Часть 6. Расставание, и к новым встречам

Часть пятая по ссылке: http://proza.ru/2021/12/20/737

   Лето было в полном разгаре. Было уже жарко, а тут нас ещё спустили из северных районов в среднюю полосу, и стало ещё жарче. Миша принялся городить из имеющихся труб летний душ. Да не просто душ, а Душ Шарко. Заготовил трубы, насверлил в них отверстий, вытащил сварочный аппарат и сварил из этих труб небольшую клетку. Теперь клетку надо было испытать.

    Он подключил клетку к пожарному гидранту и включил водяной насос. Гидрант раздулся, и из дырочек клетки сначала потекли, а потом вдарили мощные тонкие струи направленные внутрь клетки. Клетка под этими струями заёрзала на месте, а потом поехала по палубе теплохода. Миша радовался как ребёнок.

   - Вот это мощь! Сейчас мы уменьшим тебе напор… - разговаривал с клеткой Миша.
   Он подкрутил барашек клапана, и клетка остановилась. Потом он ещё подкрутил барашек и удовлетворённый сказал мне:
   - Давай, раздевайся, лезь внутрь. Щас я тебя вылечу.

   Мне было интересно, и я полез в клетку. Холодная забортная вода резко ударила по моей коже, и я моментально выскочил из клетки с криком: – Аааа…. Ты хочешь меня убить?

   Миша опять повозился с краном и скомандовал, что можно залезать. Я осторожно полез в клетку. На этот раз напор оказался не таким сильным, и его уже можно было терпеть. Поворачиваться было не нужно потому что, находясь внутри, струи били со всех сторон. Я стоял внутри конструкции под холодными струями самодельного Душа Шарко и представлял, как вылечиваюсь от чего-то, как обещал Миша, и мне стало смешно.
   - Тааак – протянул Миша – пока пациент лечится, пойду, позову другого. Нин, Ни-ин иди сюда…

   И Миша скрылся за надстройкой. Я ещё немного постоял под холодным душем и вылез на солнышко греться и сохнуть. Вскоре пришли Миша с Ниной. Нина была в купальнике и сразу полезла внутрь клетки.
   - Ой…, ай…, ох! – по началу причитала Нина. Потом привыкла и расплылась в улыбке: – Хорошо!
   - Отличное средство для похудения – сказала и без того худая Нина.

   Миша стоял у фальшборта довольный и улыбался – жена оценила его работу. Тут Нина что-то вспомнила и вылезла из клетки.
   - Так, давайте закругляйтесь тут с водными процедурами и одевайтесь – скомандовала Нина, глядя в мою сторону.
   - Скоро подойдёт плавмагазин, пойдём за продуктами – сказала Нина и ушла.

   Я напялил штаны и футболку. Мы с Мишей растянули гидрант по палубе вдоль теплохода сохнуть. Спрятали сварочный аппарат и прибрались на палубе. Миша пошёл переодеваться.

   Плавмагизин это речной теплоход оборудованный торговыми и складскими помещениями для обеспечения судов продуктами. Вызвал его с берега капитан по просьбе Нины.

    Сергей (старпом) приостановил движение нашего состава. Плавмагазин подошёл к борту теплохода и Саша стоявший на вахте его пришвартовал. Я, Нина и Миша взяли авоськи, и пошли отовариваться.

    Внутри это был самый обыкновенный продуктовый магазин со всеми прилавками, лотками и холодильниками, только продавщица была одна, да прилавки были полностью заполнены различным товаром, в том числе и дефицитным. Меня посетило какое-то странное чувство, что я попал либо в Рай, либо в Коммунизм. Как-то было странно: ведь вон магазин «Продукты» на берегу, до которого несколько сот метров, рукой подать, а в нём ничего нет, и нос от тебя воротят мол – чё сюда пришёл. А тут на плаву такое изобилие. И в магазине мы были одни, и продавщица обслуживала только нас, и совсем не грубила, а приветливо показывала и рассказывала, о чём спрашивали. Страна разваливалась, а здесь всё было и работало как раньше. Впрочем, не долго. Но это уже политика и совсем другая история.

