Лигон Дункан. Отпадут?

ОТПАДУТ?
Лигон Дункан

Евр. 6:4-12

Если у вас есть ваши Библии, я бы пригласил вас обратиться вместе со мной к Евр.6, когда мы продолжим наш путь через это письмо. И, как вы знаете, это один из величайших предупреждающих отрывков - Евр.6.4-8, а затем Евр.10.1, и вместе они составляют два самых страшных предупреждающих отрывка во всех Священных Писаниях. Дэвид Мартин Ллойд Джонс, известный проповедник в Лондоне, Англия, сказал, что за тридцать пять лет служения он видел, как больше христиан боролись со своей уверенностью из-за неправильного понимания этого отрывка, чем, возможно, любого другого отрывка из Священного Писания. Он сказал: “Дело не в том, что это самый трудный отрывок в Писании для толкования; это не так. Есть и другие отрывки, которые сложнее интерпретировать, чем этот. Дело в том, что этот отрывок Писания обладает уникальной силой, когда его неправильно понимают, чтобы расстроить сердца верующих”. Это очень трудный текст. Отчасти это трудно, потому что уважаемые протестантские толкователи разошлись во мнениях о том, как интерпретировать этот отрывок. Наши уэслианские и методистские друзья интерпретируют этот отрывок совсем иначе, чем мы. Они рассматривают этот отрывок как один из тех, которые показывает, что верующие могут потерять свое спасение. Это часть исторического уэслианского учения. Это то, чего не принимают те из нас, кто придерживается кальвинистских убеждений. Мы верим в упорство святых, в то, что, как только вы были искуплены Христом, вы уповали на Него во спасение, были соединены с Ним работой Святого Духа, ничто не может отнять вас у Него. Но это один из тех отрывков, где наши уэслианские друзья не согласны с нами.
Этот отрывок труден, потому что в нем говорится о некоторых вещах, которые трудно понять. И, честно говоря, это говорит о некоторых вещах, которые трудно проглотить. И это заставляет нас выполнять тяжелую работу по проведению личной духовной инвентаризации. Вы действительно не можете изучать этот отрывок отстраненно. И изучать его духовно довольно утомительно, потому что для этого требуется исследование сердца. Но, друзья мои, это Слово Божье, и Он имеет в виду это для блага наших душ.. И поэтому мы не хотим ни преуменьшать предупреждения, которые мы здесь находим, ни игнорировать ободрения, которые мы находим в этом отрывке. И мы должны помнить кое- что, что я старался регулярно повторять, когда на этот раз мы работали над Посланием к Евреям: автор его не стремится поколебать уверенность истинно верующих. Он не сидит в своем кабинете и не говорит: “Что я мог бы сказать, чтобы заставить настоящих христиан усомниться в своем спасении?” Это совсем не его цель. Эти предупреждения реальны. Они приходят в контексте людей в этой общине, которые подумывают о том, чтобы отвернуться от Иисуса, покинуть христианскую церковь и вернуться в иудаизм. И предупреждения даются именно в этой ситуации. Он имеет дело не с искренними христианами, которые борются с грехом; это другой вопрос. Он имеет дело с проблемой отречения от нашего исповедания Христа, фактического или функционального. И предостережение просто таково: отречься от Христа - значит переступить черту, за которую вы, возможно, никогда не вернетесь. И поэтому я не хочу, чтобы этот отрывок неуместно обескураживал истинных верующих, но такжн я не хочу, чтобы кто-либо из нас заглушал предупреждение, которое здесь дается, потому что язык ст. 4-6 заставляет всех нас подвести баланс нашей веры во Христа.
Теперь я хотел бы, чтобы вы взглянули на контур отрывка, прежде чем мы прочтем его сегодня утром, и даже до того, как мы помолимся, чтобы вы могли обратить внимание на две или три вещи. Во-первых, в ст. 4-6 он дает предостережение, и именно против отпадения от веры во Христа. Затем он приводит иллюстрацию. Вы видите ее в ст. 7 и 8. Иллюстрация - это плодовитость и бесплодие. Его точка зрения проста: вы не можете иметь веру во Христа и не иметь плодов, и вы не можете быть неверующими по отношению ко Христу и иметь плоды. Другими словами, это всегда показывает, доверяете ли вы Христу. Доверие ко Христу всегда приносит плоды, и недоверие ко Христу всегда имеет признаки бесплодия.
