Возвращение к Твену

     В детстве меня учили, что Марк Твен - автор смешных, приключенческих произведений. Я так и думал до тридцати пяти лет, пока не прочёл его заново, не разобрался... Даже его "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна" - это шедевры классической литературы.
     Твен как ребёнок, но думающий ребёнок. Его философия - это желание вникнуть в природу вещей через детскую любознательность и свободу движения. В этом мы с ним похожи, хотя подходим к вопросам с разных сторон и точек отсчёта времени. Он, как мудрец, смеялся над жизнью, а я, не зная её, презирал... Пока не открылась мерзость всего презрения.
     Правда меня сразила, после чего я долго не мог опомниться, а он, шаг за шагом, постепенно шёл к своей цели, имя которой Смерть... Лучше, чем сумасшедствие!
     Свифт, как Бодлер и многие "потерявшие" ум, смогли бы ему позавидовать. Ведь и они достигли того, что он... Только они не выдержали победы - победы над обществом, суетой, напрасностью.
     Твен победил с достоинством. Ум его выдержал напряжение, потому что Твен не спешил - знал всё как Бог о других. Но знал ли он всё о Боге?..
     Сатира его - от дьявола. В этом сомнения нет, как нет и ненужных слёз, достойных лишь человека.
     Я не такой, как Твен. Плачь мой слышится всюду: в каждой строке, на каждой странице, в каждой не изданной книге...
     Знаю о том, что он.
     Только не вижу цели.
     "Письма с Земли" - это, возможно, компас. Куда он покажет, в мире не знает никто: ни христианин, ни его конкуренты.
     "Письма" написаны Сатаной или от имени Сатаны - Твен тут, конечно, слишком перестарался.
     Но, перечитывая "Письма" по несколько раз и вслух, я замечаю, что роль Сатаны - только роль, а Твен - человек негодующий.

     20.III.2008


Рецензии
Можно дополнительно отметить, что Марк Твен лучший эксперт в экономике:"Есть ложь, есть наглая ложь и есть статистика"!
В частности, уровень инфляции зависит не от роста цен на товары и услуги, а от того, кто производит расчёт!
Спасибо большое за информацию!
С уважением

Николай Игнатущенко   04.01.2022 15:41     Заявить о нарушении
Да, Марк Твен был во многом эксперт... Спасибо и Вам, Николай!

Никулин Олег Евгеньевич   04.01.2022 14:13   Заявить о нарушении