   Нина, наш командир - «главный по тарелочкам», стояла посреди магазина и раздавала команды:
   - Миша, посмотри мясо, выбери получше кусочков пять. Дима, набирай картошки две авоськи. А это, что у вас? Сыр? Взвесьте килограмма полтора. Сгущёнки дайте банок шесть. Дима, картошку отнёс? Набирай огурцов авоську. Миша, ну что ты возишься с мясом? На, сгущёнку тащи на камбуз, мясо я сама выберу. Таак. Что ещё?… Да, тортик, тортик, вот этот, да, перевяжите, пожалуйста. Тааак, селёдочки пару. Хек - килограмма два. Хлеба…

   Наконец Нина подошла к кассе, вытащила кошелёк и расплатилась с продавщицей. Мы с Мишей подхватили оставшиеся пакеты и авоськи и утащили на теплоход. Плавмагазин отчалил.

   В разгаре стоял июль месяц. Моя практика подходила к концу. Вообще, по плану институтской программы обучения практика должна быть не меньше месяца. Но ради одного месяца ехать к чёрту на кулички, устраиваться на работу было как-то не рационально, и организациям было не выгодно брать работника на такой короткий срок. Поэтому институт официально заключал договора с организациями по максимуму – на всё лето. Но, по договорённости с организацией трёхмесячный срок практики можно было сократить. Я сразу договорился с капитаном и отделом кадров о двухмесячной практике, потому что в августе у меня была запланирована свадьба. Владимира Васильевича долго уговаривать не пришлось, он сразу вошёл в моё положение, согласился и сказал, что свадьба это дело святое. 20-го июля договор с работодателем официально заканчивался, и к этому сроку нужно было быть на базе для расчёта, Отдел кадров в свою очередь должен был найти человека на моё место. В связи с этим наши рейсы стали смещаться на Юг и к 20-м числам мы уже крутились возле Тольятти.

   20-го июля утром мы оставили гружёные баржи на рейде и теплоходом зашли в порт Тольятти. Подойдя к пирсу, мы увидели встречающего нас Николая. Николай был моей сменой. Саша подал Николаю швартовы, и он накинул их на тумбы пирса. Пока Саша готовил трапик, я открыл борт, принял у Николая его манатки и он, как и я вначале также запрыгнул на палубу. Подошёл капитан.
   - Ты пока размещайся, ребята тебе покажут, где и как, а мы с Димитрием сходим в контору – сказал Коле капитан.

   Капитан шёл в контору по своим делам, а я увольняться. Я зашёл в отдел кадров оформил увольнение, получил расчет, надо сказать, заработал я не плохо за эти два месяца. Теперь я был свободен. Я поспешил обратно на теплоход. С Владимиром Васильевичем я договорился заранее, и он любезно согласился меня подбросить, но только до Казани.
   – Я и рад бы тебя доставить домой в Челны, но на Каму нас не посылают. Мы идём вверх по Волге – сказал мне капитан на подходе к базе.
   - Ну и отлично – ответил я ему – всё лучше, чем я буду сам добираться из Тольятти в Набережные Челны.

   Теперь я на теплоходе был не штатный матрос-моторист, а пассажир, ну или турист. Когда я подошёл теплоход ждал меня. Я скинул швартовы с тумб пирса, и Саша вытащил их на палубу. Я запрыгнул в открытую дверцу. Теплоход пошёл к баржам.

    Капитан давно пришёл и беседовал с Николаем. Он как-то спрашивал меня, куда поселить новенького, мол, может на моё место с Сашей, а меня переселить в другую каюту. Но я категорически не советовал ему селить кого-либо в нашу с Сашей пресловутую каюту из-за шума. И он тогда Николая поселил в отдельную другую каюту. Путешествие моё заканчивалось, и мне не было смысла менять жилищные условия. Я остался с Сашей. А Саше я предлагал перебраться к Николаю, но Саша из солидарности остался со мной.

