История одной встречи. глава 3 Физкультурники
В арсенале училища, конкретно физкультурного отделения, инвентарь пришел в негодность. Тот инвентарь, который был предназначен для соревнований, и серьезных тренировок, хранился отдельно, и для технического обучения спортсменов не использовался.
Его пускали в обиход только после очередного обновления.
Учителя как могли, проводили уроки и со всей ответственностью требовали результатов.
Я считаю, что это было огромным плюсом. Потому, что скатиться с горы или подняться на нее технично, на лыжах с заусенцами, в ботинках, не соответствующего размера, с разорванными шнурками, это уже был рекордный результат.
Или, за то, что ты сумел откататься на коньках в ботинках на три размера больше, можно было сразу медаль давать.
Прошедшие такую подготовку, спортсмены, завоевывали призы, медали и ставили рекорды.
Педагоги тратили колоссальные усилия для подготовки выпускников, будущих учителей физкультурников.
В тот период занимались лыжной подготовкой на берегу реки, прокладывали лыжню по реке и по лесу.
Вот об этих уроках моя следующая зарисовка.
Она предназначалась Мининой Анне Федоровне.
У нее в этот памятный день встречи был день рождения.
Выпускники группы подготовили подарки. Поздравления были очень теплые. Надо видеть, реакцию учителя, на ответную любовь его учеников, через тридцать, сорок лет.
Она не ожидала, что кто - то еще помнит об этом дне.
Благодарностью были ее счастливые мокрые глаза.
И так приглашаю прокатиться на лыжах, вместе с нашей неутомимой
Анной Федоровной Мининой.
Зарисовка называется: «инвентарь»
В тот год мы ходили кататься,
С крутого берега реки.
А лыжи были словно доски,
В ботинках рваные шнурки.
Штамп на лыжах стоял «Новоселово».
Уроки были развесёлые,
В гору елочкой бегом,
С горы часто кувырком.
Чтоб лыжи хоть как – то скользили,
Нам Аннушка мазь подарила.
Купила новые шнурки,
И тихонько подбодрила,
Ребята, скоро заживём.
Мы инвентарь хороший ждём.
Немного потерпите. Ну, а пока,
Я вас не отпущу живьём,
Если вы мне зачет не сдадите.
Сама устали не знала,
И трудности ей нипочем.
Нас в строю держала,
С собой рядом, к плечу плечо.
Анна Федоровна, нас девчонок собирала после занятий и учила вязать лыжные шапочки, варежки, шарфы. У многих были трудности с приобретением пряжи. Ее редко продавали. Она приносила свои запасы разноцветных клубочков и щедро делилась с нами.
Она говорила, что это творчество пригодится в жизни. Я и правда, всегда вспоминала ее неугомонную, когда своим детям вязала штанишки и кофточки.
Следующее посвящение Тамаре Порфирьевне Кашеваровой.
Это необычайный человек. Её неуемная энергетика заполняла все пространство, в котором она находилась. Хотелось бежать, творить, ставить рекорды, быть впереди планеты всей.
В ней сочетаются элегантная строгость, любовь, способность видеть во всем интерес. Её способность одним только взглядом пригвоздить или подбодрить, не имеет аналогов.
Зарисовку я назвала: «Блондинка»
У нашей блондинки,
В глазах искринка.
Вопросы всегда с хитрецой.
Для тех, кто нашкодил,
В голосе льдинка,
С морозною хрипотцой.
Отчитает красиво,
Всегда справедливо,
С доходчивой прямотой.
Не унижая, жизни учила,
С душевною теплотой.
Вспоминаю блондинку,
С весёлой искринкой,
Лет сорок тому прошло.
Вопросы с хитринкой,
И в голосе льдинка,
А на душе тепло.
Зарисовкой я попала в точку. Это было трогательно. Выпускники помнят и любят свою блондинку, свою классную маму.
Если кто - то считает, что учитель «физрук», это набор мускул и пустая голова,
он глубоко заблуждается.
В педагогическом училище готовили настоящих профессионалов, подковывая по всем направлениям, и гуманитариев, и спортсменов одновременно.
Уроки иностранного языка, литературы, психологии, педагогики, военное дело и так далее. Преподаватели были очень опытные и знающие предмет.
