геннадий Новиков. Песни эти становятся украшением авторских концертов, трогая слушателей необыкновенным лиризмом и мелодикой.

                ***

            КОРОТКИЕ  ВЫПИСКИ  ИЗ  ДНЕВНИКОВ  А.В. БОДНАРУК    

               
7 апреля 2012 года.
     Вчера были весенние чтения у Э.Н. Горопченко. Меня поздравили с выпуском новой книги «Размышление с многоточием». И ещё поздравили с выпуском новых книг Н. Алтунину и М. Мельниченко. У них стихи, у меня – проза.

     Объявили, что 15 марта 2012 года не стало Тойво Рянеля. Это для всех стало шоком… (Я читала его книги (стихов и прозы), видела его картины, ходила на встречу с Великим Человеком. Счастлива, что мне посчастливилось слышать то, что он хотел сказать людям.

                ***

30 апреля 12 года.
     Вчера ходила в музей. Там, под руководством Н. Алтуниной, записывали на камеру стихи местных поэтом. … и я в том же стаде. Алтунина сперва проверяла те стихи, которые люди намеревались читать. Это тоже серьёзный стресс. Конечно, и у меня учащённо забилось сердечко, когда Алтунина взяла в руки мою тетрадь. Но, после каждого прочитанного ею моего стихотворения, слышала её низкий гудящий голос: «Молодец, Анна Васильевна!» И так все 4 стиха. Началась запись. Заикания у меня не было, но голос от волнения изменился. То, что из этого получилось – покажут по телевизору.

                ***

16.07.12 года.
     Позвонила Н. Алтунина. Битый час болтала о том, о сём. Это первый раз в моей жизни. Зауважала меня «холера ясная» как прочитала мою книгу «Размышление с многоточием». Она ж в музее работает и это её обязанность… Велела принести «на хранение» все остальные мои изданные книги. Была неделя дождей и я, чтоб не терять время – поехала. Отвезла четыре мои книги. Книгу «Моя родословная»  я только показала Алтуниной, она читала её только пока я сдавала в библиотеку остальные книги. Потом сказала, что у меня хороший слог и написано толково… А те книги, которые я сдала, Наталья взяла себе читать. Потом ещё оказалось, что нужен паспорт для заполнения акта приёма… Пришлось мне ехать второй раз.
    Н. Алтунина показала макет книги «Антология закрытых городов». У меня неправильно написали фамилию. Из стихотворений выбрали одно – «Бузина».

     …Нашлась Г.Г. Бельтюкова. Её долго искала Алтунина. Оказывается старушка упала, всё тело болит, а хуже того старость ум укорачивает…

                ***

06 декабря 12 г.
     Самое сложное – это рассказать простую историю. К чему я пришла на старости лет? К описанию того, что у всех перед глазами, но так, чтобы люди увидели в этом высокий философский смысл. Постичь этот смысл сначала предстоит мне самой. А потом, разделив его на составляющие, отдать его людям…

     Меня пригласили «что-то почитать» умственно отсталым людям. Оказалось, что они даже букв не знают… А я ещё немножко приболела, температура поднялась. И всё же я бы хотела прийти на встречу с этими людьми – почитать им сказку. Н.Е. Алтунина посоветовала именно меня пригласить. «Кто же с ними может поговорить, как не сказочница…» А про себя я подумала: «Ничего в жизни случайного не бывает, видимо Боженька что-то хочет мне этим сказать, подтолкнуть к какой-то мысли. Как тут откажешься?
    
     Сегодня приснился мне сон, будто я принесла (ещё работая на заводе) директору заявление на отпуск. А директор не кто иной, а – Гитлер. У меня так и похолодело в груди. Он же мне предложил сфотографироваться с ним. И, вот, стоим мы: Я, Гитлер, а между нами – мешок с мукой.
     Проснулась и подумала: видимо меня ожидают большие испытания. Мука – это мучения, а Гитлер – тут и говорить не о чем…