И поэтому ст.7 и 8 являются иллюстрацией этого принципа. Он говорит: “Вы можете посмотреть на жизнь человека и увидеть, что на самом деле оживляет его”. Это похоже на то, что имел в виду Иисус, когда говорил фарисеям и Своим ученикам: “Из сердца человека исходит вопрос его речи и жизни”. Другими словами, Иисус говорит: “Тем, как вы говорите, тем, как вы живете, вы показываете людям публичный снимок своего сердца” – о чем вы действительно заботитесь, во что вы действительно верите, что для вас важнее всего, в чем, по вашему мнению, заключается правило жизни. Учение Иисуса состоит в том, что наша вера и наша жизнь идут вместе. Наша жизнь - свидетельство нашей веры. И автор Послания к Евреям делает это, особенно в этом контексте, потому что люди, которые открыто поворачиваются спиной к Иисусу и уходят, показывают то, что происходит в их сердце.
И наконец, если вы посмотрите в ст. с 9 по 12, то увидите, что затем он переходит к ободрению. И это слово ободрения особенно ободряет нас быть усердными и стремиться к уверенности в Иисусе. Итак, нас предостерегают от отпадения от Иисуса, дана иллюстрация этого - предупреждение содержится в ст. с 4 по 6, иллюстрация - в ст. с 7 по 8, а затем в ст. с 9 по 12 у нас есть ободрение. Так что будьте начеку, пока мы читаем. Давайте помолимся, прежде чем читать Слово Божье.
Небесный Отец, это Твое Слово, и хотя это трудный отрывок, и хотя это один из тех отрывков, которые исследуют нас, мы молимся, чтобы мы пришли к нему охотно и с готовностью, ожидая, когда нас научат словам жизни. Открой нам глаза, чтобы понять наши сердца, увидеть наш грех, но особенно увидеть нашего Спасителя и прилепиться верой к Нему. Об этом мы просим во имя Иисуса, аминь.
Это и есть Слово Божье. Послушайте Евр.6.4-6
Аминь, и на этом заканчивается это чтение святого, вдохновенного и непогрешимого Слова Божьего. Пусть Он напишет его вечную истину во всех наших сердцах.
Ваша вера в Иисуса является мерилом вашей христианской жизни. Это, несомненно, один из главных вопросов этого отрывка. В некоторых отношениях это сложный отрывок; в других он очень простой и основной. Как в предупреждении, так и в ободрении автор Послания к Евреям делает - не теряйтесь в деталях - то, что он подталкивает вас обратно к проблеме веры в Иисуса. Это пробный камень христианской жизни. Разделительная линия - это и есть калибр. Такова мера. Вера в Иисуса находится в самом центре христианской жизни. И он просит это собрание оценить свою веру в Иисуса. Некоторые испытывают искушение отвернуться от Иисуса. Это, несомненно, указывает на то, что у них есть проблема с сердцем с точки зрения их веры в Иисуса. Они недостаточно знают, кто Он такой, понимают, каковы Его требования, верят в Его личность, верят в Него для спасения, как Он предлагается в Евангелии. И вот тут-то и приходит предупреждение. Апостол обращается к сердцам людей, которые колеблются. И поощрение аналогично. Ободрение состоит в том, чтобы идти дальше, быть прилежным в стремлении к Иисусу -  продолжайте верить в Иисуса, и по мере того, как вы продолжаете верить в Него, приходите к более полной уверенности в своей надежде, что вы унаследуете все Божьи обетования. Таким образом, ваша вера в Иисуса является мерилом вашей христианской жизни.
Позвольте мне подробнее остановиться на этом заявлении. Ваша вера в Иисуса, ваша постоянная вера в Иисуса и плоды, которые приносит эта вера, являются мерилом христианской жизни. И это, по сути, является ключом к вашей настойчивости и вашей уверенности. Вы не можете быть уверены в вере в Иисуса без веры в Иисуса. Вы не можете быть уверены в данных вам Божьих обетованиях без веры в Иисуса. Вы не можете продолжать христианскую жизнь без веры в Иисуса. И автор Послания к Евреям обращается к собранию, некоторые из которых испытывают искушение перестать верить в Иисуса, отвернуться от Него, уйти от церкви, уйти от христианства, уйти от Иисуса и пойти к тому, что кто-то говорит им, что лучше. И поэтому он делает очень строгое предупреждение.