   Перед вахтой Николая я рассказал ему об местных особенностях и порядках. Много ему рассказывать не пришлось, он уже проходил практику в прошлом году, только на другом теплоходе. Николай так же как все ребята учился в речном училище.

   Трубу теплохода к тому времени мы с ребятами ободрали и покрасили. Теперь труба была действительно белой, пахла свежей краской и сверкала золотом начищенных серпов с молотами. После трубы переключились на рубку. Николай, пообедав, заступил на вахту и принялся драть комингсы (стенки) рубки.

    Мы с ребятами залезли на навес над кормой и стали загорать. Ребята стали играть в карты, а я, не любитель этого занятия, просто растянулся на профнастиле навеса. Я стал размышлять, что опять я добираюсь в Набережные Челны водным путём, как когда-то давно и опять мой путь лежит через Казань. Меня опять накрыла серия воспоминаний детства:

   1974 год. Мне восемь лет. Я с отцом, матерью и братом живём на Украине в городе Донецке. Я только, только окончил первый класс школы, а брат закончил школу.

    Последнее время отец постоянно куда-то уезжал, приезжал и опять уезжал. Я не понимал куда, но мама говорила, что в какие-то Набережные Челны, на автозавод КамАЗ. А сейчас отец приехал, и в семье идут сборы и подготовка к большому переезду. Мы переезжаем в Набережные Челны навсегда.

    Приезжает машина с пустым контейнером, и мы до отказа забиваем его мебелью, коробками с утварью и узелками с одеждой. Машина с контейнером уезжает.

    На следующий день отец вызывает такси и мы едем на ж/д вокзал. Я думал, что мы сейчас сядем в плацкартный вагон, и стал упрашивать маму, чтоб разрешила мне залезть на верхнюю полку. Мама, улыбается и объясняет, что мы едем не очень далеко и спать не нужно, и поэтому вагон с полками нам не нужен.
   - А, так мы поедем на электричке? – догадываюсь я.
   - Да - отвечает мама. – Через шесть часов будем в Ростове-на-Дону.
   - А потом? – спрашиваю маму.
   - А потом мы сядем на большой белый «пароход» и поплывём на нём в город Казань.
   - В Казань?… - соображаю я, и, не понимая, снова спрашиваю:
   - А почему в Казань, мы же в Набережные Челны едем?
   - А потому что прямого «парохода» до Челнов нет. В Казани мы пересядем на другой «пароходик», и вот он нас привезёт в Набережные Челны.
   - Маам, а почему мы не едем на поезде? – не унимаюсь я.
   - На поезде – отвечает мама – получается сложнее туда добраться. А тебе разве не хочется на пароходиках поплавать? Папа специально устроил нам такое путешествие. Ведь здорово же?
   - Конечно! – восклицаю я восхищённо  – Ну поехали скорее на «пароход».

   На перроне стоит куча народу, и мы со своим не очень объёмным скарбом. Все ждут электричку. Электричка подходит, и мама со мной первая заходит в вагон и занимает ближайшие лавки. Отец с братом перетаскивают вещи, и мы усаживаемся на деревянные рейчатые сиденья. Народ заполняет весь вагон и поезд трогается.

   Во второй половине дня прибываем в Ростов-на-Дону. От железнодорожного вокзала до речного не далеко, но пешком, а тем более с вещами, добираться тяжело, поэтому отец ловит такси, и мы без проблем перемещаемся на речной вокзал. Там нас встречает невысокое красивое здание речного вокзала с колоннами.