                ***
09.12.12 г.
     Ходила я в Дом инвалидов, читала им сказку «Желтокрылая бабочка». Понравилась ли сказка инвалидам, а нормальным людям сказка очень понравилась. Такая тишина стояла. Люди боялись слово пропустить. Алтунина тут же вынесла свою характеристику мне, как автору:
     - Вы заметили? Анна Васильевна пишет так, что вживую видишь картинку. Не только люди, каждая травинка тебе улыбнётся… А знаете, как А.В. со словами работает?!  В нашем лит. Объединении никто со словом так тщательно не работал…А пословиц она столько собрала!.. Я поражаюсь её работоспособности…
     Я слушала и думала: «Что ж ты меня, такая прозорливая, выгнала из этого объединения?..»
     На этой встрече присутствовали: Алтунина Н.Е. , И. Землянская, Р. Калитеня, Я и должна была прийти Г.Г. Бельтюкова, но она почему-то не пришла, хоть и обещала прийти. (Чудит эта Бельтюкова. Уже два месяца в музее её дожидается коробка с выпущенными её книжечками… Алтунина принесла одну книжицу. Мне сказала, что хотела мне показать. Заодно пожаловалась на неблагодарность Бельтюковой Г.Г… Ведь именно Бельтюкова была правой рукой Алтуниной на кружке.)


                ***

07.07. 13 год.
     День Ивана Купалы. Я сегодня дома. На улице жарко – это для моего здоровья большой минус. Что тут скрывать, здоровье катится под уклон, с каждым годом убыстряя ход. Особенно это заметно в саду. Даже самая мелкая работа отнимает много сил и времени. Вечером… дома смотрю на свои бумажные залежи и чувствую себя виноватой…

     Позвонила Галя Магера. Галя звонит не так часто, а только когда душа попросит поговорить с человеком, близким ей по духу. В этот раз она рассказывала о том, как ходила к Наталье Алтуниной. Алтунина помогает ей (за деньги) подготовить её стихи к печати. Но вся беда в том, что Галя – человек лиричный, музыкальный. Алтунина же человек прямолинейный, всяких лирических отступлений, сравнений… просто не признаёт. Она не может так чувствовать природу, тем более очеловечивать природные явления как Галя. От того считает проявление лирики в стихотворчестве лишним и не нужным. Получается, что это уже не правка, а обрезание крыльев поэту. Галя сильно разочаровалась в Наталье и небезосновательно боится, что их общение для дела может быть губительным…

                ***

01.08. 13 года.
     Работаю много, даже правая рука «развилась». Разрываюсь между садом и писаниной… Вчера (обязанность) отнесла в Музей свою книгу: «Размышляя, живу». Н. Алтуниной очень понравилось название книги. К тому же, версию о том, что в «названии книги не должно быть запятой», она напрочь отвергает. А ещё попросила Наталья прислать мою дневниковую выписку на тему литературного объединения «Слово». Сегодня я отнесла ей выписку и 27 фотографий на эту тему. Моя выписка с перцем, но я ничуть не опасаюсь, что Алтуниной это может не понравиться. Она ни в чём меня не сможет ущемить. Я к ней за помощью не обращаюсь, своим умом живу.

                ***

26.09.13 года.
     В центральную библиотеку не понесла новую книгу. Ждала, когда выйдет из отпуска Е.А. Вещикова, ведь её фамилия фигурирует в книге.  Е.А. приступила к работе 17.09 , а я неожиданно заболела. Неделю отсопливила. Потом позвонила Вещиковой с вопросом: сколько книг нужно принести? Оказалось 9 книг. Разговариваем мы всегда тепло, будто знаем друг друга очень давно. Короче, пришла я к ней в библиотеку, отдала книги для библиотек города и ближних деревень. 2 книги подарила самой Е.А. – для её внучек. Стихи детские Е.А. начала читать прямо сразу и вслух, с восторгом комментируя… Дальше мы говорили о разных разностях. Вдруг Е.А. говорит: «Посидите вместо меня на выдаче, а мне нужно на малое время отлучиться». Ладно. Минут через 15 – приходит она и приносит капли в нос на прополисе. Это она где-то по блату достала мне лучшее лекарство, чтоб я не болела. Это для меня дорогой подарок. Я тронута таким подарком…