Предостережение от отпадения от веры во Христа

И поэтому я хочу посмотреть вместе с вами сегодня утром на две части отрывка - предупреждение и ободрение. Предупреждение вы найдете в ст. 4-8 с иллюстрацией предупреждения в ст. 7 и 8. Поэтому обратите особое внимание на ст. 4-6. В предостережении он говорит нам об опасности отвержения Иисуса. Автор Послания к Евреям не хочет, чтобы мы недооценивали опасность для наших душ отвернуться от Иисуса. И вот что он говорит нам в стихах 4-6: “Не поворачивайтесь спиной к Иисусу, потому что нет другой надежды на спасение”. О чем он спорил до этого момента в письме? На самом деле вплоть до Евр.5.10  он говорил: “Иисус лучше. Он лучше Моисея, Он лучше Аарона, Он лучше ветхозаветной системы жертвоприношений. Он лучший и единственный Спаситель, Которого мы могли бы иметь”. Теперь, в этом разделе предупреждения, что он говорит? “Если это Тот, Кто есть Иисус, и ты поворачиваешься к Нему спиной, каковы последствия?” И он говорит, что последствием будет проклятие; последствием будет сожжение, потому что, если вы отвернетесь от Иисуса, который является лучшим Спасителем, не останется никакой жертвы за ваш грех; не останется никакой надежды на ваше спасение. И поэтому его предупреждение здесь состоит в том, чтобы мы не поворачивались спиной к Иисусу, потому что нет другой надежды на спасение, кроме Него.
Теперь давайте вместе рассмотрим этот отрывок, потому что он сложный. Автор Послания к Евреям предостерегает от отступничества, от отпадения от истины. И мы не хотим преуменьшать значение этого предупреждения, но мы также не хотим неправильно понимать его. “Это невозможно в случае тех, кто когда-то был просвещенным, кто вкусил небесный дар и разделил дары  Святого Духа” - теперь этот язык глубоко христианский, не так ли? Вся эта часть предложения имеет отношение к работе Духа в верующих. Он просвещает. Вы помните, что Иисус сказал Никодиму? “Вы даже не сможете увидеть Царство Божье, если Святой Дух не откроет вам глаза”. Так он говорит, для тех, кто был просвещен, для тех, кто вкусил небесный дар". Опять же, это изображение Бога, изливающего дар Своего Духа; “и кто разделил со Святым Духом”. Это глубоко христианский язык. А затем посмотрите на ст. 5. “И вкусил благости слова Божьего и сил грядущего века”. Поэтому он использует сильный язык, поистине христианский, чтобы описать эту общину.
Он говорит, что настоящие христиане, населенные возрождающимся Святым Духом, могут отпасть? Нет. Позвольте мне аргументировать это двумя способами. Здесь ясно, что точка опоры этого аргумента, то, к чему он обращается, находится в следующих стихах. Посмотрите на ст. 6. “Так как они снова распинают Сына Божьего себе во вред и презирают Его”. Другими словами, какими бы качествами ни обладали эти люди, они поворачиваются спиной к Иисусу, и таким образом они, так сказать, присоединяются к насмешникам в толпе, которые издевались над Ним и отрицали, кем Он был. Вы помните, что римляне надели на голову Иисуса? “Царь Иудейский” , а потом они стали насмехаться над Ним. И он говорит: “Если вы отвергаете Иисуса, если вы перестаете верить в Иисуса, если вы поворачиваетесь спиной к Нему, вы оказываетесь в толпе, насмехающейся над Иисусом, презирающей Его.