   Первое здание речного вокзала появилось в Ростове-на-Дону в середине 1930-х годов. В годы ВОВ оно пострадало не сильно, и к началу 1950-х оно было восстановлено. В 1952 году здание старого речного вокзала было доработано в стиле «сталинского ампира» в ожидании приезда Сталина после открытия Волго-Донского канала и простояло чуть больше 20-и лет. Через год после нашего визита в Ростов, в 1975 году, было введено в эксплуатацию новое здание вокзала (действующее и ныне), а старое было переоборудовано в выставочный зал Союза художников РСФСР. Выставочный зал был закрыт в 1995 году. В 2007 году здание горело и в этом же году его снесли (видимо кому-то помешало). На его месте ничего построено не было и сейчас там просто лежит тротуарная плитка.

   У причала набережной нас уже ждёт пассажирский теплоход В. М. Зайцев.

  Теплоход «В. М. Зайцев» - двухпалубное речное круизное судно проекта 305, построенное в Венгрии в 1960 году. Длинна 77,8 м., ширина – 15,2 м., осадка – 1,4 м., скорость до 11 узлов (20 км/ч), пассажировместимость – 169 человек. Имело две основные палубы – «Главная» и выше «Вторая палуба». На основных палубах размещались пассажирские каюты 1-го и 2-го класса, каюты экипажа, бытовые помещения, два ресторана и кинозал. На «Нижней палубе» (в районе ватерлинии) размещалась часть пассажирских кают 3-го класса, машинное отделение, трюм, и технические помещения судна. Первичное название теплохода – «Ангара» В 1967 году теплоход был переименован в «В. М. Зайцев» в честь Владимира Михайловича Зайцева, комиссара внутренних водных путей. Теплоход принадлежал Волжскому речному пароходству с  портом приписки г. Горький (ныне Нижний Новгород). До 1980 года совершал рейсы Москва – Ростов-на-Дону. В 1988 году теплоход был передан в Бельское речное пароходство с портом приписки г. Уфа. В 2005 году теплоход формально перешёл в Башкирское речное пароходство. После 2011 года, вследствие резкого падения спроса на двухпалубные суда теплоход не эксплуатировался. В 2017 году после банкротства Башкирского речного пароходства теплоход был продан одной из компаний города Перми, на запчасти, и в 2018 году прекратил своё существование.

   Мы заходим по трапу на теплоход, и отец предъявляет проверяющему билеты. В сопровождении девочки стюардессы мы идём по ковру широкого коридора в сторону носа судна до лестницы, ведущей вниз на нижнюю палубу. Спускаемся вниз и попадаем в небольшой коридор с несколькими дверями по левую и правую руку. Девочка показывает нашу каюту, отдаёт ключи и убегает сопровождать следующих пассажиров. Мы заходим в каюту.

   Каюта наша четырёх местная – слева и справа располагаются нижние и верхние койки. Всё напоминает купе железнодорожного вагона, но стенка, у которой стоит стол, выглядит как-то криво, не вертикально и вверху над уровнем верхних полок светятся два больших (так мне кажется) иллюминатора. Иллюминаторы открыты и через них слышен плеск воды. «Кривая» стенка с иллюминаторами оказывается бортом судна, имеющим наклон от борта к днищу судна. В каюте всё просто, минимум комфорта. Из удобств только умывальник, шкаф для одежды и радио.

   Я сразу лезу на верхнюю полку и, ползу к иллюминатору, выглядываю в него наружу. Взгляд мой сразу упирается в бетон пирса. Мы стоим у стенки левым бортом, и каюта наша находится с левого борта. Вверх посмотреть невозможно мешает выступающая главная палуба, и мы стоим очень близко к причалу, зато внизу буквально в метре от моей головы плещутся волны, их мне хорошо видно из-за наклона борта. Разместившись в каюте, мы выходим на палубу. Скоро отправление и это событие нам очень важно увидеть…

   Событий разных и интересных во время нашего путешествия было много, но о них я, возможно, расскажу в другой раз.