     Дальше, позвонила мне Алтунина, (Наталья меня удивляет тем, что звонит и откровенничает по разным вопросам. Десять с лишним лет мы друг друга в упор не видели, после того, как она выгнала меня из лит. Объединения «Слово» за недостаточностью таланта. У неё в почёте была Бельтюкова). Теперь по всякому поводу причисляет меня к этому её кружку по интересам. (Слышать её голос с её ложными улыбками, мне крайне неприятно, коробит… когда понимаешь, что это не с доброй души, а у неё есть какой-то свой интерес. Поэтому с первой минуты напрягает и настораживает…)  Так, вот, звонит мне Алтунина и просит принести фотографии связанные со «Словом». Вспомнила что я читала выдержки из своего дневника о Гурьевой и предложила принести кое-что из написанного о «Слове». Саша из моего компьютера скинул на бумагу тот рассказ о моём пребывании в слове и я, без всякой правки, как было в жизни, (невзирая на личности), отнесла ей. Прочитала Наталья, как она потом сказала «с большим интересом». Посетовала на то, что надо мне было прикрикнуть на неё, что она «не туда повернула», в смысле – по её вине кружок распался. Мы же собирались в парке и продолжали заниматься, только без неё. Но, вместе с тем, она одобрила тот факт, что выпроводила меня из кружка. «Вы – прозаик и с вами надо было заниматься по другой программе…» Объяснила бы она тогда мне и всем присутствующим при этом причину отчисления, а то вышвырнула, как непригодную, а теперь, как ни в чём не бывало причисляет меня к «Слову». Я сама на ноги поднялась, без её помощи и ценных советов… Мало того, Алтунина всячески пытается втянуть меня в свой проект и чтоб я публиковалась у её сына, а она, чтоб правила мои работы по своему усмотрению. Нет, голубушка, я не хочу, чтоб она даже прикасалась к моим работам…

     Прошло ещё какое-то время, опять звонит Алтунина. Из какого-то Красноярского журнала потребовали прозу. А прозаиков в нашем городе – чуть да маленько. К тому же за лист публикации – 900 рублей. Как я ни отказывалась, но под предлогом «честь города», я скрипя сердце согласилась. Отнесла ей некоторые работы на диске. Через пару дней – звонок. С восторгом отнеслась о моих «творениях». Ладно.

     На прошлой неделе опять звонит Алтунина. Умерла Татьяна Мишанина, Член Союза Журналистов. Я её никогда в глаза не видела, но отказаться  помочь накрыть стол на поминки – не смогла, это грех. В Ритуальном зале я не была. В музее в «Избе», вместе с другими работниками музея, накрывала на стол. Пришла помогать Галина Процкая из радио. Мы встретились, как давние знакомые. Она проводила радиопередачу по поводу выпуска моей книги сказок «Счастье человечье». Три книги было в моей сумке: «Нарисовано словом», «Размышляя, живу» и «Самая красивая тайна». Я не раздумывая, да и некогда было, отдала их Процкой.
     Алтунина вернулась с Ритуального… Её трясёт, еле сдерживает рыдание. Я плачущую Алтунину никогда раньше не видела. Рассказала, что из Ритуального зала похоронную процессию выдворили раньше времени. Мало того, так спешили, что при погрузке – уронили гроб с покойником…
     В речи, которую сквозь слёзы произнесла за поминальным столом, Алтунина, опять меня назвала, как представителя «Слова». Я только вздохнула, не ко времени возражать. Удивило то, что Алтунина не знает молитву «Отче наш»…