Усков Василий Михайлович – педагогика.
Ячменева Лидия Михайловна – психология.
Безъязыкова Людмила Павловна – математика
Соловьев Василий Николаевич – военное дело.
А чего стоила литература!
Пушкин А. С. , Сергей Есенин, Лермонтов М.Ю. и др.
Учителя «Физрука» готовили так, чтобы он мог вести любой предмет в сельской школе. Поэтому и направленность в обучении была всесторонней.
Конечно, это были не глубинные знания предмета,
Но на уровне школьной программы надо было знать предмет, что называется, от А, до Я.
Много давалось дополнительной литературы, для восполнения знаний.
Это небольшое отступление для более полного восприятия информации об училище, о котором я с таким упоением повествую.
Мои воспоминания привели меня на урок спортивной игры. Это баскетбол.
Ни с чем несравнимое ощущение сплетения скорости и энергий.
И этот скрип резиновой подошвы кед!
До сих пор не забыла, как кеды скрипят по полу.
И Александр Гаврилович Бобрус! Это зажигалка!
Следующую зарисовку я так и назвала: «Зажигалка»
Приглашаю вас на баскетбольную площадку.
Умеет же он зажигать!
Как тут в баскетбол не играть?!
Пас, передача, отскок, мяч в руках!
Несусь сквозь защиту на всех парусах.
Бросок. Мяч у цели. Прокат по кольцу.
Улыбка растягивается по лицу.
В копилку очко. Отлично.
Думаю, все технично.
Но от тренера возражения.
Ты как оружие массового поражения.
Девчонки об тебя бьются,
По сторонам площадки жмутся.
За технику ставлю пять.
Но! С парнями будешь играть.
Битва на равных, идет игра.
Время к концу, завершать пора.
Кеды скрипят, болельщики кричат.
И, тут, оторвавшись от пола,
В прыжке на грани фола,
Столкнулись два ледокола.
Мяч летит в кольцо,
Кровь заливает лицо.
Я себе бровь расколола.
Целый месяц с повязкой ходила.
Зато звание получила.
Гаврилыча помню команду:
Равняйся народ!
Сам генерал Кутузов идет!
Александр Гаврилович поднял брови, вспоминая эту историю. Засмеялся вместе со всеми, но мне кажется, он так и не вспомнил тот торжественный момент с моим генеральским назначением.
В 2021 году ему исполняется 80 лет. Но он бодр, он в строю, он до сих пор готовит баскетболистов.
А теперь приглашаю на стадион.
Как вам рывок через финишную черту?
Как бы ни тяжела была пятая точка, норматив сдай и спи спокойно. Такая она Валентина Гавриловна Коноваленко, преподаватель лёгкой атлетики.
Зарисовка называется: «не лёгкая»
У Гавриловны в руках секундомер.
Она сама на старте и готова показать пример.
Мало ей преподавания,
Полна она решимости, выполнить свое ж задание.
Возникает пауза неловкая,
Перед действием с такою расстановкою.
К финишу несёшься без дыхания,
Словно пуля, несмотря на расстояние.
Кто это сказал, что атлетика лёгкая?
Черта финишная такая далёкая.
Норматив 13 и 5. Не сфилонишь,
Его надо сдать.
Бег, прыжки и приседания,
Происходит привыкание.
У Гавриловны своё воспитание.
От дополнительных кругов по стадиону,
Во избежание,
Все отработать надо с прилежанием.
У нее никто не забалует.
Она атлетику легкую любит.
Вот такие они мои учителя. Отдавались своей работе полностью и нас приучили работать до результата.
Мне думается, что тот заряд энергии, которые я получила в училище, ещё не растрачен мной.
Опыт, который я получила, помогает мне взаимодействовать с окружающим миром, сохранять в себе человеческие качества и развивать свой творческий потенциал.
Была у нас и гимнастическая подготовка. А как же в школе девочек воспитывать? Не футболом же единым…!
И преподавала гимнастику неподражаемая
Мария Степановна Рево.
Она была очень пластичная, вся такая легкая, утонченная и элегантная.
Мне, если честно, хотелось быть такой же легкой. Но, увы, это не про меня.
Но обо всем по порядку. Об этом я расскажу чуть позже.
