Сочинение

               
                КАК Я ПРОВЁЛ ДЕТСТВО
               
                "А вам не сняться детские года
                Простое, босоногое пацанство,
                Когда выходишь утром на луга
                Чтоб посмотреть природы чудные богатства"

   Родился я в июне месяце в дни, когда самый длительный день  и самая короткая ночь. Семья моя жила на улице Пятая линия в промежутке между улицами Омская и Иркутская. А родильный дом имени «8 марта» находился на углу Четвёртой линии и улице Мясницкой, сейчас это улица Звездова. Так, что маме не пришлось долго добираться, всё было в пешей доступности. Родился я с нормальным весом – 3600 грамм и ростом – 56 сантиметров. Никаких отклонений, слава Богу, врачи не обнаружили. На нашей улице, в пределах квартала было, в общей сложности, двенадцать детей, потом прибавилось ещё трое. Все были разного возраста, но не особо с большим разбегом.
  По неизвестной мне, да и не только мне, причине я до трёх лет не разговаривал. Всё понимал, но молчал, как рыба. Детский врач, которая была закреплена за нашей улицей, говорила, что это пройдёт, и я заговорю.
В принципе так оно  и случилось. В соседнем доме жили два брата - Вовка и Сашка, один старше меня на два года, второй настолько же младше. Вот  к ним я и заходил по-соседски, а родители этих друзей, почему-то не обращали на меня внимания и разговаривали, привычным им языком, с употреблением, как я узнал позже, не совсем печатных слов. Вот тираду из этих слов я и выдал, как-то придя домой. И заговорил, причем нормальными словами, которыми разговаривали мои домочадцы. Я забыл рассказать, что ещё до того, как я смог говорить, пришла мне в голову мысль, пройтись вниз по улице и разведать, что там находится. Для этого я перешёл улицу Омскую и двинулся вниз к её истоку. А там находились такие же дома, которые прерывались улицей шедшей перпендикулярно моей. Свернул на неё и прошел ещё немного вперёд, повернул назад. Можно было пройти ещё вперёд по моей, Пятой линии, но она спускалась куда-то вниз. Это уже потом я выяснил, что дошел до начала своей улицы и упёрся в улицу Крестьянскую, ныне Арнольда Нйбута. А спуск был вниз к улице Подгорная. Это я, долго рассказываю, а в это время мама пришла с работы, а Коти нет. Поискала в ближайшей округе и побежала в милицию. Пока она туда бегала я вернулся. Так, что эта жажда к путешествиям у меня с детства.
В этот же период у меня появилась белая кроличья шуба, такая же шапка и белые бурки. Благо снег в те года не был загрязнён отходами производств, что мы имеем сейчас, поэтому шуба моя сохраняла свой первозданный цвет. Правда, до поры до времени. Я уже рассказывал ранее, что в пять лет в апрельский теплый день зашёл в этой шубе в большую лужу, надо было проверить и глубину лужи, и температуру воды. Ну, вот захотелось, что теперь. Да и шуба была мне уже мала. Рукава были бабушкой надставлены, пришитыми нарукавниками. Короче - вырос я из неё.
В это время у нас в квартале и появились те трое, о которых я упомянул выше. Семья Олейников купила старый дом на нечётной стороне и, надо сказать, очень быстро отстроила Пятихатку. Родители работали на заводе имени «Попова». Старший из братьев - Вовка был на два года старше меня, средний – Валерка, он же Лелька мой ровесник и младший – Юрка, он же Юга на два года меня младше. Валерку - Лелькой звал Юрка, так как последнему выпала нелёгкая доля заниматься с младшим братом, а Юга был Югой потому, что Юрка не выговаривал букву «Р».
  Особых приключений до школы, вроде бы и не было. В школу пошел в семь лет, как и большинство моих сверстников. А ведь в моё время было такое, что детей, родившихся в октябре-декабре, не брали в школу, им не хватало до семи лет двух месяцев  и им приходилось пропускать почти год.
Я попал в первый - первый класс. Первую мою учительницу звали Ольга Федоровна. Она нас проучила три года, а потом, к сожалению, перевелась в другую школу, ближе к месту нового жительства в городок Нефтяников, который тогда интенсивно застраивался. После неё у нас классные руководители менялись очень часто. Я их имена даже не запомнил.