                ***

30 ноября 2013 года.
     Попробую всё описать по порядку. А начну с презентации Галины Ивановны Магеры, которая состоялась в музее в «Избе», 23.11.13 года. Книжечка приятная на вид. Под названием «Летний дождь» Редактировала конечно же Н. Алтунина, рисунок для обложки подбирал сын Алтуниной. (Капельки на оконном стекле и радуга). 48 страниц! Это вторая книга, сборник стихов Гали Магеры. Я рада за неё!
     К 13 часам я немного опоздала. В выходной день автобусы нарушают свой график работы, пришлось ждать на холодном ветру… Когда уже вошла в зал, то услышала слова Алтуниной, которая уже с кем-то говорила обо мне. Я ещё подумала: «Сегодня у Гали праздник, а при чём тут я и мой внук Саша?» Но потом догадалась, что это был отчёт руководителя лит. Объединения «Слово», о проделанной работе за 15 лет. Обстоятельно перечисляя события и имена творческих людей, прошедших через «Слово», Алтунина, местами веселя присутствующих шутками, надрывая свой осипший голос, делала то, что она задумала. (Я слушала и вспоминала свою презентацию и Е.А. Вещикову, которая много раз мне повторяла, дескать – это мой праздник и как я поверну, таким и будет климат на вечере. «Главным действующим лицом на творческом вечере является автор!..»  - наставляла меня Вещикова.  На этом вечере Галя была только исполнителем воли Алтуниной, которая окриками и свирепым взглядом держала всех присутствующих в повиновении. Это создавало напряжение и вызывало внутренний протест. Но такова манера поведения этого человека и спорить с нею – себе дороже.
     Обо мне Алтунина сказала, что… «Мы Анну Васильевну поначалу не рассмотрели. Но это уникальная семья. А.В. привела своего внука Сашу…У А.В. много написано книг и собрано великое множество пословиц…»
     Присутствовали на вечере: Галина Павловна из библиотеки им. Горького. (Вещикова тоже была приглашена, но ей пришлось няньчить полугодовалую Вареньку – внучку), В. Болгов, М. Мельниченко, Г.Г. Бельтюкова, И. В. Волошина, Г. Горская, Р. Калитеня, И. Землянская, инвалиды - колясочники, стихи которых опубликовала «Литературная газета». Муж и сын Гали – красивые ребята. Преподаватели из музыкальной школы, где Галя училась, и которые потом играли на различных инструментах, а Галя пела ею же написанные песни, на её же стихи. Выступали Галины земляки – украинцы в национальных костюмах и я сказала несколько слов о творчестве Гали.
     Людей с Галиной стороны было не так и много, т.к. вечер был рассчитан на двоих. Вторым автором должен был быть Н. Буйволов, но старик на этот момент попал в больницу…
     Присутствующие читали Галины стихи, разыгрывали интермедии, дарили сувениры, было много цветов…
     Домой я шла с Раей Калитеней, Галиной Горской. Люди почему-то сравнивали мою презентацию и Галин вечер. «Тут и масштаб не тот», - заметила Горская. И тут же отметила Вещикову, как прекрасного организатора моего вечера… Мне было приятно слышать оценку людей знающих в этом толк.
     Дома я просмотрела подаренную Галей книгу и мне стало жаль, что многие стоящие стихи не были прочитаны на вечере, а только юморные. У Гали есть сильные стихи философской направленности и лирические стихи. Но… так скомандовала Алтунина. Галя потом, уже по телефону мне рассказала, как шла подготовка и что ей пришлось от неё вытерпеть. Список приглашённых жёстко корректировался Алтуниной. А какой скандал был из-за того, что Галя самовольно пригласила Г. Бельтюкову, с которой у Алтуниной разладились отношения… (Но это же Галин вечер и при чём тут Алтунинские предпочтения…) Я благодарила Бога за то, что даже тени подобных недоразумений  не было на моём вечере. Я, зная характер Алтуниной, всему этому нисколько не удивилась… Попробовала бы она на моём вечере покомандовать…

     Через пару дней позвонила мне Алтунина. В музей привезли литературно-художественный журнал «Литература Сибири № 1 – 2013 год. В журнале, в самом начале книги Н. Алтунина «выторговала» место для членов лит. Объединения «Слово» города Железногорска. В него вошли: Б. Аверьянов, сама Алтунина, А. Боднарук, Н. Гурьева. И. Землянская, Л. Листратова, Т. Мишакина и А. Чепелев. (Мне это удовольствие обошлось в тысячу рублей. Я попросила Алтунину «больше меня в эту авантюру не втягивать… лучше я ещё немного добавлю денег и выпущу свою авторскую книгу…» Я поехала за этой книгой и в кабинете Алтуниной (прямо при входе в здание музея), встретилась со Светланой Мель. Мы шутили, и я стала свидетелем унижений и оскорблений молоденькой, запуганной работницы музея, чей стол стоял рядом со столом Алтуниной. Девушка превратилась в безмолвную служанку вконец обнаглевшей Алтуниной. Некрасивые, а порой даже шокирующие сцены мне пришлось увидеть... Я подумала: «Меня бы посадили хоть на пол дня на  место этой девочки, уж я бы ей показала Кузькину мать… Совсем распоясалась…»