   …Теплоход приближается к Казани, и мы собираемся на выход. Наше увлекательное путешествие на пассажирском теплоходе заканчивается, но нас ждёт не мене интересное путешествие до конечной точки нашего маршрута на теплоходе  «Метеор».

    В Казани нам перемещаться никуда не надо. Отец покупает билеты на «Метеор» (как на автобус), и мы идём на посадку. У причала стоит наш «Метеор»… - «Инженер Зайцев»! Он весь закрытый, палуба вся внутри, весь обтекаемой формы с длинным треугольным стабилизатором на крыше, ну прямо космический корабль.

  «Метеор» - теплоход на подводных крыльях. Все «Метеоры» имели порядковые номера, но некоторые «Метеоры» называли именами выдающихся людей. Так в 1972 году «Метеор-68» получил имя своего создателя Николая Алексеевича Зайцева - «Инженер Зайцев». Сам теплоход был построен в 1968 году по проекту 342Э на Зеленодольском ССЗ им. А. М. Горького. Принадлежал теплоход Волжскому речному пароходству с портом приписки в г. Горький. В 1997 году был списан. Длина – 34,6 м., ширина – 9,5 м., водоизмещение 53,4 т., скорость максимальная – 41 узлел (77 км/ч.), осадака на ходу – 1,2 м., пасажировместимость – 123 чел.

   - Вот это здорово! – удивляется и смеётся отец – Опять «Зайцев». Выходит, в Набережные Челны мы едем на «Зайцах»!

   «Метеор» плавно отходит от причала, начинает так же плавно двигаться вперёд, набирая скорость. Тряска от ударов небольших волн прекращается, и мы летим над поверхностью воды. В воде находятся только крылья теплохода, и винты которые толкают нас вперёд. Шум внутри от работающих двигателей громкий, но это неудобство компенсируется захватывающей дух скоростью.

   Через пять часов мы подходим к Набережным Челнам, и отец через окно показывает нам наш дом недавно выстроенный и хорошо видный с реки. «Метеор» сбавляет скорость, оседает в воду, идёт малым ходом к плавучему причалу у Элеваторной горы и швартуется к нему. Слева виден высоко стоящий над водой сам элеватор.

    Мы поднимаемся в гору по грунтовой дороге, идём пешком, потому что автобуса ждать долго, да и нет пока автобуса до нашего дома. Нам спешить некуда. Время, от времени останавливаясь, мы достигаем верха и спускаемся с горы к мосту. Мост через устье реки Мелекески впадающей в Каму низкий и не длинный. На берегах Мелекески в зарослях сидят рыбаки с удочками.

    Переходим через мост, опять немного поднимаемся в гору и мы на «финишной» прямой – идём по широкому асфальтовому проспекту имени Муссы Джалиля. До нашего дома остаётся совсем чуть-чуть.

    Поднимаемся в квартиру. Квартира новая, ещё пахнет ремонтом, но пустая. На кухне есть мебель, укомплектованная строителями – стол посудный и шкаф над ним. Рядом стоит большая электрическая плита. В комнатах пусто, но отец заранее раздобыл четыре матраса и мы сходу бухаемся на них отдыхать. Мы дома!

   Я лежал на крыше палубы и размышлял, как все-таки забавно и странно складывалась моя судьба: Из Ростова меня вёз до Казани теплоход «Зайцев», из Казани в Челны меня тоже вёз теплоход «Зайцев». Сейчас через много лет меня опять везёт на теплоходе в Казань капитан с фамилией Зайцев. И я совершенно не удивлюсь, если «Метеор» опять окажется «Зайцев».

   К Казани мы подошли утром. Все уже проснулись и ждали завтрак. Я собрался, завернул и упаковал рыбу, и пошёл завтракать. После завтрака мы с капитаном поднялись в рубку. Рулил теплоходом уже старпом. Впереди уже отчётливо стали видны дома Казани. Капитан взял микрофон рации и вызвал с берега катер. Останавливаться или заходить в порт, чтобы высадить меня, трата драгоценного времени, поэтому катер должен был забрать меня на ходу.