Но, как и во всех видах спорта, по гимнастике надо было сдать норматив.
И я сдавала.
Эту зарисовку я посвящаю Марии Степановне Рево.
Это было вот так:
«Тяну носок»
Любимая наша гимнастика,
Обручи, ленты и пластика.
Чтобы на Вас походить,
Девчонки учились ходить.
Тянули носочек, осанку держали.
Диету блюли, режим соблюдали.
Я, как гимнаст, не достойная Вас.
На этом поприще, Вы суперкласс!
Мы возводили Вас в высший ранг.
Я ж на ковре и бревне просто танк.
Чтоб мне на бревне совершить поворот,
На страховке стоял весь спортивный народ.
И грех, и смех, и конечно слёзы.
На гимнастический успех,
Не оправдались мои грёзы.
Чтоб в дневнике отметить – сдан урок,
Я научилась, лишь тянуть носок за этот срок.
Уж сорок лет прошло,
Но надевая шёлковый чулок,
Привычно я тяну носок,
И это тоже достижение.
Степановна, спасибо за терпение!!!
А сейчас пришло время раскрыть причину моей неосуществившейся мечте о гимнастике, пластики и легкости.
Родилась я в деревне. Деревенские хлопоты по хозяйству, дрова, вода, дойка, уборка снега зимой, покос летом сделали из меня богатырку.
С мускулистыми руками и ногами.
Одним словом, попала я в цепкие «объятья» моего любимого тренера по легкой атлетике Коновалову Леониду Петровичу.
Он решительно приступил к тренировкам.
Я занималась легкой атлетикой, но в тяжелом ее проявлении. Я толкала ядро, метала диск и копье. Тягала штангу сто килограмм, и приседала с двухпудовой гирей, это тридцать два килограмма.
Естественно с моими данными на бревне или с лентой, я никак не сочеталась.
На брусьях, канате, через коня метнуться – это другое дело.
Для Леонида Петровича Коновалова моя следующая зарисовка:
«Защитница»
Эх, Леонид Петрович,
Что же ты натворил!?
Из девчонки, своей ученицы,
Жаботинского сотворил.
Вместо того, чтоб на кухне,
Блины кружевные печь,
Она на штанге блины таскает,
Груз не снимая, с плеч.
Гирькой в два пуда играет,
Словно игрушкой брелком.
А хулиганам мальчишкам,
Грозит, кое, что завязать узелком.
Девчонки, конечно рады.
Есть им кому защищать.
И они, от счастья такого,
Стали стихи для Вас сочинять.
АХ, Леонид Петрович!
Какой же Вы молодец!
Мы Вас бесконечно любим,
Вы защитницы нашей творец!
А что же с девчонкой, что же?
Что сейчас с ней случилось?
Вас вспоминает девчонка,
Рада, что у Вас училась.
Ей это в жизни семейной,
Весьма и весьма сгодилось.
Ее муж вспоминает Вас тоже.
А иначе быть и не может.
Его на руках она носит,
За обиду с любого спросит.
Вот такая, друзья, история вышла.
Вот размышляю я сейчас о том, сколько же сил было затрачено, для духовного воспитания молодежи.
Какие примеры для подражания!!! Это легенды Колпашевского спорта.
Легендарные педагоги и воспитатели высокой нравственной культуры.
Люди, которые потратили всю свою жизнь на то, чтобы привести к истокам нравственности новые поколения, должны быть вписаны в книгу почета золотыми буквами.
Они оставили на земле безценное наследие учителей и талантливых личностей.
Я знаю таких людей, я говорю о них.
Они очень скромны, они незаметны, но когда мы их теряем, то теряем часть себя, часть своей национальной культуры.
Очень печально, что спрос на этико-нравственное качество знаний падает.
Мне хотелось показать тот мир, в который я вас попыталась завести. Рассказать о людях, которые были золотым фондом страны, об училище, кузнице воспитания творческих личностей, с нравственными устоями.
И как итог:
Я написала благодарность жизни за встречу моими учителями.
Спасибо жизнь.
Спасибо жизнь, за то, что подарила,
Ты для меня таких учителей.
Я сотни раз судьбу благодарила,
Что появились в жизни вы моей.
Мне в детстве мама с папой говорили,
Сильнее будь любых невзгод.