                *** 
               
      Алтунина Н.Е. как-то сказала о моих работах: «Видно, что живой человек писал, со своим видением мира…»
     То, как работает Н.Е. , эта больная женщина – сравнимо подвигу… Какая у неё большая сила воли… Редкое упорство…

                ***

     10 окт. 2015 г. Состоялся выезд за город творческих людей. Руководила Алтунина. Её саму привёз за город в лес за церковью её сын. Мало того, что она руководила всеми, она ещё на чаепитие, лично настряпала целую стопку блинов, пирог с капустой. Многие, (и я в том числе), пришли с термосами, со сладостями и со стихами про осень. Стихи читали, и листки с текстами развешивали на стволы деревьев, привязывали нитками. Для меня была припасена особая задача: Прикрепить к берёзе стихи Н. Гурьевой.
     Людей было много, даже дети пришли. И день выдался хороший. Но больше всего меня удивляло обращение ко мне самой Алтуниной. Это меня она «Ласточкой» раз шесть назвала. И это через 15 лет, после того, как перед всем творческим объединением сказала: «Анна Васильевна, покиньте помещение». Думала сломать меня?.. Ничего, я живучая… Жаль, что забыть обо всём этом не могу. Холодно тогда стало в груди, и теперь этот ледок не растаял…

                ***

Весна. 2016 года.
     Потом был «сходняк» в библиотеке № 6 (возле парка) по поводу выпуска книги «Мы из Девятки» - 2. Это работы авторов, умерших. Вспоминали этих людей. В зале сидели их родственники. (Алтунина не пришла, по причине очень высоких ступенек на крыльце библиотеки. С её больными ногами ей уже не влезть. Говорили о Лире Абдулиной, Василии Глушкове, Тамаре Иосифовне Ковалёвой. Я сидела с сыном Ковалёвой и мы вспоминали бабушку.
     Под конец вечера мне вручили две книги и Грамоту (За активное участие в подготовке книги).  Мне одной! Хотя многие скидывались деньгами, в том числе и предприятия. Я так думаю, это за то, что я первая, не задумываясь, дала деньги на благое дело. И тут в решении прозвучал решающий голос Алтуниной, которая в последнее время прямо таки с большой нежностью относилась ко мне. Скорее всего под впечатлением её внуков, после прочитанных ими моих книг сказок. …Ну, что ж, я этому рада.

     Вышла перед самым Новым годом моя 19 книга (по счёту) о природе «Души моей живые краски». Красивая книга. Людям понравилась.

     Алёша (внук) приехал на каникулы. Хороший, умный парень. Зам. ком. взвода Петербургского института кораблестроения. Досрочно сдал экзамены, и его отпустили на месяц!

                ***

     Шли годы, время менялось и мы менялись. Каждый из нас шёл назначенной Судьбою путём-дорогою и учились уважать в человеке человека. Теперь меня уже не приводили в ужас звонки Н. Алтуниной. Мы минут по 40 разговаривали с нею просто о жизни по телефону. И, конечно же, поздравляли друг дружку с праздниками.

                ***

Запись в дневнике от 13.03. 18 года.
     …Алтунину пыталась поздравить с Днём рождения, но только её сотовый телефон поднял сын Натальи. Я поняла, что Н.Е. в больнице и уже давно. И то, что её личный телефон не у неё, а у сына… дела у хозяйки совсем неважные.

                ***
22. 03. 18 г.
     Немножко легче мне стало и я наконец-то взялась за перо. А началось всё 16, пятница, утром. Где-то в половине девятого позвонил М. Мельниченко и сообщил, что «Этой ночью умерла Наталья Алтунина». Когда похороны он не знал.