   - Ты, вот что, бросай свой институт к чертям и приезжай к нам работать – то ли в шутку, то ли всерьёз начал капитан. – Со мной будешь работать. Будешь хорошо зарабатывать. Окончишь речной техникум, станешь капитаном. Ты молодец, справился на отлично, такие работники нам нужны! А твои друзья-сокурсники уже давно дома загорают. Не хотел тебе сразу говорить, думал и ты туда же. Сейчас скажу. Двое сели на теплоход вместе, но через неделю перевелись на завод в Тольятти, а через месяц удрали домой. Двое других вообще на теплоход не сели. Договорились с начальством, выправили документы и почти сразу свалили.
   - Так я же тоже не полную практику прошёл – возражаю я.
   - Ты другое дело – продолжает капитан – у тебя уважительная причина – ты заводишь себе семью, а это святое дело! Вот вместе с женой и приезжайте, выбьем вам квартиру в Тольятти...

   И капитан хитро подмигнул мне и улыбнулся.
   - Спасибо, конечно, - отвечаю я – но не получится. Я уже четыре года отарабанил, ещё полтора осталось…
   - Ну и что – перебил меня капитан. – С твоим образованием останется только предметы по специальности подтянуть, практику я тебе устрою. И станешь ты капитаном как я. Подумай!

   Сергей, до этого молча руливший теплоходом, поддержал Владимира Васильевича:
   - Действительно, Дим, подумай. Редко кому предлагают такую протекцию.
   Я обещал подумать, и мы обменялись адресами.

   Катер подошёл к борту «Дунайского 25», выровнял свою скорость с теплоходом, пришвартовался и выключил двигатель. Теперь он двигался с нами в связке. Я попрощался с капитаном с Сергеем, а на палубе попрощался со всеми членами экипажа. Провожать меня вышли все. Я запрыгнул на палубу катера, и катер попытался отчалить. Швартовы были отданы, но катер прилип к теплоходу и никак не мог оторваться.

   - «Дунайский 25» не отпускает меня – крикнул я капитану и улыбнулся.
   Владимир Васильевич что-то сказал Сергею, и теплоход замедлил ход. И только тогда катер нехотя отлип от теплохода и постепенно стал отдаляться и разворачиваться в сторону берега. Все стояли на всех палубах и махали мне вслед.

   Катер подошёл к причалу не далеко от стоянки «Метеоров». Я вышел на берег, поблагодарил капитана катера, и ещё долго провожал «Дунайский 25» со своим составом пока он не скрылся вдали.

   «Метеор» в Челны оказался не «Инженер Зайцев» хотя «Инженер Зайцев» был ещё «боевым» теплоходом и находился где-то в рейсе.
   - Значит капитан «Метеора» Зайцев или кто-то из команды – подумал я и успокоился.

   Я устроился в мягком кресле «Метеора» и «Метеор» отчалил. Тогда я совершенно не предполагал, что судьба ещё не раз вернёт меня в Набережные Челны, а потом совсем неожиданно жить я буду в Ростове-на-Дону, и тот старый речной вокзал меня дождется, чтобы при мне уйти в небытиё. Холостяцкая моя жизнь завершала свой исторический виток. Я ехал в новую жизнь.

Дмитрий Зимин
22.05.2021 г.

В начало: http://proza.ru/2021/05/22/561


Рецензии
Дочитал. Незабываемые впечатления! Жаль, что не походил я по рекам СССР.

Творческих успехов, Дмитрий! И яхту надо строить. И мир на ней обойти.

Андрей Жеребнев   05.10.2022 17:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей, за такие тёплые слова и отзывы. Да, наверно по настоящему такие рассказы могут оценить только моряки.
Ох, яхта... мечта.
С уважением Дмитрий.

Дмитрий Зимин 2   05.10.2022 21:43   Заявить о нарушении