Вы эхом их слова мне повторили,
Упал не хныч, иди вперед.
Благодарю, что в добрый путь благословили.
Чтобы добро в пути приумножать,
Законы мира предо мной открыли.
С такой духовной силой только побеждать.
Вы мудростью своею наделили,
Частицу опыта смогли мне передать.
Я с легкостью дорогу находила,
Одну из тысячи несложно выбирать.
Скажу, что жизнь моя всегда полна событий,
Нет смысла никого в том убеждать.
И выходила я из сложных перипетий,
А сила духа берегла меня, как мать.
Спасибо жизнь, за то, что подарила,
Ты для меня таких учителей.
Я сотни раз судьбу благодарила,
Что появились в жизни вы моей.
Учителя и участники вечера встречи, очень весело встречали каждую мою зарисовку. Объявили небольшой перерыв. Многие из выпускников подъехали к началу встречи не успели поесть и утрясти вопрос ночлега.
В перерыве выпускники объединялись классами и под легкую музыку, общались. Вспоминать студенческую жизнь было весело. Со всех сторон разносилось: а ты помнишь…! И раздавался хохот.
Стенды, которые были оформлены организаторами встречи, с интересом рассматривали бывшие выпускники.
О! За эти стенды огромная благодарность человеку, без которого, встреча не была бы, столь продуктивной и интересной.
Это человек с большим отзывчивым сердцем, предоставил помещение, где и проходило это историческое, для нас, событие.
Сергей Мафуюань окончил училище в 1982 году, под руководством Маины Александровны Лесняк.
Он проделал огромную работу, организовал своих однокурсников, чтобы подготовить стенды. Собрал колоссальное количество безценного материала из истории училища.
За них отдельное спасибо.
Он спас эти материалы, которые оказались на мусорной свалке.
Совершенно случайно, оказавшись рядом, он отобрал все, что мог унести и спасти.
Его однокурсники сделали серию видео материалов, снятые много лет назад на соревнованиях, тренировках, отдыхе.
Сергей очень разноплановый человек. Он работает инструктором по молодежной политике и спорту. В его ведении спортивный зал, в котором он преподает спортивные игры.
Он тренирует ребят старшеклассников и старше, и возрастные группы старшего поколения от 50 лет и выше.
Трудно представить, насколько надо быть гибким, чтобы владеть способностью, объединять столь разновозрастные категории спортсменов.
Хочу сказать, что это школа Педагогов с большой буквы.
Сергей интересуется спортом и спортсменами города. Он находится в постоянном поиске. Работает с архивными материалами и изучает историю спорта.
На его счету несколько книг, которые он написал и издал. Он готовит к выходу в свет новую книгу. Вот такие удивительные кадры взращивались на поприще нашего училища!
Фотографии на стенды, собирали всюду. Из архивов учителей и выпускников. Также нашлись вырезки из газет разных лет, о проводимых соревнованиях с участием спортсменов училища.
То и дело кто – то удивленно говорил: ой это я! А где вы это взяли, а у меня такой фотки нет.
Кто-то воскликнул: - смотрите, смотрите, а это наши мамы!
И все подошли к месту, где на фото, обнявшись, сидели наши любимые Маина Александровна, Анна Федоровна, Тамара Порфирьевна, Валентина Гавриловна и Мария Степановна.
Они с самого начала своей трудовой деятельности дружили и дружат до сего времени. Это очень показательно!
Участники фотографировали стенды и фотографировались сами рядом с ними. Теперь уже точно история училища не окажется на свалке, ее сберегут те, кому дорого все, чему учили, чем делились с ними под крышей Колпашевского педагогического училища.
Учителя были очень довольны той атмосферой, в которую попали. Они бережно прижимали к себе подарки, подаренные им бывшими учениками.
Конечно же, они устали от обильного внимания, но каждому из них еще предстояло провести вечер со своим классом.
Прощаясь, все потихоньку разошлись по своим местам дислокации.
Свидетельство о публикации №221122000740
Петр Панасейко 20.12.2021 19:12 Заявить о нарушении
Это настоящий праздник. Ведь каждый человек прошёл по этой дороге в сопровождении учителей. Я ЗА!!!
Наталья Ложевская 20.12.2021 19:22 Заявить о нарушении