     Много лет мы знали, что Наталья очень больной человек и, всё же, сражаясь за каждый день жизни, она находила причины радоваться  тому, что она ещё может делать какую-то работу, по ходу кого-то хвалить, а кого-то и пожурить, а то и накричать… И вдруг, в один миг – её место опустело. Многим стало ясно, что Алтунину невозможно заменить, даже если на её место сядет два человека. Это – Личность, это локомотив, это знакомства и связи, это – целая планета!..
     В Интернете появилось сообщение:
«16 марта 2018 г. ушла из жизни Наталья Евгеньевна Алтунина. 08.03. 1952 – 16.03.2018г.
После продолжительной болезни…»
      Вечером по всем теле и радиопередачам сообщали эту печальную новость. По телевиденью началась передача в честь памяти человека очень известного в нашем городе.  Интервью у знаменитой бабушки брали её внуки – очень приятные на вид старшеклассники, с которыми я в своё время несколько раз разговаривала… Хотя многое из биографии Алтуниной я знала, смотреть передачу было интересно. И вдруг я насторожилась и очень даже удивилась. Наталья в своём интервью повернула разговор и стала говорить обо мне, о моей книге «История хлебозавода». Дескать, Анна Боднарук не работает в нашем музее, но она несколько десятков лет проработала на Хлебозаводе и написала интересную книгу. Мало того, что Алтунина пересказала историю той памятной зимней ночи, когда случился порыв водопровода с горячей водой и появилась угроза затопления склада муки и как люди спасали ещё не испечённый хлеб, результат труда сельских тружеников…Видимо Наталью очень тронул этот эпизод из жизни завода и она с жаром и душевным трепетом пересказала описанное в книге событие. Я слушала и плакала… Для меня было понятно, что я не такой уж высокий специалист, чтобы в личном интервью уделить моей скромной особе столько времени… И это мне, человеку, которого она в своё время выгнала за дверь лит Объединения «Слово» за творческую бесперспективность. Потом она поменяла своё мнение и неоднократно отмечала своим вниманием мои книги, говорила: «Анну Васильевну мы не разглядели…» Видимо и в её памяти именно это место отдавалось болью воспоминаний. Теперь, в телепередаче, её слова звучали, как последнее «Прости», уже после её ухода…
     Досмотрев передачу, я так разволновалась, что поднялось артериальное давление и пришлось вызывать Скорую помощь… Целую неделю я боролась с температурой, давлением и сопутствующими болячками. На похоронах мне побывать не пришлось, но всё что и как там происходило, мне рассказали добрые люди.

                ***
     …Продолжая сложившуюся литературную традицию, наконец мы дождались «Антологию поэзии закрытых городов Росатома» № 3. Детище Натальи Алтуниной продолжает жить. Стихи авторов Железногорска, как всегда, начинались с имени  - Наталья Алтунина. Читаю и не верится, что этого человека больше нет с нами, ведь всё, как прежде… Но вот стихотворение…

Ветер лёгким шарфиком над плечом:
Ты о чём печалишься? Ты о чём?
Оплетает ласково мурава –
Отболи головушка-голова.
Птахою лазоревой ветер-стынь…
Как тебе без матушки, взрослый сын?