В третьем классе, я уже об этом упоминал, началось моё приобщение к искусству. В четвертом классе это принудительное действо продолжилось.    Произошла радиофикация школы и в каждом классе был установлен репродуктор, а передачи велись из  школьной радиорубки.  У меня, в ту пору, был высокий звонкий голос и говорил я четко и ясно. Вот и привлекли меня читать новостные тексты. Ну, это ладно, но вот вздумалось, не знаю кому, привлечь меня быть Дедом Морозом на утреннике для первоклашек. Выдали мне текст, который должен был отскакивать у меня от зубов, и напутствовали – готовься.
Текст – то я выучил, чего там учить. Не раз слышал подобное на Новогодних утренниках, посещая театр музыкальной комедии и цирковые представления. В день «Х», а это где – то 25 декабря, должно было состояться это представление. Примерно за час до начала у меня поинтересовались, выучил – ли я текст. Я ответил утвердительно, тем более репетиции, хоть и не много – две, не больше, но были. И тут мне был задан, на мой взгляд, странный вопрос – а костюм Деда Мороза у тебя есть? Хотя мне и было тогда десять лет, но я понял, что с их стороны это какая – то недоработка или, говоря взрослым языком – халатность. Откуда у меня мог взяться костюм Деда Мороза. Покупать я его не собирался, да и купить его, в то время, просто негде было. Шить – извините, с какой стати. Мне в нём, куда ходить, потом изволите? Я ответил, что костюма нет. Надо было видеть их лица.
Тем не менее, сбегал домой, благо жил от школы не далеко, сделал из ваты бороду с усами и с этим реквизитом был готов к выступлению. Мне вручили посох из лыжной палки, и какую – то шапку. Но, как они не старались, Дед Мороз получился, может и не совсем в своём наряде, но для первоклашек главное было само действо.
И, слава Богу, больше меня не привлекали к подобным мероприятиям. Чему я был очень рад.
В пятом классе начались другие мои «восхождения». Был выбран, а вернее сказать назначен физруком класса. А получилось это так. Как – то  в августе месяце, недели за две до начала учебного года я вышел из дома, чтобы посмотреть, не видать – ли кого из наших пацанов. Пацанов не увидел, а увидел мужчину, который шел от улицы «Омская». Увидев меня, он спросил:
- Ты не в шестьдесят пятой школе учишься?
- В шестьдесят пятой, был мой ответ.
- А в каком классе?
- Буду в пятом – первом.
- Я учитель физкультуры из твоей школы, зовут меня Василий Григорьевич, не мог бы ты завтра пробежать сто метров на стадионе «Трудовые резервы» за школу?
- Почему не  могу, могу - был мой ответ.
Надо сказать, что бегать я любил, да и все мы, мальчишки той поры бегали, играя в «казаки – разбойники».
На следующий день, начистив мелом, парусиновые тапочки я отправился на стадион в назначенное время.  «Трудовые резервы» появились  на левом  берегу Оми не так давно. До этого там просто была поляна, где проводились народные гуляния по праздникам.
Сто метров я пробежал, даже помню результат, как ни как, а это были мои первые официальные соревнования - 17,2 секунды.
Вот поэтому, Василий Григорьевич, «по – знакомству» и предложил мою кандидатуру. Так я и был «физруком» все следующие шесть лет.
Но ещё был избран звеньевым. Это уже по пионерской линии. Моя «карьера функционера» продолжилась в шестом классе. Меня повысили до председателя совета отряда, а на выборном собрании  не нашлось кандидатуры, кроме моей, и я стал председателем совета дружины. А это вам не фунт изюма. Случилось это осенью 1961 года, а 19 мая 1962 года на торжественной линейке пионерских дружин Куйбышевского района, в день рождения Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, мне предстояло выступить с отчётом о работе нашей пионерской организации за отчётный период. Подготовил отчет, как положено. Описал все наши дела, оформил, как я думаю, нормально. Выступил и передал отчет представителям райкома ВЛКСМ, они же курировали пионерские организации. Дня через два мне наша школьная пионервожатая заявила, что отчет надо было приготовить в печатном виде. Правда не сообщила, где я должен был взять печатную машинку, бумагу для печати и не поинтересовалась, а умею ли я печатать на сих устройствах. Собственно меня это уже и не волновало. Свои функции председателя я передал вновь избранному председателю. Не помню кому, но это была девочка.