И если вы посмотрите на параллельный отрывок, перейдите вместе со мной, если хотите, к Евр.10. Интересно, как он это там излагает. Ст. 26:  “Если мы будем продолжать сознательно грешить после получения знания истины, то больше не останется жертвы за грехи”. А затем посмотрите на ст. 29. “Как вы думаете, насколько худшего наказания заслужит тот, кто отверг Сына Божьего и осквернил кровь завета, которым он был освящен, и оскорбил Дух благодати?” Ясно, что их отношение к Иисусу - это фундаментальная вещь, которую стремится прояснить автор Послания к Евреям. Другими словами, эти люди пришли к тому, что они думают, что могут иметь Бога, но отвергают Иисуса. “Я могу иметь Бога, я могу иметь благословения Божьи, но я могу отвергнуть Иисуса”. И автор Послания к Евреям говорит, что эта ситуация -  проклятия. Если вы думаете, что можете иметь Бога и отвергнуть Иисуса, вы сидите на месте проклятия. Если вы уверены в своем общении с Богом и отвергли Иисуса, вы обмануты, и вы будете судимы. Это предупреждение, которое здесь дается. Все это зависит от их отношения к Иисусу.
Значит ли это, что когда-то они действительно были соединены с Иисусом Святым Духом, а затем потеряли этот союз с Иисусом? Нет. Еще раз позвольте мне обратить вас к параллельному проходу, чтобы помочь нам здесь. Обратитесь вместе со мной к 1 Иоан.2.19, потому что очень похожая ситуация происходит в той церкви, которой пишет Иоанн. Он говорит об антихристах-людях, которые учат чему-то вместо Христа,  и он дает это предостерегающее слово. 1 Иоанна 2:19 - “Они ушли от нас” - он говорит о людях, которые покинули собрание, потому что они следовали учению этих антихристов во множественном числе - “Они ушли от нас, но они были не из нас, потому что, если бы они были из нас, они бы остались с нами, но они ушли, чтобы стало ясно, что все они не из нас”. Теперь это блестящее, краткое описание того, что произошло в том собрании. Некоторые люди последовали ложному учению антихристов и “ушли от нас”. Другими словами, они отказались от своей связи с этой христианской общиной.
Но говорит ли Иоанн: “И когда они ушли от нас, мы обнаружили, что, хотя они когда-то были нашими, теперь они больше не наши”? Другими словами, “Хотя они когда-то были истинно верующими, теперь они потеряли это спасение”. Это не то, что говорит апостол. Иоанн говорит: “Они ушли от нас, и таким образом мы узнали, что они никогда не были из нас”. Другими словами, Иоанн говорит, что истинно верующий не мог отвернуться от Иисуса. Он не мог  Христа. Истинно верующий не мог бы сказать: “Я собираюсь общаться с Богом, и на самом деле у меня есть общение с Богом, и я отвергаю Иисуса”. Видите ли, все это оборачивается против Иисуса. И речь идет не об истинных верующих в Иисуса, которые перестают быть верующими в Иисуса; речь идет о людях, которые исповедуют быть верующими, и это исповедание оказывается ложным. Язык Евр. 6:4 и 5 - это язык, предназначенный для того, чтобы говорить о благословениях, которые мы имеем в христианской общине, но ст. 6 указывает на то, что можно сидеть посреди благословений христианской общины и на самом деле не верить во Христа.
Это так важно для нас услышать сегодня. Мы сидим под верным служением Слова Божьего, и мы в этом собрании уже 176 лет. Вы знаете, я был в стольких замечательных евангельских церквях, где сегодня проповедуется Евангелие, но было время 40,50,70 лет назад, когда на этих кафедрах сидели либеральные проповедники. Я не уверен, что знаю хоть один случай, где вся проповедническая преемственность в истории церкви была бы верна Слову Божьему. Вы сидите под верной проповедью Слова Божьего в течение 176 лет, Первая пресвитерианская церковь. Какое огромное благословение! Вы знаете, что можно сидеть под верной проповедью Слова и не верить в Иисуса, не доверять Ему. Это не вина проповеди Слова, это не вина диаконов, старейшин церкви и женщин, которые преподают изучение Библии. Это дело сердца. Кому ты доверяешь? Куда ты вкладываешь свою веру? Во что ты на самом деле веришь? Автор книги говорит, что эти люди, которые поворачиваются спиной к Иисусу, показывают, что они никогда этого не получали, потому что вы не можете повернуться спиной к Иисусу и все еще иметь жертву за грех, которая остается, говорит он в гл. 10. Так что это предупреждение очень, очень уместно для нас.