А ведь, писала она эти строчки не вчера, но она думала об этом…

                -------------

                НАТАЛЬЯ  АЛТУНИНА         

Наталья Алтунина с сыном.
     Наталья Евгеньевна Алтунина родилась 8 марта 1952 года в г. Чапаевске, Куйбышевской области. После окончания первого класса вместе с семьёй переехала на Южный Урал в г. Златоуст. Окончила специальную школу с преподаванием ряда предметов на немецком языке: географии, основ химии, немецкой литературы (читали в подлиннике классику и современников). В школе ещё дополнительно учили немецкий политический, нем. технический язык (Наталья Евгеньевна специализировалась по современным строительным материалам, радио и авиастроению).
     Рифмовать строчки начала лет с 3-4, более сознательно стала сочинять во втором классе школы: равно стихи и прозу. Первые свои литературные опыты отправляла в редакцию детской радиопередачи «Угадай-ка». Позднее пробовала себя в переводах с немецкого языка. Педагоги бережно относились к литературным опытам ребёнка. Трижды отправляли на недельные областные литературные семинары для школьников. Занималась в кружке юнкоров Дворца пионеров г. Златоуста, в старших классах – на курсах рабочих корреспондентов при газете «Златоустовский рабочий». Первая газетная публикация – в 1964 г., радиоматериал – в 1967 г. Одновремённо занималась в литобъединении при редакции газеты. Лауреат городских литературных конкурсов в Златоусте (1967 и 1968 гг.), «Серебряное перо» журнала «Сельская молодёжь» (1971 г.).
    В 1969 г. поступила в Уральский государственный университет на факультет журналистики (заочное отделение), работала в газетах Златоуста, Челябинска, Чернушки, а с 1971 г. – в выездной редакции «Комсомольской правды» на реконструкции Челябинского Тракторного завода – Всесоюзный ударной комсомольской стройке.
     После замужества с декабря 1972 г. переехала в г. Красноярск-26. С января 1973 г. многолетний внештатный корреспондент радио. Трижды становилась победителем конкурса городского радио в номинации «Лучший радиоочерк». Так как мест в штате не было и иных СМИ на закрытой территории не имелось, овладела другой профессией, окончив заочное отделение Кемеровского государственного института культуры (1984г.). Работала в ДК, ПКиО, сценарии, многих мероприятий были написаны Натальей Евгеньевной.
     В 1993г. она заняла должность зав. отделом, а затем выпускающего редактора созданном (частной фирмой «Линда») журнале «Совершенно открыто», рассказывающем о закрытых городах Минатома России. Благодаря этому побывала в десяти «секретных» городах: Лесной, Снежинск, Саров, Трехгорный и др. Это помогло, когда речь зашла о проекте «Антология поэзии закрытых городов». Концепции Алтуниной Н.Е. оказались наиболее убедительней, и её выбрали главным редактором Антологии.
     В 2000 г. по приглашению руководства Объединения по телевидению, и вещанию и печати г. Железногорска, Наталья Евгеньевна стала зав. отделом информации газеты «Город и горожане». По итогам года была победителем творческого конкурса Красноярской краевой  организации Союза Журналистов России, в номинации «Очерк» - за серию публикаций.
     2002 г. – дипломат регионального тура Всероссийского конкурса «Женщины России – на службе Отечеству» в номинации «Печать».
     2003 г. – по приглашению Красноярского издательства «Буква» участвовала в работе и реализации проектов «Избранное.  Красноярская поэзия 20 века». «Красноярская поэзия 20 – начала 21 веков» и «И слово в сердце отзовётся…».
     Алтунина Н.Е. была руководителем городского консультационного литературного объединения «Слово». Главным для себя считала помощь начинающим авторам, публикации в альманахе «День и ночь», коллективных сборниках, газетах Железногорска, Зеленогорска, Красноярска, Урала; редактирование сборников некоторых городских поэтов; участие в составе жюри на краевом конкурсе «Король поэтов» - Н.Е. Алтунина работу не прерывала, даже получив инвалидность 2 группы (2005 г), Более сорока её стихотворений положены на музыку авторами Железногорска, Зеленогорска, Улан-Удэ, Киева.
     С 1995 по 2000 гг. и, после перерыва с 2007г. до конца жизни Наталья Евгеньевна в Железногорском Музейно-выставочном центре. Профессионально творческий специалист, она занималась в музее научно следовательской и редакционно-издательской деятельностью. При её участии в качестве научного руководителя музей получил гранты:
     1998 г. – грант Д.Сороса за проект «Спутник-…»;
     2007 г. – грант Губернатора Красноярского края за проект «Писаницы Красноярья»;
     2009 г. – грант Госкорпорации «Росатом» за проект «Открой Атомград».
     Алтуниной Н.Е. разработана стратегия развития Музейно-выставочного центра до 2020 года.
     Она организовала работу по сотрудничеству с Центром управления в кризисных ситуациях Сибирского регионального центра МЧС России, Центром социальной стабилизации, ФГБУЗ «Клиническая больница № 51», а так же с городскими СМИ. В 2012 г. была выпущена книга о 60-летнем пути железногорской медицины «Посвящаем себя Медицине: исторические очерки», составителем и главным редактором которой была Наталья Евгеньевна. В 2015 г. совместно с газетой «Город и горожане» она успешно реализовала проект «Популярные факты» из истории Железногорска, в 2016 г. вела рубрику «Истории из истории» в «Сегодняшней газете» Только за период 2014-2016 гг. в городских газетах было 60 публикаций Алтуниной Н.Е.
     Алтунина Наталья Евгеньевна – член Союза журналистов Российской Федерации. Всегородских фестивалей молодёжи г. Красноярска – 26, поэтического конкурса в Железногорске (1994г.). Ветеран атомной энергетики и промышленности (2007 г.).
Награждена почётным знаком в области культуры «Муза вдохновения» (2010г.).
Неоднократно награждалась Дипломами, Почётными Грамотами, Письмами МБУК Музейно выставочный центр, МКУ Управление за (2014-2016 гг.), Красноярского регионального представительства Российской общественной организации «Союза российских писателей» (2015г.).
Награждена медалью «За пропаганду спасательного дела» (2015 г.), знаком Гражданин страны «Росатом» (2016г.).
2017 г. стала Лауреатом премии «За личный вклад в сохранение и развитие Красноярского края».