В седьмом классе я уже плотно занялся конькобежным спортом и вся «общественная» работа, разве, что быть «физруком», отошла сама собой на задние планы.
Все мы, учившиеся в то время, на летних каникулах после пятого по седьмой класс отрабатывали. Кто не знает – просто работали, кто  на пришкольном участке, кто в оранжереях, кто в школьных мастерских. Отработать надо было две недели.
После седьмого класса мне было поручено раздолбить ломом цементный пол в фойе первого этажа на входе в школу размером примерно сорок квадратных метров. Как я понял было решено уложить новый пол. Времени мне было отведено, как раз на период отработки. Мне выдали голицы, лом и лопату. Пол этот, видимо, был уложен еще в 1937 году, когда школа была введена в эксплуатацию. А может я и ошибаюсь. Просто, когда я начал долбить, то понял, что не так страшен цемент, если он уложен с нарушением технологии. Под слоем цемента сантиметров в 10-12 была небольшая пустота. Она могла возникнуть  либо,  из – за возраста пола, либо  из – за марки цемента. Всё – таки 1937 год. Это позволило мне просто поддевать ломом и откалывать куски пола. Работу я закончил через три рабочих дня и утром четвертого доложил об этом учителю трудового обучения, который и выделил мне фронт работ. Чтобы не подумали, что я хвастаюсь, скажу – росли мы и жили в частном секторе, где и дрова рубили, и снег убирали и воду с водокачки на коромыслах носили. Да и спортом занимались, благо он был бесплатным и спортивных школ, где можно было заниматься, было очень даже много.
Где – то в тоже время было принято решение сделать к школе пристройку. Для этого нужно было выкопать траншею для фундамента, ориентировочно  размером три метра шириной, два метра глубиной и 20х10х20 метров длинной. Копать предстояло учащимся школы. И ведь начали копать. И выкопали. Правда, не могу сказать глубину, но контур был обозначен, когда выяснилось, что строительство, на время заморожено.
Вспоминается ещё один курьёзный случай, произошедший в восьмом классе. Как помнят те, кто учился в те далекие годы, по осени нам всем делали прививки. Особой «жестокостью», на мой взгляд, отличалась прививка, которую делали уколом под лопатку. Это больно, но ещё больней, когда кто – то, из – за шалости бил по этому  месту. Так вот – очередная прививка и мы втроём, Толя МиЗин, Вовка Бабарыкин и я ждём своей очереди. За нами уже никого нет, там, в кабинете какая – то заминка. Я решил показать новый борцовский приём, показанный мне, в свою очередь, Сашей Бурносом. Суть приёма – отбиваешь нападающего на тебя резким движением своих  рук  слева направо. Проще – переводишь движение нападающего в сторону за счёт его же поступательного движения. Вот я и показываю. Бабарыкин нападает, я его перевожу в сторону. Так несколько раз. Потом говорю ему – быстрее нападай.
Он нападает, я его перевожу, он летит вправо от меня в сторону дверей врачебного кабинета, в это время дверь раскрывается и медсестра произносит – МИНИН, Вовка повисает на плечах этой медсестры, а я вдогонку произношу - и ПОЖАРСКИЙ.
Нас выгнали всех троих. Но мы недолго радовались. Уколы нам поставили через пару дней.
 После девятого класса в шестнадцать лет я получил свой первый паспорт гражданина СССР. Помню фамилию начальника паспортного стола Октябрьского района города Омска, которая мне этот паспорт вручила – Корчагина. Как тут позабудешь.
На этом детство официально закончилось, и началась юность, но это уже другое сочинение.

О других моих детских воспоминаниях вы можете прочесть в ранее написанных рассказах.

 И как память о тех, кто жил на улице Пятая линия в промежутках между улицами Омской и Иркутской:
Чётная сторона:
Варовы
Плотниковы
Мы
Мартышевские – Деевы
Докучаевы
Шаталовы
Нестеровы
Анциферовы
Последним был двухэтажный жактовский дом. Жильцы этого дома выходили на улицу Иркутская и  мы их не знали

Нечётная сторона:
Водитель скорой помощи, имени его не помню
Вера – молодая женщина, у которой  рано умерла мать
Князевы – Кузнецовы
Каримовы
Быков
Тетя Фекла
Олейники
Старенькая бабушка
Священнослужитель


Рецензии