Может быть, у вас были такие же друзья, как у меня, которые говорили мне что-то подобное. В результате плохого опыта, который они пережили в церкви - их подвели где-то в местной церкви. Кто - то предал их, кто-то подвел их, у них был ужасный опыт. Законно, у них был ужасный опыт в контексте их местной церкви, но потом они сказали мне - мне страшно даже думать об этом: “Я пробовал христианство, я пробовал церковь. Я собираюсь заняться чем-то другим. Я все еще духовен, я все еще религиозен, я все еще хочу иметь Бога, но христианство больше не работает для меня". У вас когда-нибудь был друг, который говорил вам это? У меня есть такой. Это именно то, о чем здесь говорит автор Послания к Евреям. Вы не можете уйти от Иисуса, чтобы не было вечных последствий. Я не оправдываю церковь. Мы действительно можем все испортить, но это не причина уходить от Иисуса. Иисус - единственный Человек, от Которого вы не захотите уходить. И автор Послания к Евреям просто умоляет этих людей в собрании. Еще раз подумайте об этом. Он не разговаривает с людьми, которые уже ушли, верно? С ними там не о чем разговаривать. “Я знаю, что вы привыкли к проповедникам, которые проповедуют людям, которых здесь нет. Знаете, все люди, которых нет здесь в воскресенье, и они действительно позволяют им это! Что ж, они были здесь не для того, чтобы услышать тебя, проповедник!” Это не такой проповедник. Он не направляет стрелы в людей, которые уже ушли; он имеет дело с людьми, которые колеблются в собрании, которые колеблются в своей вере в Иисуса. И он говорит: “Не поворачивайтесь спиной к Иисусу. Не уходите от Него. Продолжайте верить в Иисуса”. Вся ваша вера обращается к Иисусу. Ваше отношение к Нему,  ваша вера в Него, ваше доверие к Нему - это в самом сердце христианской веры. Не уходите от Иисуса.

Ободрение быть прилежным и стремиться к уверенности в Иисусе

И ясно, что он не хочет подрывать уверенность истинных верующих из-за того, что он говорит в ст. с 9 по 12. Взгляните на это. И это второе, что я хочу, чтобы вы увидели сегодня. Он не только предупреждает нас об опасности отвержения Иисуса и повелевает нам не уходить от Иисуса, но он также объясняет нам, что Бог хочет, чтобы верующие испытали полную уверенность в надежде в христианской жизни. Обратите особое внимание на ст. 11. Мы желаем, чтобы каждый из вас проявил такую же серьезность, чтобы иметь полную уверенность в надежде до конца. Теперь этот пастырь просто выходит и говорит: “Я хочу, чтобы у каждого в этом собрании была полная уверенность в надежде”. Поэтому то, что он только что сказал, не предназначено для того, чтобы подорвать совесть грешников, которые были спасены благодатью Божьей, но все еще чувствительны к своему греху.
Я читал письмо Джона Ньютона, написанное его другу в 1801 году. Сегодня утром мы пели песню Джона Ньютона " О Тебе говорят славные вещи”. Итак, Джон Ньютон, как многие из вас знают, был работорговцем до того, как его обратили, и некоторое время после того, как он был обращен. И если вы читали биографию Джона Ньютона, то Джон Ньютон совершил несколько ужасных поступков. Когда он писал “Удивительная благодать, как сладок звук, который спас такого негодяя, как я!”, он не был набожным и сверхдуховным. Он имел в виду каждую букву этого слова. Если бы ты попытался изменить в своем псалтыре фразу “спас такого, как я”, он бы тут же написал “негодяй”. Он говорил серьезно. Почитайте как-нибудь биографию Ньютона. То, что он сделал, ошеломит вас. Ну, вот письмо, почти через 50 лет после его обращения, после того, как он провел в Евангельском служении 35 с лишним лет, написал другу в 1801 году - ему предстояло  умереть в 1807 году, так что до его кончины осталось шесть лет. И он говорит следующее: “После событий 1754 года в Африке в моей  жизни не было и двух часов, когда бы я не думал о том, что я сделал”. Разве это не интересно? Джон Ньютон, автор гимна “Удивительная благодать”, великий евангельский проповедник, по нескольку раз в день на протяжении всего своего христианского опыта, помнил об ужасных вещах, которые он совершил, когда был в Африке.