                Список составила Абакумова Е.С.  Апрель 2018 года.

                ----------------

                ОПИСАНИЕ заслуг, звания, регалии

         АЛТУНИНА  НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА  1952 – 2018 гг.

Журналист, поэт, член Союза журналистов России, учёный секретарь Музейно-выставочного центра.

          Авторские сборники:
1995 г. – «Я люблю»
1998 г. – «Не могу без тебя»
2002 г. – «Рябиновый свет»
2012 г. – «Цикл дракона»

          Составитель, главный редактор сборников:
1999 г. – «Антология поэзии закрытых городов»
2010 г. – «Город. История. Люди»
2011 г. – «Антология поэзии закрытых городов Росатома»
2012 г. – «Посвящаем себя медицине. Исторические очерки»
2015 г. – «Мы из девятки». «Мы из девятки. Память» и др.

                Награды:
1994 г. – Лауреат поэтического конкурса в Железногорске.
2002 г. – Дипломант регионального тура Всероссийского конкурса «Женщины России – на службе Отечеству»
2007 г. – Знак «Ветеран атомной энергетики и промышленности»
2010 г. Премия «Признание» в области культуры «Муза вдохновения»
2015 г. – медаль МЧС России «За пропаганду спасательного дела»
2016 г. – Знак «Гражданин страны «Росатом»
2017 г. – Лауреат премии «За личный вклад в сохранение и развитие культуры Красноярского края»

                Расшифровка  Абакумовой

               
           «7 сентября 2020 года прошли традиционные Алтунинские чтения, организованные Ириной Землянской – руководителем литературного объединения «Слово» им. Н.Е. Алтуниной при Музейно – выставочном центре. Наталья Евгеньевна Алтунина была зачинателем и вдохновителем идеи чтения стихов на берегу городского озера возле Собора Михаила Архангела.
     Традиционно городские поэты читали стихи ушедших друзей: Натальи Алтуниной, Александра Сниткина, Иды Волошиной, Нины Гурьевой, Шота Кавтарашвили, Александра Василевского, Надежды Шабуниной, Михаила Стрельцова и других авторов.
     Воспоминаниями об ушедших друзьях поделились Владимир Петров, Юрий Веренцов, Виктор Болгов, Галина Горская, Светлана Мель, Ирина Землянская».
                «Музейно – выставочный центр»
                ЗАТО г. Железногорск

               
Осенние Алтунинские чтения

Цитаты НАТАЛЬИ  АЛТУНИНОЙ

Судить чужую жизнь? Избави Боже!
Хотя бы не запутаться в своей…

                *
Прощальных слов не говорят –
Их пишут в сердце по живому.
        «Вечный сюжет»

                *
Ты уехал, и жизнь моя смысл потеряла:
Что мне день или вечер, что солнце и дождь?
Словно части меня в этой жизни не стало,
И её ты уже никогда не вернёшь…

                *
     Говорят: время безлико и неосязаемо. А ещё оно равнодушно и быстротечно. Не верьте! Мы существуем одновремённо и в прошлом, и в будущем, и в настоящем, поскольку они в нас – нашей генной памяти, каждом эмоциональном всплеске…
               Наталья Алтунина, «Сквозь паутину времени», книга «Гостинец».

                ***
2021 год
     Железногорские поэты и их друзья собрались на берегу озера на Алтунинские чтения. Вспомнили Наташу Алтунину и других умерших городских поэтов, прочли их стихи. Душевно пообщались и наметили новые творческие планы под шорох опадающей листвы…
                Ирина Землянская

               
               


Рецензии