Украина. Слащёв-Крымский

Щепинские рассказы, или Яшкины были.
(отрывок)
                = Будни войны =
                -быль-

" Дворяне, это совесть и честь России, а Романовы в высокомерии и похоти вытерли о них ноги. Впрочем, как прежде о народ..."
- ответ на вопрос Ф.Э. Дзержинского, почему он решил вернуться в Россию.
          генерал-лейтенант Слащёв-Крымский Яков Александрович (1885-1929)

Завтра снова кутерьма
Вновь атаки, стоны павших
Кто успел патрон дослал
И вперёд! Там смерч атаки!

кн.Щепин-Ростовский Д.А. 1814г.

Ноябрь 1920 года. Окраина. Николаев. В старом, замызганном временем и гражданской войной двухэтажном каменном доме с колоннадой,на крыше подъезда которого висели два белосинекрасных флага Российской империи, и стояли, судя по мундирам, два крепких часовых из казаков, неделю назад разместилась временная администрация и штаб добровольческих войск "Белой Гвардии". В кабинете, что находился на втором этаже, сидели; начальник временной администрации полковник Бриссель и начальник дивизии полковник Слащёв Яков Александрович,высокий, худой, в потрёпанном в боях офицерском мундире, туго перетянутым кожаными жёлтыми ремнями портупеи, на которой были прикреплены казацкая шашка и "кобура" с наганом в ней. Его собеседник, в отличии от своего оппонента Бриссаль, очевидный из штабных, был в парадном мундире,чистой офицерской шинели, очевидно только-только полученной на складах, и при офицерской сабли.Разговор, продолжавшийся уже почти три часа, явно у них не складывался, и по их раскрасневшимся лицам было видно, что Слащёв нажил себе ещё  одного опасного врага в лице градоначальника Николаева. Суть разговора заключалась в том, что слащёвцы,из Джанкой где была ставка Слащёва, диким маршем-броском захватившие Николаев, разгулялись до неприличия. Их пьяные солдаты и казаки грабили лавки богатых евреев, а при случае и расстреливали, или вешали тех на столбах, как озвучивали в приговоре за не повиновение новой власти. Полковник решительно, почти в крике, потребовал от него прекращения беспредела и поставил Слащёву ультиматум, чтобы в течении двух часов беззаконие и безобразие были прекращены. Слащёв же лишь улыбался, а когда у градоначальника закончились слова, он одной тирадой приструнил его и кажется даже подчинил себе, своей воли сильнейшего.
- Послушай друг, ты знаешь кто я, я воин  и  врага вижу сквозь стену, так вот те, кто поощрял бандитов, вне зависимости, кто они, белые, красные или зелёные, хоть немец синий в клеточку, я их уничтожаю, ибо в тылу мне враг не нужен.Не буду особо углубляться в историю, но я был командиром Московского полка,(с 12.11.-09.12.1917г.) да-да, того самого, который герои гвардейцы вывели на Сенатскую площадь, и ты думаешь я тебя слушать пожелаю?  Да Вы, господин бунтарь и вы полковник наивны как страус. Не бывать этому во веки веков господа либералы!
Надо будет я и Вас расстреляю, если замечу какие от вас с этими делишки, типа получения взяток, или обмен золотых. Надеешься на то, что я как генерал-майор Антон Станкевич в восемнадцатом году, приму сторону защитника нищеты и рабочих,  этого пройдохи Ленина?Так генерал не долго им служил, его казнили, повесили на станции Золотарёво.Надо конечно отдать дань уважения генералу, принявшего чин в октябре семнадцатого из рук самого господина Керенского. Ему Деникин, как я слышал лично предлагал прощения и отправки в Европу,о забытии его измене присяги императору, взамен потребовав его отставки. Но, верный присяге данной Ленину и Красной Армии, сей дворянин вынужден был отказаться, ибо не пожелал отречься от народа Отечества. Мне бы Деникин таких условий не предложил бы. Не соизволит любить нас сей Главнокомандующий,да и чую тучи над моей буйной головой сгущаются.
Полковник, растерянно, хотя и был испуган, пролепетал, пытаясь сложить свою речь:
- Господин Слащёв, я барону Врангелю, как когда-то докладывал Деникину в марте сего года, в штаб буду вынужден доложить о ваших словах. Вы же знаете, что из-за таких как Вы, из России бегут в Европу каждый год тысячи россиян. Да и вашу личность,главнокомандующий Деникин в свою бытность отстранял вас от руководства полка. Помилуй Бог конечно отказываться от своих слов,но дополню, что в 1894 году в Германию их уехало более 80000 тысяч, а уже в 1902-более 350 тысяч, а до 1917 года их уже более 400000 тысяч, и всё из-за таких своевольных бунтарей. Много отъезжает евреев и иноверцев, но в большинстве оные помещики, банкиры и инженеры. Люди с образованием и рабочими руками. А ныне, при Ваших опытах над демократией их будет далеко за миллион!Вы думаете, что Вы творите? Мне в прошлом году из колчаковского окружения офицеры докладывали о тех зверствах, что творит правитель Сибири Колчак  да его приглашённые друзья японцы,да и вся его банда. Тогда речь шла о Амурском казачьем войске, назовём эти банды нейтрально, под командой атамана Гамова И.М. Так вот они, эти так называемые казаки вместе с японцами, тех был батальон в селе Волково, начали штурм Благовещенска, это происходило в сентябре месяце, если мне память не изменяет восемнадцатого числа. Начали казаки с японцами довольно удачно переправив войска через Амур на местном пароходе " Святой" со стороны, имя такое необычное, как кличка в зоне трудно запоминающееся, а вспомнил Сахалян. Так вот успели до дождей и гроз. Город пал под их натиском, да и как сотне красноармейцев отразить такой силы накал боя. Когда наши, извините вынужден так трактовать этих господ, туда вошли, то начались выборочные вначале, а потом и всеобщие аресты красноармейцев, тех, что сдались под честное слово офицера, который гарантировал им жизнь. Попали под горячую руку и русские торговцы купцы, и евреи, и работники учреждений и рабочие предприятий и мастерских. В городе свирепствовал Ад. Крики и слёзы обречённых на смерть, были слышны из всех концов города. Выстрелы, виселицы и рубка голов,насилие девочек и женщин несчастных горожан,казались лёгким флиртом и наказанием. Имена только мне известных казаков были Степан, Фёдор и Дмитрий Карагодины.Скорее всего они братья. Те, которые гордились убийствами большевиков и помогавших им жителей. Я представляю что там было наяву. Что и Вы  господин, или как Вам лучше, Ваше благородие, желаете вписать своё имя в историю варваром и убийцей? Нельзя так с народом,он же сметёт вас с лица Земли, как потоки бушующего моря. Что же Вы творите господа и главное зачем? Выходит народ прав уничтожая вас
- Это мы, армия творит безобразия? - закричал в исступлении Слащёв - А не Вы ли, причина всех бед России? А Ваш император? Он батенька слизняк и дуралей был, ибо сгубит не только свою семью,но разорил и Россию в дребезги.Он мягкотелый либерал. Не он ли виноват в гибели Столыпина? Всё пытался заигрывать с правыми и "Союзом Русского народа" Хотя там мало что поймёшь,ведь как в Обществе бало известно, сам Пётр Столыпин платил им мзду,это ежемесячно по 15000 рубликов,а потом и по более 20000 рублей, лишь-бы революционная ситуация не перешла в Россию из Европы, бунты Германии, нашей  Польши. Ленин же, не торгуясь, твёрдой рукою взял власть, никого не щадя и жалея во имя народов России. Отомстил Романовым за смерть своего брата, как декабристы за пятерых казнённых. Пять императоров познали, что такое смерть. Ленин гений, жаль, что не с нами. Ладно "друг народа" с Синая - вставая из-за стола произнёс Слащёв - прикажу своим угомониться. Ты не обижайся, но так всё это наболело, так надоела вся эта чехарда. Слащёв Я.А. пожав руку остолбеневшему от такой перемены настроения полковнику, вышел во двор и вскочив на коня, а за ним и его два ординарца, поскакал в "горячие" места города, чтобы нагнать страха на своих вольников и смутьянов. Он прекрасно знал, что они его сильно  побаиваются, ибо за насилия и разбой он вешал и казнил и своих, вплоть до офицеров. Здесь ему вспомнились слова батьки Махно, с которым он встречался ближе к новому году: "Бей белых, пока не покраснеют, бей красных, пока не побелеют..." Вот черти зелёные, рассмеялся Слащёв,  всех на плаху.
Ровно через неделю Слащёва, при Азовской операции  25 мая 1920 года, тяжелейшее ранение, 2 пули в грудь и одна в живот при проведении атаки. Его положили в госпиталь.  Там ему сделали две операции, и он выкарабкался из рук смерти, благодаря уходу за ним его второй супруги Нины Николаевны Нечволодовой.Правда за это время жалобы на него и его бойцов, достигли Крыма и штаба Врангеля, а тот его ненавидел всей душой. Барон понимал, что Слащёв легенда армии, недаром получил имя Слащёв-Крымский. Но, это всё было в прошлом и Врангель пошёл, не смотря что дал ему генеральские погоны( март 1920г.), на беспрецедентные меры, разжаловав генерал-лейтенанта Слащёва в рядовые, как пред этим Деникин, правда не надолго, лишившего того власти. И это не только дело случая. Судьба такая штука, что частенько даёт оплеухи и правым, и неправым. Так и генералу Слащёву, очень скоро откликнулись казни в Николаеве, где он расстрелял 150 солдат и трёх офицеров,при том повесил одного еврея, и брат того, некий курсант московских  курсов Лазарь Колленберг отомстил генерал-лейтенанту, 11.01.29 года убив его в его же квартире. Вообще интересна сама судьба генерала в грозные двадцатые годы начала  ХХ века.
С 12.11.1916 года Слащёв назначен командиром Московского гвардейского полка, того самого в котором гвардия вышла на Сенатскую площадь 14.12. 1825 года.
с 18.01.1918 года Слащёв Я.А. в Добровольческой Армии, а в декабре 1920 года он идёт в отставку и эмигрирует в Турцию.
С 03.11.1921 года вернулся в Россию по предложению Ф.Э. Дзержинского и Троцкого. В Крыму его встречала целая делегация, во главе с Феликсом Эдмундовичем и сотрудник ОГПУ военком Щепин-Ростовский А.Н. Но это уже другая история...

группа красных командиров после учёбы и сдачи экзаменов. фото 1925г. Крымская АССР. снимок военкома Щепина-Ростовского
 


Рецензии