Автор Послания к Евреям пишет это не для того, чтобы подорвать уверенность Джона Ньютона в этом мире. Он пишет это для того, чтобы люди, которые не верят в Иисуса, осознали опасность неверия в Иисуса и не отвернулись от Иисуса, а вместо этого уверовали в Иисуса. Но даже для чувствительных грешников, борющихся с грехом, он хочет, чтобы у них была уверенность, как, по милости Божьей, у Джона Ньютона. Джон Ньютон был уверен в спасении не потому, что у него не было причин быть осужденным за грех, а потому, что он верил в Спасителя, который был осужден вместо него. И он знал это и, следовательно, мог быть уверен. И автор Послания к Евреям говорит здесь: “Я хочу, чтобы у вас была полная уверенность в надежде”. Он говорит: “Я убежден в лучших вещах, касающихся вас”. Поэтому после этого строгого предупреждения он быстро и решительно обращается к словам ободрения для верующих. И вы смотрите на ст. 10 и видите внешние плоды или свидетельства того, что их сердца изменились. Они трудятся для Господа, они любят друг друга, они служат друг другу. И он говорит: “Для меня все это свидетельствует о сердце, которое изменилось, о сердце, которое верит в Иисуса, и поэтому я хочу, чтобы у вас была полная уверенность в вашей надежде”. Все это послание, как предупреждение, так и ободрение, друзья мои, включает вашу веру в Иисуса.
Есть ли у вас вера в Иисуса? Вы знаете, всегда хорошо приходить к отрывкам, которые возвращают нас к самым основным вопросам христианской жизни. Этот делает это сегодня. Есть ли у вас вера в Иисуса? Вы знаете, что это значит? Верить в то, кто Он такой, и в то, что Он говорит, и в то, что Он сделал для вас на вашем месте. Верите ли вы, что Он Сын Божий и Спаситель грешников? Верите ли вы, что Его слова - это слова жизни? Верите ли вы, что Он умер вместо вас, неся ваш грех, чтобы вы не были осуждены за этот грех? Верите ли вы, что нет имени под небесами, которым вы могли бы спастись, кроме Его имени? Вы верите, что Он -путь, и истина, и жизнь, и никто не приходит к Отцу, кроме как через Него? Есть ли у вас вера в Иисуса? Если вы ее имеете, то во Христе Иисусе вам не будет осуждения. У вас нет таких забот, если вы верите в Иисуса. Но если вы этого не сделаете, у вас есть все основания для беспокойства, потому что кроме Него нет прощения грехам. Вот к чему здесь клонит автор Послания к Евреям. Он говорит: “Не переставай верить в Иисуса! Не поворачивайся спиной к Иисусу, потому что Он твоя единственная надежда на спасение”.
Услышьте это сегодня утром, как христиане, так и нехристиане. Христиане, не переставайте верить в Иисуса. Окружающая вас культура не помогает вам верить в Иисуса. Она вредна для настоящей веры и христианского доверия. Это действительно так. Мир не помогает нам продолжать верить в Иисуса. Продолжайте верить в Иисуса. И нехристиане здесь сегодня утром, если вы не будете доверять Ему, тогда вы предстанете перед Богом в своих грехах, и в этой вселенной не будет никого, кто скажет, когда вы получите осуждение за свой грех, что Бог поступил несправедливо. Каждый в этой вселенной должен будет признать: “Да, этот грешник получил то, что он заслужил". Но если вы верите в Иисуса, вот что удивительно. Точно так же, как Билли читал нам из Иер.и 25, Иисус получает то, что вы заслуживаете, и вы получаете то, чего заслуживает Иисус. Вот в какой очереди я хочу стоять в последний день. Единственный способ, которым я могу встать в эту очередь, - это верить в Иисуса. Давайте помолимся.
Небесный Отец, даруй сегодня вопрошающую веру. Выбрось сомнения из  сердец и умов, чтобы они ясно видели Спасителя и верили в Него. Господи, разрушь скептицизм агностиков. Заставь их увидеть ужасную ситуацию, в которой они находятся, и с верой побежать к Иисусу. И для борющихся верующих, таких как Джон Ньютон, как я, как и многие другие здесь сегодня, даруй нам веру во Христа, чтобы мы могли увидеть в Нем наше оправдание. Мы просим об этом во имя Иисуса, аминь.
Христианин, прими от своего Бога все, в чем ты нуждаешься. Благодать, милость и мир вам от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии